Реферат по предмету "Биографии"


Протоиерей Василий Смирнов

Протоиерей Василий Смирнов

В
двухтомном сборнике «Неизвестный Нилус» (М., 1995), включившем в себя ряд не
публиковавшихся ранее произведений и материалы к биографии этого выдающегося
русского духовного писателя, помещена мемуарная статья М. В. Смирновой-Орловой
(т. 2, с. 402), в которой читаем:

«14
января 1929 года в доме моего отца, священника Василия Арсеньевича Смирнова, в
селе Крутец Александровского уезда Владимирской области скончался Сергей Александрович
Нилус.

Отцу
моему выпала честь приютить этого замечательного человека в своем доме вместе с
женой его Еленой Александровной (...) в последний год его жизни и проводить его
в последний путь...»

Кто
же был этот пастырь, не побоявшийся в лихую годину предоставить кров и окружить
заботой весьма «опасного» по тем временам гостя, вызвав оказавшиеся
пророческими слова последнего: «Ах, батюшка, батюшка, жаль мне вас»? Ниже
публикуется очерк о священнике Василии Смирнове, написанный на основе
воспоминаний его детей и документов из семейных архивов дочерью М. В.
Смирновой-Орловой (внучкой отца Василия) Ю. Л. Адамия.

***

Василий
Арсеньевич Смирнов родился 19 января 1874 года в селе Якимово Суздальского
уезда Владимирской губернии в семье сельского причетника или дьячка. Отец его
умер, когда Василию было около восьми лет, и на попечении матери - Екатерины -
осталось четверо детей: две дочери и два сына. Семья бедствовала. Родство
матери с архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом помогло определить
братьев - Василия и Ивана - в духовное училище. Мальчики успевали, видимо,
неплохо, и после окончания училища их приняли во Владимирскую духовную
семинарию, которую Василий окончил в 1895 году. Сохранился документ, где
записано, что «Василий Арсеньевич Смирнов (...) по окончании курса наук во
Владимирской духовной семинарии по 2 разряду проходил должность законоучителя и
учителя в Ивипповской Шуйского уезда церковноприходской школе» с 10 августа
1895 по 15 июля 1896 года. Тогда же он женился на Юлии Алесеевне Соколовой -
дочери дьякона из села Абакумово Владимирской губернии.

22
июля 1896 года архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский)
рукоположил Василия во диакона «к Борисоглебской, города Владимира, церкви» (не
сохранилась). Одновременно он «проходил должность второго законоучителя в
Предтеченской, города Владимира, церковноприходской школе» до 20 марта 1899
года, а 21 марта все тем же архиепископом Сергием был рукоположен в село Крутец
во священника» и «со времени поступления [сюда] состоит заведующим и
законоучителем местной церковноприходской школы».

Село
Крутец Александровского уезда Владимирской губернии получило такое название,
вероятно, из-за своего местоположения - на высоком крутом берегу реки Серой. По
церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы село именовалось еще Успенским.
Церковь эта была очень древняя. На ее храмозданном кресте имелись надписи:
«Лета 7182 (1674) в июле велением околничаго Андрея Васильевича Бутурлина в
вотчине ево в Переславле Залесском уезде в деревне Крутце зделана эта церковь»
и «Лета 7184 (1676) велением сына ево Ивана Андреевича Бутурлина иконы все
написаны и утварь церковная зделана в августе освящена во имя Успения Пресвятыя
Богородицы и светил Александровы слободы девича монастыря строитель iеромонах
Корнилiй»1.

В
ХIX веке церковь с колокольней отстроили заново. Освящение состоялось 24 июня
1844 года. По описанию 1885 года, среди чтимых храмовых святынь находились
старинные иконы Успения и Знамения Пресвятой Богородицы, святителя Николая
чудотворца, «явленной на кочке».

