Реферат по предмету "Биографии"


Тирсо де Молина

Тирсо де Молина

Б. Кржевский

Тирсо
де Молина (Tirso de Molina, 1571—1648) — псевдоним выдающегося испанского
драматурга; его настоящее имя — Габриель Тельес (Gabriel Tellez). Р. в
дворянской семье. В 1601 сделался монахом ордена Милости (La Merced). В 1634
был назначен членом правления ордена, в 1635 — его историографом, в 1639 Т. д.
М. получил степень магистра богословия. Путешествие в Америку (о. Сан-Доминго),
куда он был послан (1616) для ревизии орденских учреждений, отразилось в его
исторической трилогии, посвященной конквистадорам бр. Писарро («Единая цель
решает все», «Американские амазонки» (Amazonas en las Indias), «Верность в
борьбе с завистью» (La lealtad contra la envidia)). С 1620 Т. д. М. сблизился в
Мадриде с Лопе де Вегой и его единомышленниками (Монтальван, Аларкон, Мира де
Амескуа) и успешно начал свою художественную деятельность. В 1625 открытая
театральная деятельность драматурга-монаха навлекла на него преследования и
ссылку в провинциальный монастырь (г. Трухильо).

Подобно
Лопе де Вега Т. д. М. отличается большой плодовитостью: по его собственному
признанию, им сочинено свыше 400 комедий, из которых многие при его жизни
пользовались известностью вне Испании (Италия, Америка, Франция). Из всего им
написанного до нас дошли: 81 комедия, 5 ауто, две книги смешанного содержания
(новеллы, комедии, лирика): «Толедские виллы» (Cigarrales de Toledo, 1621, 2-е
изд., 1624) и «Развлечение и польза» (Deleytar aprovechando, 1635); рукописная
«История ордена Милости» (Historia de la Orden de la Merced, напис. в 1639, 2
тт.) и «Жизнеописание святительницы Сервельонской».

Т.
д. М. — прямой последователь новой драматургии Лопе де Вега, реалистические
достижения которой он горячо отстаивал в «Толедских виллах»: он остается верен
реалистическому методу. Т. д. М. сохраняет введенные Лопе жанры (исторические
драмы, религиозные пьесы, бытовую комедию) и принципы (смешение трагического и
комического, отказ от триединств, деление на 3 акта, стиховая форма), все же,
взятое в целом и на фоне общего движения испанской драмы, творчество Т. д. М.,
несмотря на ряд блестящих достижений и новшеств, говорит о начавшемся
ослаблении реалистических тенденций системы Лопе де Вега. Это достаточно ясно
сказывается в исторических пьесах Т. д. М. (жанр, на большую идейную и
художественную высоту поставленный Лопе де Вега), в которых частные и личные
интересы героев почти полностью заслоняют прямую политическую проблему («Счастливая
и злополучная судьба Альваро де Луна» (Prospera fortuna de D. Alvaro de Luna y
adversa de Riny zope de Avalos, трилогия о бр. Писарро, «Антона Гарсиа» (Antona
Garcia)). И только в некоторых лучших  своих
исторических пьесах (напр. «Благоразумные женщины») Т. д. М. поднимается до
уровня своего учителя. Самобытен Т. д. М. в создании еще неиспробованного до
него жанра социально-философских драм («Севильский обольститель», «Осужденный
за сомнение»), послуживших впоследствии отправным пунктом для философских пьес
Кальдерона. С большой глубиной и редкой силой обобщения он отражает в них
наглядно обнаружившиеся противоречия «золотого века» испанской культуры,
парадоксально сочетавшего в себе материалистические установки позднего
Ренессанса с феодально-церковным духом контрреформации. Впервые в мировой литературе
Т. д. М. создает в «Севильском обольстителе» (El вurlador de Sevilla, 1630) тот
образ Дон Жуана, где социально-бытовая зарисовка совмещена с философским
толкованием и за обликом феодала-сластолюбца чувствуется дерзкий вольнодумец,
восстающий против устрашающего аппарата церковной морали и догмы. Герой
«Осужденного за сомнение» (Condenado per Desconfiado), отшельник Пауло, с
помощью хитрых экспериментов пытающийся вырвать у провидения тайну спасения
своей души, является в сущности контрреформационным вариантом фаустовской темы
и заключенной в ней проблемы свободного познания.

В
области бытовой комедии («Комедия плаща и шпаги») Т. д. М. снижает
реалистический метод Лопе де Вега и высоту его  социальной проблематики своим пристрастием к
формальным и натуралистическим эффектам, которые сделали его мастером «комедии
интриги» (частые переодевания, эффекты трансформации, систематические
«кви-про-кво» — ср. «Дон Хиль Зеленые Штаны» (Don Gil de las calzas verdes),
«Благочестивая Марта» — Marta la piadosa, «Любовь — врач» — El amor
médico — и др.) и уходящим в мелочи «жанристом» («Застенчивый во дворце»
— El vergonroso en palacio, «Крестьянка из Вальекас» — La villana de Vallecas и
др.).

