Владимир Иванович Ламанский
Гудков А. Д., Ширинянц А. А.
Ламанский
Владимир Иванович (26.06. (8.07) 1833, Петербург — 9.11. (2.12) 1914,
Петербург), историк-славист, один из первых русских геополитиков, создатель
исторической школы русских славистов, отстаивавшей славянофильские и
панславистские идеи.
Из
знатной дворянской семьи. Обучался на историко-филологическом факультете
Петербургского университета. Ученик академика И.И. Срезневского. За студенческое
сочинение о языке "Русской Правды" награжден серебряной медалью. По
окончании университета служил в Губернском правлении, Публичной библиотеке,
Государственном архиве Министерства иностранных дел. В результате публичной
защиты диссертации (1860) "О славянах в Малой Азии, Африке и
Испании", удостоенной в 1859 г. Демидовской премии АН, Ламанский получил
степень магистра. В 1865 г. стал доцентом, а с 1871 г., защитив докторскую
диссертацию "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе",
профессором Петербургского университета по кафедре славянской филологии. С 1890
г. — заслуженный профессор. Преподавал также в Духовной Академии и Академии
Генерального штаба. В 1899 г. избран ординарным академиком АН.
Долгое
время Ламанский работал в Русском географическом обществе как секретарь, а
затем председатель этнографического отделения. Основал журнал "Живая
старина" (1890), редактором которого был до 1912 г.
Ламанский
— видный деятель русского общественного движения в поддержку славянских
народов, один из организаторов Славянского съезда в Москве (1867),
петербургского отделения Московского Славянского комитета, преобразованного в
1876 г. в Славянское благотворительное общество.
Начиная
с вызвавшей общественный резонанс статьи в "Современнике" "О
распространении знаний в России" (1857), Ламанский своими трудами
стремился способствовать развитию "самопознания и самосознания русского
народа". В 1860–1870 гг. он извлек из архивов и прокомментировал
многочисленные документы и материалы по политической и культурной истории XVIII
в., события которой оценивал сквозь призму борьбы "русского" и
"немецкого" элементов во внутренней и внешней политике России. Ряд
работ 1863–1865 гг. Ламанский посвятил М.В. Ломоносову, редактировал
академическое издание его трудов.
После
путешествия по славянским землям 1862–1864 гг. Ламанский написал
этнографические и политико-культурные очерки, в том числе "Национальности
итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях" (1864),
где развивал славянофильские идеи, особенно о роли русского языка в деле
славянского объединения. В статьях под общим названием "Непорешенный
вопрос" (1869) он высказал оригинальные мысли об историческом образовании
древнеславянского и русского языков. В большой работе "Славянское житие
св. Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и исторический
источник" (1903–1904). Ламанский предпринял пересмотр важнейших вопросов
истории славянства в IX в. Рассматривая обстоятельства "хазарской"
миссии славянских апостолов Константина Философа и Мефодия, Ламанский
доказывает, что это была "русская" миссия, в результате которой
осуществилось крещение Руси, первой среди славян воспользовавшейся азбукой
Кирилла (изобретенной в 855 г.) и переводами священных книг.
В
историко-политологическом отношении также представляет интерес монументальный
труд, над которым Ламанский работал 15 лет, — "Secrets d’état de
Venise…" (1884). "Государственные тайны Венеции…" — богатейшее
собрание материалов, главным образом из архивов Венеции, по-новому освещающих
истоки "восточного вопроса", историю культурных и
политико-экономических отношений романо-германского Запада и греко-славянского
Востока, в центре которой — политические убийства, возведенные в систему
правительствами Венеции XV и особенно XVI вв.
Ламанский
понимал славянство как единый целостный организм, особый социокультурный мир.
Исходя из этого, уже в докторской диссертации (1871) он выдвинул теорию о
греко-славянском мире как объекте самостоятельного исторического изучения,
подверг резкой критике воззрения западноевропейских, прежде всего немецких,
ученых на славянство и Россию как нечто низшее сравнительно с
романо-германскими народами, предсказал "близкую борьбу России с новой
Германской империей, когда последняя благополучно окончит свои дела на Романском
Западе".
Несомненно,
центральное место в творчестве Ламанского занимает его труд "Три мира
Азийско-Европейского материка" (1892) — о германо-романском,
греко-славянском и азиатском "мирах культурного человечества, имеющих
географические, этнографические и культурные основы самостоятельного
бытия", где как панславистские, так и геополитические воззрения автора
получили наиболее развернутое обоснование.
С
точки зрения Ламанского, именно Евразия является центром распространения
современной мировой цивилизации и "все, что поныне создано человечеством
замечательного и великого в религии и философии, в искусствах, науках,
промышленности, в общежитии, в государственном и международном праве,
принадлежит всецело племенам и народам Азийско-Европейского материка" (Ламанский
В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Пг., 1916, с 1.). Все же остальные
территории (Африка, обе Америки, Полинезия, Австралия), по его предположению,
были заселены именно из Евразии.
В
основе такого положения вещей Ламанский видит ряд объективных факторов.
Во-первых, это "климатические условия и великое разнообразие природных
богатств", во-вторых, "выгодное отношение береговой линии к
поперечнику внутренних стран, удобное направление и расположение горных хребтов
и речных систем" (Там же, с . 1.).
Строение
континента, горные хребты, условия морских берегов, климат производят
первоначальные группировки на нем человечества. Эти группы развивают
оригинальные цивилизации. Цивилизации, наслаиваясь на известных территориях
Евразии, создают крупные типы — "миры".
Таких
миров Ламанский насчитывает три. Это — "собственная Европа",
"собственная Азия" и "Средний мир" который — "не
настоящая Европа и не настоящая Азия… там где Азия уже кончается, но Европа еще
не начинается". Критерием разделения миров становятся "границы
религий, наречий нравов, общественного и государственного строя".
Стоит
отметить, что мир "собственно Европейский" интерпретируется Ламанским
не как нечто абсолютно целое: он также подвержен внутренней дифференциации на
основании тех же критериев. Таким образом, он выделяет шесть практически
самостоятельных частей: Великобританию, Францию, Испанию, Скандинавию, Германию
и Италию. Общим для этих частей одного мира является наличие схожих, но все же
существенно отличающихся элементов — романского и германского, которые "не
настолько смешались, чтобы слиться в одно целое, и не настолько уже разобщены,
чтобы не могли сходиться во множестве общих интересов и даже, по частям
стремиться к союзам и внешним соединениям" (Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского
материка. Пг., 1916, с. 34-35.).
Азиатский
"мир" представляется Ламанскому абсолютно раздробленным, поскольку
там имеет место "решительное отсутствие игемонического (Игемоничекого —
(устар.) подавляющего. — Авт.) преобладания одной веры, одного языка, одной
народности" (Там же, с. 17.).
Средний
"мир" наиболее целостен в социально-культурном, религиозном и
этническом отношениях. Несмотря на наличие множества разнородных элементов,
стержневую роль в этом "мире" играет славянский этнос, исповедующий
"восточное христианство", а все остальные вероисповедания и
национальности играют вспомогательную роль в историко-культурном развитии.
Географический фактор также играет немаловажную роль для единства
"Среднего мира", поскольку "единство Русской империи обусловлено
совершенным почти отсутствием в ней крупных внутренних расчленений" (Там
же, с. 17.).
Россия
имеет вид "особого материка". Основная часть его территории —
однообразие равнин и степей. В отличие от Западной Европы, все шесть частей
которой имеют выход к морю и населены "жадными к новому, подвижными
жителями", в России господствует "охранительный консервативный
характер" обитателей. Завершенность этот "особый материк"
получает, лишь будучи дополненным остальной восточной закарпатской и задунайской
греко-славянской Европой. Прибрежный юго-запад "среднего мира" —
области во многом благоприятные для развития личной бойкости, духа
партикуляризма и местной автономии, для образования небольших торговых
республик, но, подчеркивает Ламанский, для охраны своих территорий,
средиземноморские славяне и греки всегда будут нуждаться в покровительстве
мировой державы — России и заинтересованы в скреплении связей с ней.
Помимо
географического, религиозного и этнического единства "Среднего мира"
Ламанский обозначает еще одну важную характеристику. Это единство
социально-психологического плана. С его точки зрения (правда, довольно сильно
идеализирующей русский народ) христианско-направленному социальному характеру
людей Среднего мира свойственны "безграничное стремление к свободе духа во
всех проявлениях человеческой деятельности, полнейшее уважение к достоинству и
правам человеческой личности, без различия полов, званий и состояний, сознание
внутренней обязательности для каждой, без исключения, личности самоосуждения,
раскаяния, самопожертвования и братского благоговения к людям" (Ламанский
В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Пг., 1916, с. 51.).
Естественным
и постоянным центром культурно-географического и политического тяготения этого
разнообразного в этнографическом отношении мира является Российская империя.
