Реферат по предмету "Биографии"


Евгений Иванович Носов

Евгений Иванович Носов
(1925-2002)

НОСОВ,
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в
с.Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после
окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала
К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с
1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В
1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете
(цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал
печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции,
рецензии и т.п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для
детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе.
Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего
мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на
лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской
прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева,
И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как
и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев),
учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962),
активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш
современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей
(Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где
просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия
РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино
победы, оба 1971; И уплывают пароходы..., 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В
чистом поле..., 1990, и др.).

В
лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик,
1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают
пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены
глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и
точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни,
особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие
энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность
народной мудрости («...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на
церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать... Когда ему на
пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...» – И уплывают
пароходы, и остаются берега).

Печаль,
ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира
пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом
за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о
собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском
мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное
произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о
последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях
сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в
характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную
русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца,
подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в
солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не
поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это
нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада,
грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело
ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...»).

Грустная
тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ
Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на
ветру, Красное, желтое, зеленое...) связана с ощущением у писателя (имеющим,
однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску)
невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического
нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии:
жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с
размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992,
посвящено А.А.Фету).

Лауреат
Премии Александра Солженицына (2001).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.