В
религиозных пьесах Т. д. М., в первую очередь в его «Комедиях о святых», с
особенной остротой проявляются контрреформационные элементы его мировоззрения.
Их характеризует погоня за феерическими эффектами и мишурой богословской
учености («Святой портной» — Santo y sastre, «Озеро св. Викентия» — Los lagos
de San Vicente). Произведение, вроде философски задуманной библейской драмы
«Месть Тамары» (La venganza de Tamar) с ее откровенным изображением
кровосмесительной любви (брата к сестре), трактуемой в смысле защиты прав
освобожденной Ренессансом плоти, — одно из немногих исключений в его религиозном
театре.

Хотя
творчество Т. д. М. очень неровно и наряду с образцовыми созданиями включает не
мало слабых, едва отделанных набросков, тем не менее его значение в истории
испанского театра очень велико. Влияние Т. д. М. отразилось уже на ближайших
его современниках: Кальдерон обязан ему не только философскими пьесами, но и
техникой своего бытового театра. Аларкон, Мира де Амескуа, Морето и др.
пользовались его сюжетами, типами и положениями.

Созданная
им концепция Дон Жуана выросла до размеров подлинного мирового образа. С начала
XX столетия интерес к творчеству Т. д. М. заметно усиливается как в Испании (В.
С. Арместо), так и за границей. В наши дни работу по популяризации его
творчества в массах проводит в Мадриде группа испанских революционных писателей
(Р. Альберти, Р. Х. Сендер и др.).

Список литературы

 I. Comedias escogidas publicadas por J. E.
Hartzenbusch, Madrid, 1885 (Biblioteca de autores Españoles, V)

 Comedias, publ. por E. Cotarelo y Mori, 2 vls,
Madrid, 1906—1907 (Nuova Biblioteca de autores Españoles, IV, IX)

 Autos sacramentales, publ. por E. Gonzalez
Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de autores Españoles, LVIII)

 Cigarrales de Toledo, ed. V. Said Armesto,
Madrid, 1914

 Vida de la santa madre de Cervellon, ed. N.
Menéndez y Pelayo «Revista de Archivos» 1908—1909, vls XVIII, XIX, XXI. Переводы:
Дон Хиль Зеленые Штаны, перев. В. Пяста, Берлин, 1923

 Театр, перев. В. Пяста и Т. Щепкиной-Куперник,
изд. «Academia», М. — Л., 1935.

II. Rios de Lamperez B. de los, Del
siglo de oro, Madrid, 1910

 Muñoz Peña P., El teatro del
Maestro Tirso de Molina, Valladolid, 1889

 Menendez y Pelayo M., Estudios de critica
literaria, t. II, Madrid, 1895

 Morel-Fatio A., Études sur l’Espagne,
3-e série, P., 1904

 Menendez Pidal R., Estudios literarios,
Madrid, 1920, p. 9—100

 Bushee A. N., Tirso de Molina, «Revue
hispanique», 1933

 Morley G., The use of the verse-forms by Tirso
de Molina, «Bulletin hispanique», 1905, v. VII, pp. 387—408

 Его
же, El uso de las
combinaciónes métricas en las comedias de Tirso de Molina, там же, 1914, v. XVI, p. 177—208

 Gendarme de Bévotte G., La
légende de Don Juan, 3 vls, P., 1906—1911

 Schröder Th., Die dramatischen
Bearbeitungen der Don Juan-Sage, Halle, 1912

 Pfandl L., Geschichte der spanischen
National-  Literatur in ihrer
Blütezeit, Freiburg i/Br., 1929

 Кржевский В., Тирсо де Молина, в кн.: Тирсо
де Молина, Дон Хиль Зеленые Штаны, пер. В. Пяста, Берлин, 1923

 Кельин Ф., Тирсо де Молина и его время, в кн.:
Тирсо де Молина, Театр, изд. «Academia», М. — Л., 1935

 Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, 3
изд. М., 1907 (статья «Легенда о Дон Жуане»)

 Тирсо де Молина и испанский театр, «Любовь к
трем апельсинам», СПБ, 1914, кн. 2.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фондовая биржа функции, листинг и котировка ценных бумаг
Реферат Аллергические реакции на антибиотики
Реферат Тваринний світ як об’єкт охорони і використання
Реферат Оценка производственно-хозяйственной деятельности строительной организации
Реферат Сексотерапия
Реферат Арент, Вильгельм
Реферат Технологический процесс сборки и сварки секции палубы первого яруса в районе 200 220шп с экономическим
Реферат Управление в библиотеке
Реферат Значение и роль искусства в жизни раннеобщинного общества взаимосвязь с ранними формами религии
Реферат Референтная группа и ее влияние на индивида
Реферат СССР в мировом сообществе
Реферат О бусидо
Реферат Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном ц
Реферат Міжнародні контракти: сутність структура види
Реферат Кадровый менеджмент на современном предприятии