Азиатская граница России большей частью совпадает с границей между Азией и
Средним миром (которую таким образом Ламанский отодвигает далеко на восток от
Уральского хребта), а граница последнего с "собственно Европой" —
романо-германским миром — идет от Данцига (Гданьска) на Триест и дальше,
обозначая территории Восточной Европы, Греции, Турции (включая
Константинополь), приморья Сирии и Малой Азии, а также Кавказа, населенные
славянскими и "древне — христианскими" народами.
Миры,
географически смежные друг с другом, входят во взаимные столкновения. В
результате борьбы миров появляются новые политические территориальные
группировки, новые их соотношения. Со второй половины XIX в. претензию на
культурно-политическую гегемонию в Европе предъявила объединенная Германия,
желая одновременно задавить и греко-славянский мир. Таким образом, по
Ламанскому, кровавый конфликт между Европой в лице Германии и Россией
неизбежен.
Другой
зреющий конфликт Ламанский усматривал на азиатском материке, и это, по его
мнению, обусловлено несколькими причинами. Во-первых, даже высокоразвитые
азиатские культуры — китайская и японская — отстали от современной Европы и
России во всех отношениях настолько, что не смогут наверстать упущенное, не
говоря уж о турках, персах, монголах и татарах, которые, с его точки зрения,
находятся в состоянии "полного духовного истощения и упадка или самой
неотесанной грубости". Во-вторых, "не-русская Азия" никогда не
была "приведена к единству политическому и религиозному, не собиралась в
одно целое" вследствие разных причин, в том числе и географических, и
этнических.
Именно
эти две основные причины обусловили, по Ламанскому, современное положение
колониального раздела Азии между европейскими государствами. На основании
приведенных аргументов Ламанский также делает вывод о том, что государственная
независимость всех азийских государств будет постепенно ослабляться, что
неизбежно повлечет новую борьбу за сферы влияния, в которой Россия будет просто
вынуждена принять участие. В этом контексте, выглядит вполне разумным тот путь,
которому следует Россия: в отличие от "собственно Европейских" стран,
как отмечает автор, присутствие которых инородно для Азии, которые расценивают
Азию как место "эксплуатации, выгодных рынков, практическую школу
административных и государственных талантов" (Там же, с. 10.), Россия
приобретает азиатские пространства абсолютно другим способом: она осваивает
пространства путем колонизации, заселением на постоянной основе, что делает уже
освоенные территории не похожими на "собственно азиатские", и
переводит их в границы "Среднего мира".
Евразийские
геополитические выкладки Ламанский дополняет идеей деления России на 13 особых
антропо-политико-географических зон ("Набросок плана будущего Русского
этнографического музея", 1901), предвосхитившие масштабные разработки его
ученика — В.П. Семенова-Тян-Шанского, вместе с которым Ламанский участвовал в
многотомном издании "Россия. Политико-географическое описание нашего отечества"
(1899–1914).
В
целом смысл и направление научных поисков Ламанского сводились к обоснованию
"миродержавной роли нашего славянского племени", которая должна
завоевываться не столько внешнеполитическими действиями, сколько внутри России,
причем не в Петербурге и в Москве, а в провинции — освоением огромных
пространств, подъемом экономической жизни и упорядочением бытовых условий,
улучшением хозяйства, культуры земледелия и промышленности, а главное, успехами
самобытной, неподражательной русской образованности.
СОЧИНЕНИЯ
В.И. ЛАМАНСКОГО:
О
распространении знаний в России. СПб., 1857. О славянах в Малой Азии, Африке и
Испании. СПб., 1859. Национальности итальянская и славянская в политическом и
литературном отношениях. СПб., 1565. Об историческом изучении Греко-Славянского
мира в Европе. СПб., 1865. Secrets d’état de Venise… SPb., 1884 (текст
на французском, итальянском и латинском языках). Три мира Азийско-Европейского
материка. СПб., 1892. (2-е изд. / Под ред. и с предисловием Г.М. Князева. Пг.,
1916). Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как
исторический источник. Критические заметки. Пг., 1915.
Список литературы
Драганов
П.Д. Библиография учено-литературных трудов В.И. Ламанского и материалов для
его биографии // Новый сборник статей по славяноведению, составленный и
изданный учениками В.И. Ламанского при участии их учеников по случаю 50-летия
его учено-литературной деятельности. СПб., 1905. С.XI–LVIII.
Грот
К.Я. В.И. Ламанский. Пг., 1915. Семенов-Тян-Шанский В.П. В.И. Ламанский как
антропогеограф. Пг., 1915.
Шахматов
А.А. В.И. Ламанский. Пг., 1914.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru