Борисов-Мусатов В.Э.
Борисов-Мусатов
Виктор Эльпифидорович (1870-1905)
Художник-живописец,
акварелист, автор фресок. Представитель русского модерна, символист.
Борисов-Мусатов
родился 1 апреля 1870 года в Саратове в семье служащего. Когда мальчику
исполнилось три года произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник.
Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего
художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости,
мечтательности.
В
1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя
рисования - сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга Коновалов
- обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет
училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает
первые навыки мастерства, первые эстетические представления. В эти годы
Борисов-Мусатов много рисует, пишет картину "Окно" (1886).
В
1890 г. уезжает в Москву, в Училище живописи, паяния и зодчества. Через год
переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии
художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П.
Чистякова.
В
1893 после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в
Москву, в Училище.
В
картине "Майские цветы" (1894) в солнечном пейзаже ощущаются
непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ
Борисова-Мусатова той поры.
В
1895 уезжает в Париж, поступает в мастерскую исторического живописца и педагога
Фернана Кормона, много занимается рисунком.
Возвратившись
через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в
произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
Борисов-Мусатов
приходит в искусство на рубеже двух веков. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым,
Серовым, Левитаном, он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.
Началом
творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898), не
имеющий аналогий в русском портретном искусстве. В этой картине впервые
начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном гармоничном мире,
появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну,
созданную фантазией художника. Такое настроение, "хватившее многих
представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века",
становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.
Вслед
за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив"
(1899), "Гармония" (1900). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу
угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат
ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви.
Расцвет
творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы
наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898-1901),
"Гобелен" (1901), "Водоем" (1902), "Изумрудное
ожерелье" (1903?1904) и др.
Началом
нового творческого этапа явилась картина "Весна" (1901). В этом
полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов
повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается
музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано:
белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными
аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая
фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красном шали.
В
1901 Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей
Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой
натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во
многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине
"Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры,
застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
На
выставке Московского товарищества художников, и которое Борисов-Мусатов вступил
в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам
Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.
Вершиной
творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902), в ней поэтические
грезы выражены и совершенной, законченной форме. Картина создавалась в
счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие
на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой
живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют
художнику. В картине "Водоем" все уравновешенно, подчинено четкому и
сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет,
построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина
монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художники
выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном
мире красоты.
Весной
1903 года художник женится. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз
русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из
общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность
не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии
и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись.
В
1904-1905 гг. выполняет эскизы к декоративным росписям. Четыре эскиза
"Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний
вечер" и "Сон божества" - объединены общим названием
"Времена года". Содержание передано в аллегорической форме. По
эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова.
Росписи, однако, не были осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и
дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества.
В
Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса"
(1905), "Куст орешника" (1905), "Осенняя песнь" (1905);
написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит
мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.
В
Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение - большую акварель
"Реквием" (1905), посвященную памяти умершего друга, Н. Ю.
Станюкович. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически
передавая радости и горести человеческой жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/