Реферат по предмету "Биографии"


Об Александре Дюма

Об
Александре Дюма

Александр Дюма
прославленный романист родился в 1802 г. В семье генерала Тома Дюма и дочери
трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные годы Александр провел в родном городе
Виллер-Котре; окончив в 1823 г. местный коллеж, он направился в Париж, где
некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского.

В молодые годы
Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым поборником романтического искусства.
В духе этого передового направления в литературе он создает свои первые драмы –
«Христина»(1827), «Гентих III и его двор» (1829).

Пятого июня
1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с Ламарком, вот
почему по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов,
следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но
произошло то, что и следовало ожидать: траурное шествие превратилось в
революционное восстание. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна
из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с
оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.

Дюма угрожал
арест; по совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил
несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый
историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».

В 1834 г.,
совершая путешествие по Испании и Италии, Александр Дюма побывал в Сицилии, где
по совету известного композитора Беллини он осмотрел достопримечательности
небольшого селения Баузо и на основе бытовавшего там народного предания написал
новеллу «Паскаль Бруно».

В тридцатых
годах Дюма стал разрабатывать особый литературный жанр, названый им «
исторические сцены». То был вид романа, повести, новеллы, в которых построенная
на историческом материале повествование перемежалось живым, динамичным
диалогом; описательный элемент в таких произведениях был сведен до минимума, с
тем, чтобы с первых же страниц книги ввести главных героев в стремительно
развивающиеся действия. Такова композиция повести «Правая рука кавалера де
Жиака» (отнесенная автором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую
общность с романом «Изабелла Баварская».

Годы 1840-1848-
период наиболее интенсивного труда писателя, когда им были созданы
произведения, ставшие известными во многих странах мира. Поражает разнообразие
жанров: роман исторический и нравоописательный, новеллы фантастические и
реалистические, драмы и комедии, путевые очерки и газетные статьи.

«Граф
Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-фельетона. Каждая глава
включает напряженный момент из жизни того или иного персонажа, перекидывает
мост к следующей ступени увлекательного сюжета, раскрывает новые грани
характера героев.

Работая над
«Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал публиковать роман «Три мушкетера»
(1844), первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли романы «Двадцать лет
спустя» и «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя».

Накануне
революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой он уделил исключительное
внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет вторую трилогию,
посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский престол: “Каралева
Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 – 1848).

Дюма
отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть о крушении королевского
трона встретил с искренним ликованием. Он устраивает на площади Парижа народное
гуляние и уже в марте 1848 г. начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи
в защиту Республики. Но Республика просуществовала всего лишь несколько лет.

В декабре
Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать «Мемуары», которые по своим
художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим
сочинениям.

Возвратившись в
Париж в 1853 г., Александр Дюма основал здесь собственный журнал «Мушкетер»,
пытавшийся быть не зависимым в отношении нового режима. Но по-прежнему главным
делом его жизни являлся усердный труд над большими романами.

Продолжая
заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи, Дюма в 1857 г. обращается к
роману под несколько завуалированным названием «Сообщники Иегу».

Этот роман
представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела революционные войны
против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался Жорж Кадудаль,
известный монархист, заговорщик. Действие романа начинается в 1799 г., когда
Наполеон был первым консулом Республики. В стране создалась напряженная
обстановка. Восстание в Вандее, спровоцированное монархистами, поддерживалось
бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и терроризировавшими мирных
жителей.

В 1866 г.
Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию; тогда между этими странами
возникла война. С фронта он направляет в парижские газеты обзоры военных
действий и одновременно работает над новым романом – «Прусский террор», в
котором обличил под именем графа Безеверка прусского канцлера Бисмарка.

Весной 1870 г.
Александр Дюма уехал на юг Франции, где должен был подготовить к изданию ряд
книг, но франко-прусская война произвела тяжелое впечатление на писателя, его
здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер –
Котре.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»

Главные герои
романа «Учитель фехтования» - Иван Александрович Анненков и француженка Полина
Гебль, ставшая после замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей
пребывание на каторге в своей книге воспоминаний.

(Воспоминания
Полины Анненковой. М., 1929.)

Композицию
этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми моментами из жизни героев,
которые были зафиксированы Гризье. Богатая фантазия писателя придала
хроникальному материалу форму художественного произведения, в котором историзм
соседствовал с изрядной долей вымысла.

Узловыми
эпизодами сюжета были:

Приезд Гризье в
Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи ( Полиной Гебль). Любовь Луизы и
кавалергардского офицера Алексея (Анненкова). Встречи республиканца Алексея с
заговорщиками. Военное восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка.
Следование Луизы в Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском
заводе.

