Содержание 1.Введение…2 2.Что такое управление?… 3.Файолю… 4.Файоля молодым управляющим (менеджерам)………… 5.Файоля и Тейлора… 6.Список литературы ….12 Введение Классическая или, как ее еще называют, администра¬тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается
Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инже¬нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо¬ложников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга¬низации труда отдельного рабочего, представители клас¬сической школы занялись разработкой подходов к совершен¬ствованию управления организацией в целом.
Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятель¬ством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятель¬ность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управ¬ляющим большого французского горнодобывающего
и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн пре¬вратился в одно из крупнейших, эффективно работаю¬щих предприятий, что способствовало укреплению обо¬роноспособности Франции во время первой мировой войны. Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который зани¬мался выполнением заказов
по проведению исследова¬ний в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведом¬ство). Файоль был награжден орденом Почетного легио¬на и другими государственными наградами, имел высо¬кие научные звания. Управленческой деятельностью занимались и другие представители этой школы. Так Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в
Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в компа¬нии «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в орга¬низации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления ор¬ганизацией. Создатели школы научного управления ос¬новное внимание уделяли повышению эффективности производства,
тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классиче¬скую школу называют административной. Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает зани¬маться разработкой общих принципов управления органи¬зацией. Целью классической школы было создание универ- сальных принципов управления.
При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Родоначальником классической школы считается Файоль, который в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности француз ского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как
функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в дос¬тижении целей организации. Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и пе¬реизданная в СССР (1923) с предисловием А.К. Гастева. В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их
совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий. Файоль старался обосновать необходимость и воз¬можность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. Что такое управление (по определению А.Файоля)? Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред¬приятие к: его цели, извлекая возможности
из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. По мнению Файоля, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности: • техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка); • коммерческую (закупка, продажа, обмен); • финансовую (привлечение капиталов и эффектив¬ное управление ими); • охранную (охрана собственности и физических лиц); • учетную (инвентаризация, балансовые ведомости,
издержки производства, статистика); • административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изу¬чения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом адми¬нистративной функции служит лишь образование
соци¬ального порядка. В то время как прочие функции (пер¬вые пять из шести вышеперечисленных) опери¬руют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал». Файоль рекомендовал использовать санкции как ос¬новной метод управленческого воздействия. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции.
Самостоятельно он их не рассматривает. В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не под¬дается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах. Заслуга Файоля заключается в том, что он разде¬лил все функции управления на общие, относящиеся к любой
сфере деятельности, и специфические, относя¬щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Файоль рассматривал управление как особый вид дея¬тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо¬бым объектом исследования. Файоль определил, что дея¬тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.
Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако несмотря на это, она обязательно должна вклю¬чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех¬нику их осуществления. Предвидение (планирование). Оно выражается в раз¬работке программы действий предприятия по техниче¬ским,
финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку¬щий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен¬ную часть управления. «Предвидеть — означает исчис¬лять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать». Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную
цель, руководящую линию поведения, этапы предстоя¬щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ¬лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально. Для разработки программы действий необходимо знание: • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.); • ведущих направлений развития предприятия; • возможных изменений
внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее. • Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала: • искусства управлять людьми; • известного нравственного мужества; • большой активности; • достаточной устойчивости; • известной компетенции в производственной области; • наличия достаточного опыта в делах. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для
работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се¬бя обеспечение предприятия необходимыми материала¬ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль¬ный организм должен быть способен выполнять все опе¬рации, необходимые для осуществления производствен¬ного процесса на предприятии. Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности: • установление
программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами; • наблюдение за выполнением программы; • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем; • правильный подбор административного аппарата; • точное определение функций; • согласование усилий для выполнения намеченной работы; • ясное, отчетливое и точное формулирование решений; • поощрение ответственности и инициативы; • справедливое
вознаграждение за труд; • предупреждение ошибок и недоразумений; • обязательное соблюдение дисциплины; • подчинение личных интересов интересам предприятия; • единство распорядительства; • всеобщий контроль; • борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д. Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени. Построенный социальный организм требуется привести в действие.
Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства. Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри¬ятия в целом. По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил: • знать в совершенстве подчиненных ему работников; • увольнять неспособных работников; • хорошо знать
условия, связывающие предприятие и служащих; • подавать положительный пример; • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия; • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий; • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность; • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между
различны¬ми частями предприятия путем установления рациональ¬ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз¬нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от¬носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой. Управление предприятием через функцию координи¬рования призвано
рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования. Контроль. Задачей контроля является проверка ис¬полнения в соответствии с принятой программой. Кон¬троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле¬дующим требованиям: компетентность, чувство долга независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел.
Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ¬ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо¬рядительство, координирование и контроль). Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва¬ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль.
Однако это не относится к функции «распорядительст¬во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас¬порядительства в перечень основных функций управле¬ния он объяснял следующими причинами: С распорядительством непосредственно связано формирование персонала предприятия и аппарата его управления. Тождественность принципов управления и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.
На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; ко¬ординировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том,
чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям. Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз¬действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования
всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций. Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением. Фойоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут¬ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности
предприятия за счет совершенст¬вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под¬вижны, и их применение зависит от меняющихся об¬стоятельств, от состава работников и т. д. Классификация принципов управления в теории
А.Файоля Файоль сформулировал 14 принципов управления: 1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделе¬ние труда эффективно до определенных размеров, при дос¬тижении которых оно не приносит желаемых
результатов. 2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью.
Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности. 3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предпри¬ятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут при¬меняться санкции. Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и
для рабо¬чих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель. 4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ¬ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя. Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в про¬тиворечие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.
5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». 6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего
предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение. 7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим. 8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизаци¬ей
и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные — меньшую. Выбор правиль¬ного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов. 9.Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руково¬дителей низового звена).
Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать. Рациональная структура управления организацией тре¬бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей. 10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходи¬мым.
Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте». 11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справед¬ливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей. 12.Стабильность рабочего места дня персонала.
Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленче¬ского персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.
13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием». 14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль ука¬зывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.
Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство,
требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше при
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |