Варламов
Александр Егорович (1801-1848)
Известный
русский композитор. Происходил из “волошских”, то есть молдавских, дворян. Еще
ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал
играть на скрипке по слуху (русские песни). Десяти лет Варламов поступил певчим
в придворную певческую капеллу. В 1819 г. был назначен регентом придворной
русской церкви в Гааге, где жида тогда сестра императора Александра I, Анна
Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. В Гааге и
Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов
свел знакомство. Быть может, отсюда он и вынес свое знакомство с искусством
пения, давшее ему возможность стать впоследствии хорошим учителем вокального
искусства. Слушая “Севильского цирюльника” Россини, Варламов приходил в особый
восторг от искусного употребления в финале 2-го акта русской песни “На что ж
было огород городить”, которую итальянский маэстро, по словам Варламова,
“хорошо, мастерски свел на польский ”. Имея множество знакомств, особенно среди
музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку
к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии развить
как следует свое композиторское дарование. В 1823 г. Варламов вернулся в
Россию. По одним источникам, он жил это время в Петербурге, по другим, менее
достоверным, — в Москве. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал
хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору
Николаю I две херувимские песни — первые известные нам его сочинения. 24 января
1829 г. он был определен в капеллу в число “больших певчих”; на него возложена
была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии.
В декабре 1831 г. он был уволен от службы в капелле, в 1832 г. занял место
помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил
звание “композитора музыки” при тех же театрах. К началу 1833 г. относится
появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно
трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: “Музыкальный
альбом на 1833 г.” Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс
“Не шей ты мне, матушка”, прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и
на Западе в качестве “русской национальной песни”, а также другой весьма
популярный романс “Что отуманилась, зоренька ясная”. В них, как и в других
номерах сборника, вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки
композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и
задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике,
выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах
с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит и, вместе с тем,
неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и
выдержанности стиля, элементарность формы. Для правильной оценки исторического
значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время в России
имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим
выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Первые романсы Варламова заняли поэтому
в тогдашней русской вокальной литературе видное место и сразу сделались
популярными у всех любителей музыки и поклонников национального колорита в
искусстве. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в
подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений русской
музыки.
Наряду со своей службой он занимался и
преподаванием музыки, главным образом — пения, нередко в аристократических
домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но при рассеянном образе
жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал
целые ночи) ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких
случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл
посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва
готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. В 1845 г.
Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим
композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием
неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и
лишений здоровье пошатнулось, и он скоропостижно скончался на карточном вечере
его знакомых. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народные
русские песни, аранжированные им для одного голоса с фортепиано, из них четыре
малорусские, небольшое число сочинений на три голоса, три церковных
произведения для хора (херувимские) и три фортепианные пьесы (марш и два
вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы “Красный сарафан”, “Оседлаю
коня”, “Травушка”, “Соловушко”, “Что отуманилась”, “Ангел”, “Песнь Офелии ”,
“Мне жаль тебя”, “Нет, доктор, нет”, дуэты “Пловцы”, “Ты не пой” и т. д.
Интересно, что музыка романса “Не бил барабан
перед смутным полком”, приложенная к другому тексту (“Вы жертвою пали в борьбе
роковой”), получила общероссийское распространение в период социальных
потрясений, хотя сам Варламов едва ли мог желать себе славы революционера.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/