В
1904 году вместо прежней выстроили каменную колокольню. Предполагалось и
возведение нового храма по уже утвержденному проекту. Когда отец Василий с
супругой приехали в Крутец, общество поставило им дом, в котором они прожили 30
лет. Здесь у них появилось на свет восемь детей. Семья была дружная, дети с
малых лет приучались к труду, помогая родителям и по хозяйству, и в храме. За
богослужением Мария и Сергей уже с шестилетнего возраста могли читать псалмы. В
доме имелась хорошая библиотека; по вечерам часто устраивались семейные чтения.

Отец
Василий старался дать детям хорошее образование. Мария, Сергей и Александра
учились в гимназии в Александрове. Мария, кроме того, брала уроки музыки и
иностранных языков у известных александровских педагогов и переводчиц - Марии
Васильевны и Александры Васильевны Архангельских. Девушка обладала и
недюжинными литературными способностями. Она даже поступила в Литературный
институт, но по своему социальному происхождению не смогла там учиться. Сергей
хорошо рисовал и после гимназии поступил во ВХУТЕМАС, однако и ему пришлось
прекратить обучение по той же причине.

Дом
Смирновых отличало неиссякаемое радушие. Постоянно гостили родственники.
Подолгу жила у отца Василия его мама, принявшая к тому времени монашеский постриг.
Тесть Алексей Михайлович, вышедший уже за штат, в последние годы также жил в
Крутце - присматривал за младшими детьми, в качестве диакона безвозмездно
служил в храме.

Прихожане
любили своего батюшку за отзывчивость, доброе отношение. Многие жители деревни
Новинки приходили на праздничные службы в Крутец, хотя ближе к этой деревне был
Успенский монастырь в Александрове. Старшая дочь отца Василия Мария Васильевна2
вспоминала: «Служение моего отца было очень внушительно. Он каждое слово
произносил четко, и все, что произносилось во время службы, все было ясно
слышно, и голос у него был очень хороший, приятный. И служба всегда была очень
красивая. Служил он просто, но каждое слово произносил прочувствованно. Мы,
дети, ходили в храм, когда там была служба, и я запомнила церковную службу
именно благодаря такому его служению - если можно сказать, благоговейному.
(...) Он был очень красив: высокого роста, представительный. У него были русые
волосы с локонами. И манеры его были приятные, неспешные». Ей вторит другая
дочь, Валентина Васильевна3: «Папа служил так, что у него каждое слово было
понятно. Поэтому я долго не могла слушать службу других священников».

Приход
Успенской церкви был небольшим: в селе Крутец насчитывалось не более пятнадцати
домов, в двух километрах от Крутца находилась деревня Ведево - около двадцати
домов, да еще к приходу принадлежала часть деревни Новинки. Соответственно,
семья жила скромно. Отец Василий сам пахал, косил, заготавливая сено для скота.
По воспоминаниям Марии Васильевны, «у него была такая черта характера - все
делать очень тщательно, аккуратно, поэтому земля была хорошо вспахана, хорошо
обработана, и урожаи были выше, чем у многих крестьян. Хотя то же самое все
было, что у других». Односельчане часто обращались к нему за советом. Он многое
знал, выписывал специальную литературу. Крестьяне так и говорили: «Наш батюшка
- агроном», неизменно приглашали его на сельские сходы.

Многочисленные
домашние и хозяйственные заботы отца Василия никогда не мешали главному -
церковному служению. Даже во время болезни он не позволял себе пропускать
службы. За период с 1899 по 1930 год он был награжден набедренником4,
камилавкой, наперсным крестом, медалью на Георгиевской ленте, удостоился сана
протоиерея.

После
1917 года, как и всему народу, семье отца Василия пришлось перенести много
испытаний. В 1928 году он с немалой опасностью для себя приютил, как мы уже
говорили, гонимого писателя Сергея Александровича Нилуса с женой Еленой
Александровной. С. А. Нилус прожил в Крутце до самой своей кончины, последовавшей
1 января 1929 года5. Спустя два месяца Смирновых выселили из дома. Ютились в
сарае. К осени построили небольшой домик в саду, где прожили до февраля 1930
года, когда отца Василия в первый раз арестовали. Имущество конфисковали, семью
изгнали и из этого домика. Юлию Алексеевну и четверых младших детей взяла к
себе добрая женщина из деревни Новинки - Ольга Андреевна Захарова. Спустя
некоторое время дочерей Александру и Валентину родственники забрали во
Владимир, а Юлия Алексеевна с остальными детьми перебралась к сестре в Крутец
под Петушками (станция Леоново), а потом им предоставил часть своего дома
священник местной церкви Алексий Успенский. Вскоре отец Алексий тоже был
арестован, выслан и, как говорили, погиб на этапе.

