Сати Эрик
Виктор Каширников
Его
имя во французской музыке связано со всевозможными скандалами. Он завоевал себе
громкую известность и место в истории новой французской музыки, благодаря своей
независимой, и даже, порой, вызывающей позицией по отношению к официальному
академическому искусству, ко всем музыкальным авторитетам. Обладая острым и
злым умом, он любил поражать своих слушателей неожиданными парадоксами, смелыми
музыкальными каламбурами, ироничными и гротескными названиями своих
произведений. К примеру, такими, как «Язвительные препятствия»,
«Бюрократическая сонатина», «Обрюзглые прелюдии» (для собаки), «Три пьесы в
форме груши».
Весь
сотканный из парадоксов, Сати лишь в 37летнем возрасте поступает учиться в
высшее музыкальное заведение Франции «Сколу Конторум», и в течении трех лет
усердно изучает контрапункт и композицию. Клод Дебюсси, узнав об этом, сказал
композитору: «Вы затеяли опасную игру, в Вашем возрасте уже не меняют кожу».
Сати ответил ему: «Если я сорвусь, тем хуже для меня. Значит, у меня ничего не
было внутри»
Вот
некоторые факты биографии этого оригинального человека. Он родился 17 мая 1866
года. Отец – француз, мать – шотландка. Несколько лет Сати учится в Парижской
консерватории, однако, неудовлетворенный методами преподавания, бросает
обучение и поступает добровольцем в армию. Здесь он недолго выдерживает режим
суровой воинской дисциплины. Чтобы избавиться от службы в полку, Сати,
обнаженный до пояса проводит несколько часов на морозе, в результате, серьезное
легочное заболевание и – освобождение от армии. Вернувшись в Париж, Сати
поступает в качестве тапера в кафе на Монмартре, где и проводит вечера в
обществе шумной парижской богемы.
Широкую
славу Эрик Сати завоевал после скандальной премьеры его балета «Парад»,
написанного по заказу Сергея Дягилева на либретто Жана Кокто. Премьера балета
18 мая 1917 года в Парижском зале «Шатле» вызвала бурную реакцию аудитории и
злые нападки критики. Один из биографов композитора писал: «Это был скандал!
Весь Париж был в «Шатле» и бурлил негодованием!» Сати был в восхищении: « Они
дерутся изза меня!» Пресса была воинственна и бескомпромиссна – Сати, Кокто и
Пикассо (автора декораций и костюмов) называли «бошами»». Один из отчетов
возбудил Сати до такой степени, что он послал его автору письмо, полное грубых
оскорблений. В результате – судебный процесс. Автора балета «Парад» приговорили
к 8 дням тюремного заключения за «публичное оскорбление и клевету»
Действие
«Парада» разворачивается на арене цирка, и представляет собой
последовательность цирковых номеров. Здесь и китайский фокусник, и пара
акробатов, танцующая лошадь, которую изображали два актера, чревовещатель,
клоун. Пикассо оформил спектакль в кубистическом духе, с конструкциями в виде
площадок на разных уровнях с картонными задниками. Все это оформление
замечательно соответствовало музыке Сати – простой, четкой, лишенной и тени
красивости, насыщенной ритмами джаза и кабацких песенок, но в то же время
самобытной и темпераментной. Композитор использовал целый ряд необычных шумовых
эффектов, таких как стук пишущей машинки и автомобильные гудки.
«Парад»
Сати ознаменовал новый этап в развитии французской музыки. Неожиданно для
самого себя, 50ти летний композитор становится во главе «Новой школы»,
восставшей против импрессионизма. «Новая школа», ядром которой стала знаменитая
«Шестерка», объединившая талантливых молодых композиторов, видела в Сати своего
духовного вождя. Участники нового движения ратовали за искусство повседневное,
лаконичное, пронизанное ощущением сегодняшнего дня, ритмом городской жизни с
его шумом машин, уличным гамом, звучанием джаза.
Последние
годы жизни Сати уединенно прожил в маленьком городке Аркей. Время от времени он
появлялся в Париже, показывал свои новые сочинения и отпускал острые меткие
словечки, которые потом повторял весь музыкальный Париж. А потом он неизменно
возвращался в свой поселок Аркей, где слыл романтиком и человеком необычайной
доброты. Часто по выходным гулял с детьми. Был приятелем молочника и булочника,
которые и не подозревали, что водят дружбу с признанным королем снобистских
салонов Парижа. Все это узнали в Париже потом, когда 1 июля 1925 года, прожив
59 лет, он умер.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://specialradio.ru/