Реферат по предмету "Менеджмент"


Делегирование в системе управленческих действий

Делегирование в системе управленческих действий Вересов Н. Н. Сегодня мы поговорим об одном очень специфическом управленческом действии, которое многие менеджеры небезосновательно считают важнейшим секретом. Кто умеет осуществлять это действие, тот чаще других достигает успеха в управленческой деятельности. Можно сказать, что это действие есть своеобразное оружие менеджера и оружие эффективное. Если менеджер владеет этим оружием, то имеет все основания называться хорошим


организатором, он не просит должностей - их ему предлагают. Короче говоря, те, кто владеет этим "секретным оружием" в значительной степени владеют секретом делания карьеры. Это управленческое действие называется делегированием. Делегирование - это такая организация работы, при которой руководитель распределяет между подчиненными конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование - это передача подчиненному задачи или действия


из сферы действий руководителя вместе с необходимыми для этого полномочиями. Делегирование действие совершенно необходимое. Хочет руководитель или нет, нравится ему или нет, умеет он или не умеет - делегировать вынуждает сама жизнь. Можно сказать, что любой руководитель стоит перед неизбежностью, перед объективной необходимостью делегировать, он вынужден делегировать. Если он умеет это делать, то тем самым выполняет одну из основных заповедей


управленца: "Не я должен подчиняться работе, а работа должна подчиняться мне". Почему, делегирование является необходимым? По крайней мере по двум причинам: Ежедневно объем работы, которую предстоит выполнить руководителю всегда превышает его физические и временные возможности, короче говоря, ежедневно он должен делать больше, чем может, больше, чем он в состоянии делать. Это совершенно нормально и поручение дел, заданий своим подчиненным позволяет руководителю


сделать больше. Совершенно нормально и естественно, когда подчиненный способен делать какую-то работу, справиться с какой-то задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться - это следует поощрять и культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом. Так что делегирование является одной из ключевых задач в менеджменте.


Но, не смотря на это, есть менеджеры, которые стараются, где это возможно, избегать делегирования. Почему? В основе этого лежат чисто психологические причины, стереотипы сознания, а иногда и опасения. В чем они состоят? "Делегирование - это избавление от лишней, неинтересной работы. Кроме того, стыдно навязывать ту работу, которую я могу сделать сам. " Это, конечно, заблуждение, ведь лишней работы вообще не должно быть и если руководитель овладел действиями


целеполагания и планирования, то понятие "лишняя работа" вообще перестает существовать. Навязывать работу плохо, но если руководитель овладел методами, способами мотивации сотрудников на труд, то о навязывании не может быть и речи. "Делегирование - перепоручение дел, это способ уйти от ответственности, свалить ее на подчиненного". Это неверно! Ведь делегирование есть форма разделения труда, и, соответственно, разделения ответственности


и не всегда в сторону уменьшения. Посудите сами: в любом случае за положение дел в подразделении несет ответственность руководитель и при делегировании его ответственность не понижается, а повышается, возрастает! Ведь он отвечает уже не только за решение задачи, но и за того человека (за правильность выбора того человека) которому поручена, делегирована задача. Так что делегирование не снижает ответственности и не избавляет от нее, а наоборот, повышает ответственность и руководителя и сотрудников.


И, кстати, в этом кроется одна из причин сопротивления делегированию у обоих. "Делегирование, предполагает получение новых обязанностей. Я должен подобрать подходящего сотрудника, стимулировать и контролировать его, дать инструкции и т.д. причем безо всякой гарантии, что работа будет сделана. Гораздо быстрее и надежнее, сделать работу самому. "


Конечно, делегирование требует времени. Но если руководитель эффективно делегирует, то он выигрывает больше времени, чем тратит на делегирование. Так что это опасение - следствие неумения делегировать, и не более того. Ведь эффективно организованное делегирование дает очень многое. Судите сами: Делегирование есть способ мотивации сотрудников. Делегирование дает возможность руководителю узнать способности сотрудников, уровень их квалификации,


определить их потенциальные возможности. И, наконец, делегирование позволяет руководителю найти время ддя решения стратегических задач и задач группы А, не "запуская" остальные. Иными словами, не будет преувеличением сказать, что умение делегировать, это и есть умение делать что-то руками других, то есть руководить. Теперь, когда мы убедились в том, что делегирование важно, необходимо и неизбежно, рассмотрим психологические условия эффективного делегирования.


Как при анализе других управленческих действий, я буду обращать внимание прежде всего на психологическую сторону вопроса. Прежде всего выясним, что можно делегировать, а что - нет. Итак, делегировать в любом случае надо: рутинную работу; специализированную деятельность (т.е. ту деятельность, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы); частные вопросы; подготовительную работу (проекты и т.д.). Вообще, в каждом конкретном случае проверяйте любое из предстоящих вам дел на возможность делегирования.


Принцип здесь предельно прост - все, что могут делать сотрудники - должны делать сотрудники. Для начала попробуйте оценить такие виды работ, как: предварительная формулировка (но не окончательная фиксация!) целей, планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать решения. участие вместо вас в совещаниях, на которых ваши проекты и предложения могут быть изложены вашими сотрудниками. Никогда не подлежат делегированию: такие функции руководителя, как: постановка целей; окончательное


решение по стратегическим вопросам; контроль результатов; мотивация сотрудников; задачи особой важности (задачи группы А); задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки; конфиденциальные задачи. Итак, начиная рабочий день, рассмотрите все имеющиеся задачи с точки зрения возможности их делегирования, определите те, которые подлежат делегированию и действуйте.


Когда делегировать? В ежедневных рабочих ситуациях - всегда, так часто, и так много, насколько позволяет рабочая обстановка. Кроме того, делегирование должно быть использовано в случае существенных изменений в рабочей ситуации, требующих перераспределения функций и полномочий, а именно: при изменении структуры персонала (новое назначение, повышение по службе, увольнение и т.д.); при реорганизации или структурной перестройке отдела (фирмы, подразделения); в кризисных ситуациях; в случае появления новых сфер деятельности


или при изменении компетенции. Само собой разумеется, что делегирование есть не просто поручение Р1ли перепоручение задачи - это такое поручение задачи, которое соотнесено с возможностями и способностями (и загруженностью!) подчиненных. Загруженность ваших подчиненных - важнейший регулятор вашей активности при делегировании. Вопрос о том, как делегировать, можно поставить точнее, а именно: как делегировать правильно и эффективно. Поговорим об этом. Ниже приводятся основные правила делегирования, носящие преимущественно


психологический характер. Правила делегирования. Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела. Дело, польза дела, а не амбиции, являются критерием делегирования. Используйте делегирование как средство усиления уверенности подчиненных в своих силах. Это не менее, если не более важно, чем решение самой поручаемой задачи. Будьте готовы поддержать того, кому вы делегировали задачу.


Даже самый самостоятельный и компетентный сотрудник нуждается в поддержке босса, хотя бы для того, чтобы быть уверенным в том, что босс считает его все еще самостоятельным и компетентным. Учитывайте возможность того, что подучив задание, подчиненный будет принимать не самые точные, а порой и ошибочные решения. Конечно, есть круг задач, которые должны решаться безошибочно, но эти задачи как разине следует поручать. Делегируйте непосредственно, не используя передаточные звенья, чтобы избежать


эффекта "испорченного телефона". Вспомните закон "расщепления" и искажения смысла управленческой информации, который сможет сослужить плохую службу. При совершении сотрудниками ошибок в выполнении делегированных функций, разбирайте объективное существо дела, суть ошибки, а не личностные качества, недостатки и просчеты подчиненного. Ведь в конце концов именно вы выбираете его для решения этой задачи.


Так что критикуйте осторожно, требуйте не извинений, а объяснений обстоятельств, приведших к ошибке и конструктивных предложений по исправлению положения. Передав подчиненному задачу и соответствующие полномочия, не вмешивайтесь в ход ее решения без довольно веских оснований, т.е. до тех пор пока не увидите возможности серьезных осложнений. Принимайте на себя ответственность за все решения, которые сделаны вашими подчиненными в соответствии


с вашими полномочиями. В случае успеха - отдайте его подчиненному, т.е. непосредственному исполнителю задания, в случае неудачи - возьмите ответственность на себя. Можете быть уверены, что это оценят по достоинству. И последнее, что я добавил уже от себя: если вы не хотите ошибаться в том, кому делегировать задачу, действуйте по принципу: "Делегировать задачу не тому, кто хочет, а тому, кто может и способен


ее решать". Как видите, эти рекомендации, несмотря на их важность, носят все-таки достаточно общий характер. Поэтому обратимся к известным в психологии управления правилам эффективного делегирования, которые сформулированы западными исследователями. Двадцать критериев эффективного делегирования. Делегируйте заблаговременно. Решение о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу же после составления рабочего


плана на день. Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников. Помните - делегирование без мотивации и стимулирования невозможно! Мотивируйте сотрудников во время делегирования. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий. Каждый раз при делегировании объясняйте, о чем идет речь: об отдельном случае иди постоянном делегировании.