Отца
Василия выслали сначала в Архангельскую область (Бакарица), затем в Сыктывкар,
далее в Котлас. Через пять лет6 он вернулся, освободившись досрочно «за хорошую
работу». Приехал в Москву к старшей дочери, которая не сразу его узнала -
настолько он изменился. У Марии Васильевны был в гостях церковный сторож из
Крутца Иван Алексеевич Ольнев, и отец Василий обратился к нему, поменяв
местами, как часто случалось и раньше, его имя и отчество: «Алексей Иванович!»
Тут только - по голосу и по этой характерной ошибке в обращении - дочь поняла,
кто перед ней.

Когда
отца Василия, отпуская из ссылки, спросили, чем он собирается заниматься, тот
ответил: «Вероятно, тем же, чем занимался». К моменту его возвращения церковь в
Крутце уже была занята обновленцами. Протоиерея Василия направили в село
Афанасьево, но там церковь вскоре закрыли. В ожидании назначения батюшка
окапывал в лесничестве елочки, чтобы заработать себе и семье на хлеб. И
внезапно заболел: у него стали непроизвольно закрываться глаза. Наконец в 1935
году его направили в церковь Святой Троицы села Марьинского Середского района
Ивановской области. Он приехал в Марьинское, стал служить - и болезнь прошла. В
Марьинском отец Василий прослужил около двух лет, купил домик. Юлия Алексеевна
с младшими детьми перебралась к нему.

В
декабре 1937 года отца Василия арестовали вторично. Юлия Алексеевна в тот же
день отправилась в тюрьму - хотела передать ему самое необходимое, но передачу
не приняли, сказав, что такого заключенного у них нет. Приехав в Москву, она
много раз ходила на Лубянку, выстаивала долгие очереди, надеясь хоть что-то
узнать о судьбе мужа. Наконец ей ответили: «Осужден на 25 лет без права
переписки». 8 января 1938 года7 протоиерей Василий Смирнов был расстрелян в
городе Иванове8.
Список литературы

1.
Добронравов В. Г., Березин В. Д. Историко-статистическое описание церквей и
приходов Владимирской епархии. Вып. 2. Владимир, 1895. С. 305-307.

2.
М. В. Смирнова-Орлова (1906-1997).

3.
В. В. Егорова (1914).

4.
Преосвященным Никоном, епископом Владимирским и Суздальским.

5.
Неизвестный Нилус. Т. 2. М., 1995. С. 402.

6.
По воспоминаниям родственников. В своде игумена Дамаскина (Орловского)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ
столетия» (кн. 2. Тверь, 2001. С. 254) говорится не о ссылке, а о «заключении»
отца Василия и указывается срок - 3 года.

7.
В издании: Протоиерей Владимир Цыпин. История Русской Церкви (кн. 9. М., 1997.
С. 701) указана другая дата: 26 декабря 1938 г. Здесь ошибка: год дается по
новому стилю, число и месяц - по старому.

8.
В книге протоиерея Владимира Цыпина «История Русской Церкви» отец Василий
Смирнов назван священномучеником, в статье В. В. Боравской «Невольник чести.
Крутецкая трагедия» (газета «Голос труда». Александров, 2 февраля 2005 г.) -
новомучеником. Однако при том, что он, безусловно, был достойнейшим, редкой
души пастырем, за Христа пострадавшим, какие-либо официальные сведения о его
канонизации на сегодняшний день отсутствуют. - Прим. ред.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mj.rusk.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.