Эжен Делакруа
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший
представитель прогрессивного
романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными
напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные
темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства,
свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство
полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма. Общественным
событием становилось появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”,
“Резня на Хиосе”, - глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против турецкого ига,
“Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами
реальных учасников революции 1830 года.
В дыму канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на
приступ народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся
скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у городской
ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни
Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции
1830 г., Делакруа приступил к работе 20 сентября, чтобы прославить в большой
композиции это столь значительное событие. В марте 1831 г. он получил за нее
награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой
отталкивала буржуазных посетителей, которые к тому же упрекали художника за то,
что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне
1831 года министерство внутренних дел покупает "Свободу" для
Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали
слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил
картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии,
приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848
году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя. Картину опять считают
подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи
"Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой
композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают
оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает
ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить
его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет
"Свобода" снова выставляется в Лувре.
Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений
Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта (“Смерть Сарданапала”). В 30-40 годах
определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов. Он пишет
яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой истории (“Правосудие Траяна”, “Взятие
крестоносцами Константинополя”), а после поездки в Северную Африку - картины, поэтично и красочно, рисующие
жизнь народов Алжира и Марокко (“Алжирские женщины”, “Марокканец, седлающий
коня”). Делакруа успешно работал и в области монументальной живописи. Во многих
поздних произведениях Делакруа обращался к отвлечённым романтическим вымыслам,
к поискам чисто живописных эффектов. В то же время им были созданы полные реалистичной смелости портреты.,
пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru