Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .
1 Роль детской литературы в воспитании детей
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и
дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны
, что читать дурно выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем
ничего не читать . »
Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое
ценное что создал человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства
, эмоции , переживания людей . Детская литература органическая часть
общей литературы , но она специфична . Детская литература является
средством воспитания, формирования личности ребенка .
« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить
в план воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература
особенно бедна книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и
литературными детскими книгами »
Начальные педагогические требования Белинского - уважение к
ребенку , развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает
идею гармоничного развития личности . Воспитание должно учитывать
возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные
возможности , формировать нравственные , патриотические чувства .
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека .
Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его
отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть
дело , всякая истина , как бы ни была она несомненна, но если не
осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только
слово , пустой звук ,- та же ложь …Питайте и развивайте в детях
чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную любовь к добру;
заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за награды ,
не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения
и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях , с
самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из
первейших элементов человечности … развивайте также в них и
эстетическое чувство , которое есть источник всего прекрасного ,
великого , потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на
степени животного … »
« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало
художественную книгу . »
Книги для детей должны быть источником высоко -
художественного, эстетического , нравственного воспитания .
« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей
каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек
и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа ,- развитие чувства любви , и чувства
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию .… Детские книжки должны показать им , что мир и
жизнь прекрасны , т. к. они суть .… Кто не почувствовал истины , тот и
не понял и не узнал ее .…
Преимущественное развитие чувства дает им полноту ,
гармонию и поэзию жизни .… Они должны знакомить их с таинством
страдания , показывая его , как другую сторону одной и той же любви ,
как блаженство своего рода ,… как необходимое состояние духа .…И все
это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в
повествованиях и картинах , полных жизни и движения , проникнутых
одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком легким ,
свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они
могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных
средств для воспитания . »
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »
2 Познавательное значение детских книг .
Тематика научно - познавательной литературы
для детей .
В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения
идеалистическими системами в первый период своей деятельности к
материализму и революционному демократизму . В соответствии с этим
меняется , получает новое , более глубокое содержание и его идеал
воспитания человека .
Выяснив народность произведений великих русских писателей
Пушкина , Гоголя , Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно
обосновал идею народности воспитания .
« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас
из плана воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об
исторических деятелях европейской истории , но не имеют никакого
понятия о сокровищах своей народной поэзии , русской литературе ,
Петре 1 .» Он указывает , что детям надо давать как можно больше
общечеловеческого , мирового , но надо знакомить с этим через родные и
национальные явления .
Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в
план воспитания как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд
важнейших вопросов о значении детской литературы , о ее специфики ,
тематике детской книги . В 60 годы был представлен список книг
рекомендованный для детского чтения такими известными писателями , как
Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов , Толстой , Успенский ,
Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам научно -
познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,
всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как
наука о жизни ».
«… Для детей предметы те же , что и для взрослых людей ,
только изложенные сообразно с их понятиями , а в этом - то и
заключается одна из важнейших сторон этого дела . Показать душе юной ,
чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …
»
« … Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими
горы , моря , острова , полуострова , минералы , разные чудеса
физической природы , потом явления растительного и , наконец ,
животного царства , и при этих картинках был бы объяснительный текст
простой , толковый , без фраз и восклицаний , как прекрасна природа и
т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке , но и
в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких
системах … »
3 Расширение круга детского чтения .
Выделение основных читательско - возрастных групп .
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила
Белинскому , Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение
самых маленьких современников , но и воздействовать на самих писателей
, продемонстрировать им тот уровень , на котором они должны работать
для детей .
По сути дела это так же была борьба за реализм детской
литературы . Деятельность этих критиков способствовала формированию
нового русского читателя .
Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству
для маленького читателя - непосредственное восприятие .
«… На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем
на само воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все
нуждаются - и старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ;
дети - так же . Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны
, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем
ничего не читать .
Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для
всех возрастов , давайте им «Басни » Крылова , в которых даже
практические , житейские мысли облачены в такие пленительные
поэтические образы , и все так резко запечатлено печатию русского духа
; давайте им « Юрия Милославского » г. Зазоскина , в котором столько
душевной теплоты , столько патриотического чувства , который так
прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин , так доступен
детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » , эту
превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных
сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при
высокой поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности
, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе
нравственную идею . Не давая детям в руки самой книги , можно читать
им отрывки из некоторых поэм Пушкина , как , например , в « Кавказском
пленнике » изображение черкесских нравов , в « Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми
костями , о богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы ,
появление Петра Великого ; наконец некоторые из мелких стихотворений
Пушкина , каковы « Песнь о Вещем Олеге » , « Жених » , « Пир Петра
Великого » , « Зимний вечер » , « Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых
« Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут
, но именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но
больше чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова
, сердца преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует
на них , как и музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой
еще настанет свое время , свой черед .
Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в
план воспитания , как одна из важнейшых его сторон .
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей
каким - нибудь делом , не столько предохранение их от дурных привычек
и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа , - развитие чувства любви и чувство
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувство детей , а и на их рассудок , а такими
сказками можно так же назвать сказки Гофмана « Неизвестное дитя » , «
Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских сказках дедушки
Иринея » … Какое богатство детских книг ! « Друг детей » - это перевод
немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие мыслительной
способности в детях через постепенное восхождение от легких к более
трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта
достигается благодаря хорошему составлению книги . »
Главные доводы Белинского при определении круга детского
чтения : связь с жизнью , непременная художественность ,
« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания ,
простота и , наконец , « истинная народность » .
4 Требования Белинского к детским писателям.
« … Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут
требуется не только талант , но и своего рода гений . Да, много ,
много нужно условий для образования детского писателя : тут нужна душа
благодатная , любящая , кроткая , спокойная , младенчески простодушная
; ум возвышенный , образованный , взгляд на предметы просветленный , и
не только живое воображение , но и живая поэтическая фантазия ,
способная представить все в одушевленных , радужных образах . Не
говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,
особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для
воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека
.
… Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в
числе других необходимых условий , для образования писателя для детей
: через нее и по средством ее должен он действовать на детей . В
детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души , первый
посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром
действительности . Дитя не требует выводов , доказательств и
логической последовательности : ему нужны образы , краски и звуки .
Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы
. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему
фантастическому , как жадно слушают они рассказы о мертвецах ,
привидениях , волшебствах . Что это показывает ? - потребность
бесконечного , начало чувства поэзии , которые находят для себя
удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном , отличающемся
неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами ,
надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и
иметь фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с
детьми , надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в
прошлом значении этого слова , но родиться с характером младенчески
простодушным . Есть люди , которые любят детское общество и умеют
занять его и рассказом и разговором , и даже игрою , приняв в ней
участие : дети , со своей стороны , встречают этих людей с шумной
радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною
доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на
Руси , говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских
праздников » нужно и для детской литературы. Да - много , очень много
условий ! Такие писатели , подобно поэтам , родятся , а не делаются .
»
Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику
» , современной ему реакционной дворянской литературы , построенные по
« единому типу » , книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими
моральные истины нравоучениями , которые должны естественно и
органически вытекать из « дела » , выявляться в
« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах
, а в повествованиях и картинах , полных жизни , движения ,
проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства .
« … Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно
склеенным рассказом , пересыпанным нравственными сентенциями . Цель
таких повестей - обманывать детей , искажая действительность .
… Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу
книгу с удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы
мечтою в светлые годы своего младенчества .
Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и
резонерства : их не любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они
хотят в вас видеть друга , а не наставника , требуют от вас
наслаждения , а не скуки , рассказов , а не поучений . Дитя веселое,
доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений , страстное к
рассказам , не чувствительное , а чувствующее .
… Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться
первобытным раем непосредственной теплоты , полноты бытия , этого
полного жизнею чистотой младенческой радости , источник , который
есть простодушное и целомудренное единство с рпиродою и
действительностью .
… Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте ,
что они не могут мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше
сказать , резонерствовать , а это очень худо ! Резонерство иссушает в
детях источники жизни , любви , благодати ; оно делает их молоденькими
старичками … Чувство внутреннего , духовного созерцания истины - есть
дар природы , результат счастливой организации , и развитие этого дара
требуем мы от воспитания и детской литературы .
… Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план
воспитания , как одна из важнейших его сторон …
5 Понимание Белинским специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя
.
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и
старые , и молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также .
Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать
дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать
: первое зло положительное , второе - только отрицательное . Так ,
например , в детях , с самых ранних лет , должно развивать чувство
изящного , как один из элементов человечности .
Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и
несвоевременное развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не
юношею , не взрослым человеком . Первые впечатления сильны , - и
плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность ,
пустая и ложная идеальность , отвращение от бодрой и здоровой
деятельности , наклонность к таким чувствам и положениям в жизни ,
которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя череда .
Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды .
Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только
изложенные сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть
преобладающая способность и сила души , дитя не требует выводов ,
доказательств и логической последовательности , ему нужны образы ,
краски и звуки . Наглядность признана теперь всеми единодушно самым
необходимым и могущественным помощником при учении …
… Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть
самый сухой текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки
…
… Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца
переполняются чувством изящного , пусть и поэзия действует на них ,
как музыка . »
2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов реалистического искусства в детской литературе .
« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ?
- Дурно склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями .
Цель таких повестей - обманывать детей , искажая в их глазах
действительность . Тут обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить
в детях всякую живость , резвость и шаловливость , которые составляют
необходимое условие юного возраста , вместо того , чтобы стараться
дать им хорошее направление и сообщить характер доброты ,
откровенности . Потом стараются приучить детей обдумывать и взвешивать
всякий свой поступок , словом , сделать их благоразумными резонерами ,
которые годятся только для классической комедии или трагедии , а не
думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа .Потом
стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое
хорошее действие награждается …»
Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное
воздействие на читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны
идейность и художественность , воспитательное значение книги и ее
отношение к « истине » жизни. По словам Белинского , главная задача
писателя - воспитание нравственных качеств , пробуждение человечности
. Цель же нравоучительной дворянской литературы - обманывать бедных
детей , представляя жизнь искаженной . Особенно ненавистны Белинскому
те книги , в которых авторы , стремясь воспитать верных слуг царю и
отечеству , возводят в образец беспрекословное послушание , бездумное
подчинение авторитету - родителей , наставников .
« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и
полезно только то сочинение для детей , которое может занимать
взрослых людей и нравиться им не как детское сочинение , а как
литературное произведение , писанное для всех … »
3) Особенности языка детских книг .
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских
книг . Очень низкий уровень изданий и низкая культура переводов
вызывали его многочисленные замечания об их безграничности , жаргоне .
Белинский считал , что язык детской книги должен
отличаться чистотой и правильностью « быть цветущим в самой простоте »
.
« Детские книги должны отличаться особенною легкостью ,
чистотою и правильностью языка …
Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная
книга и красиво напечатанная , - она полезна и для детей , и для
взрослых …
Книга должна быть написана просто , умело , без излишних
потребностей , хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в
перспективе , обличающей память , переданы с живостью и
увлекательностью …
Целью детских книжек должно быть не столько занятие
детей каким - нибудь делом , не столько предохранение не от дурных
привычек и дурного направления , сколько развитие данных им от природы
элементов человеческого духа - развитие чувства любви и чувство
бесконечного . Прямое и непосредственное действие таких книжек должно
быть обращено на чувства детей , а не на их рассудок . Чувство
предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и не понял , и
не узнал ее . »
К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи .
Подражание и творчество .
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей
планеты . Достаточно приглядеться возможно внимательнее к сложной
системе тех методов , при помощи которых ему удается в такое
изумительно короткое время овладеть своим родным языком , всеми
оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его суффиксов ,
приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из
величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает
основные богатства родного языка . И осваивает не как прилежный
зубрила , а как поэт .
У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что
создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а ,
напротив , очень метки , изящны , естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » -
всеобщий .
Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова ,
которые уже есть в языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим (
обутка , одетка ) . Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам
, которые создавались народом в течении многих веков ( « льзя » -
можно , « удобриться » - смягчиться , « людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного
словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те
детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими .
Ребенок создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов .
Ребенок называет лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее
уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - «
одуван » .
Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала
в испуге : - Мама , мама , какой ползук !
Неосознанное мастерство .
Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего
словотворчества и остается в уверенности , будто правильно повторяет
услышанное ( « сольница » - солонка , т . к . есть чайница , сахарница
) .
Такое неосознанное словесное творчество - один из самых
изумительных феноменов детства . Сам того не подозревая , он
направляет все свои усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить
созданное многими поколениями взрослых языковое богатство . Даже те
ошибки , которые не редко случается делать ребенку при этом творческом
усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом
работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по аналогии
со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .
Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве
копирует взрослых . Сам того не подозревая , он направляет все свои
усилия к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими
поколениями взрослых языковое богатство .
С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время
гениальным лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность
утрачивает , т . к . к этому возрасту ребенок уже полностью овладел
основными принципами родного языка .
Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о
его речевой гениальности , мы не должны забывать , что общей основой
всех названных качеств является подражание , т . к . всякое новое
слово , создаваемое ребенком , твориться им в соответствии с нормами ,
которые даны ему взрослыми .
Народная этимология .
В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы
возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во
всей точности нашу « взрослую » речь , они бессознательно исправляют
ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном
слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике
, их ощущению вещей :
* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной . 2. Леля называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и
творчества .
Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .
3. Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ». 4. Властелин души моей - « Пластилин души моей » . 5. Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .
Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного
слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой
новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка )
качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены (
язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .
Действенность .
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы
исключительно со стороны действия .
6. « строганок » - то , чем строгают
7. « копатка » - то , чем копают
8. « лизык » - то , что лижет
9. « колоток » - то , чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета .
Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую »
речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место
динамику .
5. Завоевание грамматики .
