Василий Иванович Белов
(род. 1932)
БЕЛОВ,
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1932), русский писатель. Родился 23 октября 1932 в
д.Тимониха Вологодской области в семье крестьянина. Закончив деревенскую школу,
работал в колхозе, затем служил в армии. Стихи и рассказы Белова публиковались
в провинциальных газетах и журналах. В 1964 окончил Литературный институт им.
А.М.Горького, учился в поэтическом семинаре Л.И.Ошанина. Первой публикацией
стала повесть Деревня Бердяйка (1961, журнал «Наш современник»).
Публикация
повести Привычное дело (1966) поставила имя Белова в первый ряд авторов
«деревенской прозы». Главный герой повести, крестьянин Иван Африканович, пройдя
войну простым солдатом, живет в родной северной деревне. Свою жизненную
философию он выражает словами: «Везде жись. И все добро, все ладно. Ладно, что
и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись». Как неизбежную
данность воспринимает Иван Африканович и колхозное бесправье. В повести
описано, как главный герой работает, пьет от беспросветной жизни и от
собственной беспечности, как в поисках лучшей доли уезжает из дому, но затем
возвращается в деревню и вновь погружается в привычный быт. Оценка его
поступков в категориях «хорошее – плохое» оказывается невозможной, как
невозможна подобная оценка всей многообразной жизни человека и природы, в
которой буквально «растворен» герой. Не случайно жизненная философия Ивана
Африкановича в чем-то схожа с описываемыми автором «мыслями» коровы Рогули,
которая «всю жизнь была равнодушна к себе, и ей плохо помнились те случаи,
когда нарушалась ее вневременная необъятная созерцательность».
«Текучесть»
образа Ивана Африкановича особенно ярко проявляется в его отношении к жене
Катерине: он горячо любит ее и вместе с тем спокойно относится к тому, что, еще
не оправившись от родов, она принимается за тяжелый физический труд. Смерть
Катерины становится для него большим потрясением, чем страх, испытанный во
время войны. Возвышение человеческого духа в Привычном деле трагично, но финал
повести просветленно-символичен: с трудом удержавшись после смерти жены от
самоубийства, Иван Африканович находит путь из леса, в котором заблудился, и
понимает, что жизнь идет независимо от его воли. В финальном внутреннем
монологе героя это чувство выражается следующим образом: «И озеро, и этот
проклятый лес останется, и вино Мишка Петров будет пить, и косить опять
побегут. Выходит, жись-то все равно не остановится и пойдет, как раньше, пусть
без него, без Ивана Африкановича. Выходит все-таки, что лучше было родиться,
чем не родиться».
Стилистический
строй повести, ее интонация соответствуют ровному ритму крестьянской жизни.
Авторская речь полностью лишена патетики. Вся палитра человеческих чувств – от
счастья до отчаяния – заключена Беловым в строгие повествовательные формы.
Прозаик словно дистанцируется от происходящего, отдавая и своих персонажей, и
свой стиль во власть мощного течения жизни.
После
публикации Привычного дела критики и читатели единодушно восхищались прекрасным
языком писателя, его тонким пониманием крестьянской психологии и жизненной
философии. Аналогичную оценку вызвали Плотницкие рассказы (1968). Их главный
герой, плотник Константин Зорин, так же, как и Иван Африканович, воплощает в
себе крестьянское мироощущение.
В
романе Кануны (ч. 1–2, 1972–1976) крестьянская психология и быт показаны в
историческом плане. Действие происходит в северной деревне. Белов назвал Кануны
«хроникой конца 20-х» и продолжил ее романом Год великого перелома (1989), в
котором временные рамки повествования расширены до 1930.
Белов
пробовал себя и в драматургии. Наиболее известная его пьеса Над светлой водой
(1973) посвящена той же проблеме, что и проза: исчезновению старых деревень,
разрушению крестьянского хозяйства. В пьесе Александр Невский (1988) Белов
обратился к исторической теме.
Настороженно
и скептически был встречен частью критиков и читателей выход в свет повести
Воспитание по доктору Споку (1978), в которой автор противопоставил городской и
деревенский жизненные уклады. Не вполне понятную ему городскую жизнь Белов
показал однозначно – как средоточие безнравственности. Причину того, что
городской ребенок растет несчастным, автор Воспитания по доктору Споку увидел
не столько в нелюбви его родителей друг к другу, сколько в неестественности городского
жизненного уклада как такового. Еще более выпукло это показывается в романе Все
впереди (1986).
Ностальгия
по ушедшей цельности крестьянского жизненного уклада вызвала к жизни не только
роман Все впереди, но и книгу Лад. Очерки о народной эстетике (1979–1981).
Книга состоит из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-либо стороне
крестьянского быта. Белов пишет о повседневных занятиях и обычаях, об
особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в
крестьянском обиходе – то есть о природной гармонии народной жизни. В год
публикации Лада Белову была присуждена Государственная премия СССР.
Белов
живет в Вологде, является активным деятелем Союза писателей России, постоянным
автором журнала «Наш современник». Хорошо известную ему вологодскую жизнь
описал в цикле Бухтины вологодские завиральные в шести темах (1988).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/