Итак, сюжет
романа в основных своих разветвлениях построен сообразно тем обстоятельствам,
которые могли сложиться в жизни Анненкова и его близкого друга. М.Н. Волконская
в своих «Записках» образно рисует момент приезда будущей супруги декабриста:

«Анненкова
приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая француженка, красивая,
лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела удивительно выискивать смешные
стороны в других. Тотчас по ее приезде комендант объявил ей, что уже получил
повеление его величества относительно ее свадьбы. С Анненкова, как того требует
закон, сняли кандалы, когда повели в церковь, но, по возвращении, их опять на
него надели. Дамы проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и
все время пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под
этой кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,
заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». ( Записки
княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)

Анненков, как
представил его Дюма, особо значительной роли в движении декабристов не
принимал, но он возвеличен как человек и участник восстания, увлеченный мечтой
– основать в России республику, он отдает во имя торжества этого дела все свои
средства. Увидев, как в неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с
поля боя, а добровольно вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.

Романист явно
обеднил духовную сторону жизни члена Северного общества И.А. Анненкова,
получившего прекрасное образование в Московском университете. На следствии
Анненков указал на исключительное значение лекций швейцарского просветителя
Дюбуа, которые он слушал в университете: «Первые свободные мысли внушил мне мой
наставник, ибо он всегда выставлял свое правительство как единственное, не
унижающее человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было
предметом его шуток».

Академик М.В.
Нечкина, выявляя рост политического сознания русских революционеров, пишет:
«Поручик кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также (как
А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честно доносить на
своих товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: « Вы не имеете
понятия о чести!»

Столкнулись два
понятия о чести – реакционное и революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и
декабристы. М., 1977, с.332.)

По показаниям
Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду с Рылеевым, Н. Тургеневым,
Оболенским выражал согласие с умыслом цареубийства и установления республики.
Арестованный 19 декабря Анненков был приговорен Верховным уголовным судом к 20
годам каторжных работ с последующей ссылкой на поселение. Поскольку события
романа «Учитель фехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог
рассказать о жизни своего героя в последовавшие за тем годы.

В Сибири Прасковья
Егоровна и Иван Александрович прожили тридцать лет. В 1854 г. их навестил
находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский, знавший, сколько вытерпели они горя.
Несколько позже он писал П.У. Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого
пребывания моего в Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне
и в товарищах моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу
вспоминать об этом без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда
не забуду». ( Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).

В 1856 г. И.А.
Анненков с супругой переехали на постоянное местожительство в Нижний Новгород.
Здесь И.А. Анненков служил в губернском управлении, состоял членом комитета по
улучшению быта крестьян, был избран почетным мировым судьей, принимал
деятельное участие в проведении крестьянской реформы.

В Нижнем
Новгороде Анненков завел знакомство с литераторами. Великий украинский поэт
Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На
квартире у Якобы встретился я благоговейно познакомился с Иваном
Александровичем Анненковым».

Здесь мы не
будем говорить о серьезных ошибках автора «Учителя фехтования», допущенных им
при реализации столь сложной темы, как деятельность русских революционеров 20-х
годов. Причин тому множество. Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде
всего «Учитель фехтования», один из ранних романов Дюма, и за плечами
французского писателя не было еще его известных творений – ни «Трех
мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо», опыт создания которых помог бы ему,
положить в основу эпохальное событие русской действительности, создать
масштабное художественное произведение.

Не забудем и
другого немаловажного обстоятельства – отсутствие объективных сведений о
характере движения декабристов. Писатель мог познакомиться лишь с «Докладом
следственной комиссии» да с легендой «о нескольких злодеях и безумцах мечтавших
о возможности революции», для которой в России не существовало благоприятных
условий.

Известный
литературовед С. Дурылин весьма объективно и содержательно охарактеризовал
значение книги французского писателя: «Роман Дюма был повествованием о
декабристе, основанном не на вымысле, а на исторической правде, и повествованию
этому, вышедшему из-под пера популярнейшего писателя современности, был обеспечен
успех и внимание широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма неприятным
сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное внимание – широкой
европейской аудитории к людям, самое имя которых для Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к
каторжному молчанию сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью
полного забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из
декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти
остальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. Александр Дюма –
отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И
действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря на
Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых
солдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании.

В 1858 г.
осуществилась давнишняя мечта французского писателя – посетит Россию. Прибыв в
Петербург 23 июня, он остановился в особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме
мецената и беллетриста постоянно собирались многие литераторы.

У Кушелевых
Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А. Меем. Григорович
познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.

Петербург
встретил французского писателя с искренним радушием. Так как Дюма по
свидетельству И. И. Панаева пользовался в России почти такой же популярностью,
как и во Франции.

В Петербурге
Дюма провел полтора месяца, затем направился в Москву. Далее он предпринял
путешествие по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и
Баку добрался до Кавказа и только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.

В результате
поездки по России Александр Дюма смог создать обширный цикл очерков,
еженедельно выходивший в свет в его журнале «Монте-Кристо».
Список
литературы

Александр Дюма.
«Учитель фехтования».

«Черный
тюльпан». Новеллы.  Москва. Издательство
«Правда» 1981 г.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.