За - вы - на - рас - об
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не
хватает глаголов , существующих во « взрослом » языке . Приходится
создавать свои собственные .
10. - часы часикают
11. - я намакаронился
12. - видишь , как я хорошо приудобился
13. - погоди , я еще не отсонился В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно
тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок
поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка .
Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за
рамки общенациональных языковых традиций .
Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни
вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно
угадывает значение каждой из них .
14. Мама , отпачкай мне рубашку !
Льзя - нельзя
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не
срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше ,
чем взрослый .
15. - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
16. - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
17. - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
18. - Я не черепаха , я черепах .
19. - Синица - синиц .
20. - Русалка - русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи
детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось
присущее детям чутье языка .
21. - Червячее яблоко
22. - Клевачий петух
23. - Махучий хвост
Скрещивание слов
24. - Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны (
блестящая и чистенькая сразу ) .
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую
глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому
развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с
самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им
взрослые .
25. - Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются
притяжательные .
26. - Этажерка - эта жерка , та жерка
27. - Табуретка - та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы
разноспрягаемых глаголов .
28. - Папа воевает
29. - Мы сплим
30. - Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один
единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою
целая фраза .
31. - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )
32. - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами ,
словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами
предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с
конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против
наших аллегорий и метафор .
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом
корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам «
бессмыслиц » , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок
протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем
подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает
двоякое :
1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он
забраковал наши слова и заменил их другими .
2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им
речений .
И в том , и в другом случае основные законы установленной,
выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если
же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того ,
чтобы вступиться за эти законы .
33. - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .
Ложное истолкование слов
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно
присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл
которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не
обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача
не представит для него особенных трудностей . Он решает ее « по
вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими другими
ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он
принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .
34. - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер
, как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать ,
отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые
пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его
имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же
сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной
конструкции .
35. Кооператив :
пиф
пиф - пиф
апиф
39. капиф
40. каапиф
41. патиф
42. копатиф
43. кооператив
Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения
сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери
что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется ,
что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке
, тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет ,
преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует
утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно -
дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими
собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону
ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок
бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без
фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание
новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых
химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в
окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его
почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за
справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней
минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего
возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая
пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто
не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее
, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития
период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы
развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой
мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка
совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к.
слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и
всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за
справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии
малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и
заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого ,
переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,
укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не
человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и
доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и
будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых ,
Горьких …
7. Специфика детского словотворчества .
Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в
окружающем мире , но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и
что именно в интересах реалистического воспитания детей следует
культивировать в детской среде такие стихи . Ибо так уж устроен
ребенок , что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе
реализм не только путем ознакомления с окружающим миром , но чаще и
успешнее всего именно при посредстве фантастики .
44. жабы по небу летают
45. рыбы по полю гуляют
46. мыши кошку изловили …
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на
минуту не верит в их подлинность . Навязывание предметам
несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава . В
русских малых фольклорных жанрах эта забава нередко принимает характер
игры в обмолвку :
47. Полтора молока чистого кувшина .
48. Гладь , из - под собаки лают ворота .
49. Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами
игры , но эти стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра
мыслительная , игра ума .
50. Будем кушать на диване , а спать на столе .
51. Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
52. Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное
отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на
каждом шагу . Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому
ребенку на определенном этапе его умственной жизни . В основе этих
причуд не юмористическое , а позновательное отношение к миру . Ибо
давно уже чтало общепринятой истиной , что именно по средствам игры
ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков , нужных ему
для ориентации в жизни .
Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот
накопленный опыт порождает новые знания , чувства , желания , поступки
и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так
» ребенок живо ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее
укрепляет ребенка в норме , и он еще выше оценивает свою твердую
ориентацию в мире . Он делает как бы экзамен своим умственным силам и
неизменно этот экзамен выдерживает , что значительно поднимает в нем
уважение к себе , уверенность в своем интеллекте , столь необходимую
ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом мире : « Я - то не
обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки » ; « на дне
моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное
значение игры в перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества
большого : - комарище упавший с дуба )
2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются
качества горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )
3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел
лапти )
4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на
голову )
5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )
6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают
ворота )
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не
наносим ущерба его интеллектуальной работе , но , напротив ,
способствуем ей , ибо у ребенка у самого есть стремление создать себе
такой « перевернутый мир » , чтобы тем вернее утвердиться в законах ,
управляющих миром реальным .
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое ,
когда ребенок подрастает , увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему
добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из
непосредственных задач воспитания .
Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком
усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает
не последнее место .
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у
каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его
антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году
жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .
При этом , конечно , возможны такие ошибки :
53. Вчера была сырая погода
54. А разве сегодня вареная ?
55. Это вода стоячая
56. А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками
по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении
детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по
звуку :
57. Расскажи начало , а кончала не надо .
58. Две открытки и одна закрытка
59. Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они
облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова ,
принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом
систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .
60. Генералы - сухопутные ,
61. Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И
когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
62. Вот туда , где вода ,
63. Вот туда , где вода .
64. Это разве ложка ?
65. Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени
всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются
длительным играм в созвучия :
66. Галюнчик , малюнчик .
67. Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт
этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и
продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается
ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно
явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
68. Я не танк волоку ,
69. Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и
плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него
самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства
.
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу
переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
70. Лежит рядочком с брюквой
71. И кажется , вот - вот
72. От счастья громко хрюкнет
73. И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное
выражение их чувств и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
Основополагающие принципы , положенные в основу
заповедей .
1 . Учиться у народа . Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу ,
которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно
поставлен знак равенства между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по
словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с
непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет
полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным
писателям все лучшие детские книги .
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача
писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не
только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо
знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их ,
влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность 74. 1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе ,
а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо
мышлению младших детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . » 75. 2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину
своей эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . » 76. 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть
тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих
стихах были песни и пляски . « И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия
фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка 78. 5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность ,
текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов . 79. 6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком
расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу
.
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »» 80. 7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны
быть главными носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : … » 81. 8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной
жизнью и составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . » 5 . Отказ от эпитетов . Ритмика . 82. 9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по -
настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое
чередование событий .
« У меня зазвонил телефон . - Кто говорит ? - Слон . - Откуда ? - От верблюда . - Что вам надо ? - Шоколада . » 83. 10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей
.
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи 84. 11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших
и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен
играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют
не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к
ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало -
помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем
постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию
великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »
В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит
тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в
то же время очень интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей
и животных ) .
Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты
, ума , чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к
поставленной цели , побеждающим все зло - и это главные качества
характеризующие большинство героев сказок Чуковского .
Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных
живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно
следовал своим заповедям . Сказка написана простым детским языком ,
эмоциональна , доступна для детей , легко воспринимается , но в то же
время она оказывает большое воспитательное значение .
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и образность .
« Но вот перед ним море -
Бушует , шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна ,
Сейчас Айболита проглотит она …
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня , Айболит ,
И , как большой пароход ,
Тебя повезу я вперед ! » »
2. Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре ,
В Калахари и Сахаре ,
На горе Фернандо - По ,
Где гуляет Гиппо - попо
По широкой Лимпопо » .
3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение
постоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса …
И пришел к Айболиту барбос …
И прибежала зайчиха
И закричала : « Ай , ай !
Мой зайчик попал под трамвай !
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки ,
И теперь он больной и хромой ,
Маленький заинька мой ! »
Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то
действовать , чем то помочь .
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот , поглядите , какая - то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице , глядите , сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо , вот и Попо ,
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
Вот идет Гиппопотам .
Он идет от Занзибара ,
Он идет к Килиманджаро -
И кричит он , и поет он :
« Слава , слава Айболиту !
Слава добрым докторам ! » »
Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет , и хохочет ,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются , заливаются -
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит .
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица ,
И жучок , и червячок ,
И медведица !
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит ! » 8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
« « Что такое ? Неужели
Ваши дети заболели ? » -
« Да - да - да ! У них ангина ,
Скарлатина , холерина ,
Дифтерит , аппендицит ,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит ! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены прилагательными .
« Ладно , ладно , побегу ,
Вашим детям помогу .
Только где же вы живете ?
На горе или в болоте ? »
10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
« И встал Айболит , побежал Айболит ,
По полям , по лесам , по лугам он бежит .
И одно только слово твердит Айболит :
« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »
11 . Присутствует игра .
« И бежит Айболит к бегемотикам ,
И хлопает их по животикам ,
И всем по порядку
Дает шоколадку ,
И ставит и ставит им градусники !
И к полосатым
Бежит он тигрятам ,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам ,
И каждого гоголем ,
Каждого моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем потчует . »
12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
« Десять ночей Айболит
Не ест , не пьет и не спит ,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники . »
13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .
« И тут же страусята
Визжат , как поросята ,
Ах , жалко , жалко , жалко
Бедных страусят !
И корь и дифтерит у них ,
И оспа и бронхит у них ,
И голова болит у них ,
И горлышко болит . »
Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои
заповеди в сказке « Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети ,
и после будут любить и читать ее вновь и вновь . Это все благодаря
высокому мастерству и таланту великого поэта .