Однородные задачи лучше делегировать одному и тому же определенному сотруднику. Убедитесь в том, что сотрудник может и хочет взяться за работу. Остерегайтесь того, чтобы, так сказать, для надежности, поручать одну и ту же работу двум сотрудникам, не знающим об этом. Передавайте вместе с задачей полномочия и компетенцию (вплоть до права подписи документов, если это необходимо). Как можно более точно и полно инструктируйте сотрудников при делегировании.


Удостоверьтесь в том, что порученное задание понято правильно. Помните, что сотрудник может сделать только то, о чем вы ему скажете, а не то, что вы себе представляли или имели в виду при изложении задания (закон "неопределенности отклика"). При инструктировании важно не только объяснять суть задания, но и его смысл и цель. Крупные и важные задания рекомендуется поручать приказным путем в письменной форме.


Это, конечно, не снимает необходимости мотивировать и тщательно инструктировать сотрудника. Если задание сложное и новое, то поручение следует проводить по пятиступенчатому методу, каждая ступень которого имеет определенный психологический смысл: подготовить сотрудника (мотивация); объяснить задачу (подробная инструкция); показать, как делать работу (дать образец); доверить сотруднику выполнение работы под наблюдением и корректировать его передать сотруднику работу целиком, оставив за собой только контроль.


Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального общения и даже служебного роста в целях лучшего выполнения порученных ему соответственных задач. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации. О важности задачи сотрудники судят во многом по тому, насколько полно и своевременно они получают информацию. Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс.


Вместе с тем, придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей или проблем он всегда может попросить у вас совета или поддержки. Договоритесь с сотрудником о том, когда, как часто и в какой форме он будет сообщать вам. как продвигается дело. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля. Конструктивно хвалите успехи и критикуйте недостатки в выполняемой работе.


Таковы критерии (принципы) эффективного делегирования. Их соблюдение позволяет избегать многих неприятностей. И все-таки их не так просто использовать в практике управления. Для облегчения этой задачи специалистами предлагается список вопросов, которые можно использовать при выдаче конкретных поручений. Ответьте на эти вопросы сами и тогда вы сможете поручать задание своему


сотруднику более квалифицированно. Что? Что вообще надо делать? Какие частичные задачи надо выполнить в отдельности? Каким должен быть конечный результат? Какие отклонения от него могут быть приняты во внимание? Каких трудностей следует ожидать? Кто? Кто является наиболее подходящей кандидатурой для выполнения этой задачи? Кто должен помогать при ее выполнении?


Почему? Какой цели служит данная задача или деятельность? Что произойдет, если работа полностью или частично не будет выполнена? Как? Как следует подходить к выполнению задачи? Какие методы и способы следует применять? На какие нормативные документы (предписания, инструкции) следует обратить внимание? Какие инстанции и подразделения надлежит проинформировать?


Какими могут быть затраты? С помощью чего? Какие вспомогательные средства могут и должны быть использованы? Какие документы могут понадобиться? Когда? Когда следует начать работу? Когда работа должна быть завершена? Какие промежуточные сроки должны быть соблюдены? Когда сотрудник должен проинформировать меня о положении дел? Когда я должен проконтролировать ход выполнения задачи?


В заключение, я хотел бы остановиться на анализе некоторых типичных ошибок при делегировании. Знание их может помочь вам выработать свой собственный стиль делегирования, и, с другой стороны, разобраться в том, как можно улучшить стиль делегирования. Ошибки делегирования. Неумение инструктировать. От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со своей задачей. Инструктирование: показывает значимость, важность и ответственность поручаемого дела, и тем


самым настраивает сотрудника на ее качественное решение, на серьезное отношение к ней; позволяет избежать соблазна объяснить неудачу тем, что "меня плохо проинструктировали". Фиктивное делегирование. Это ситуация, когда делегируются те задачи, функции и полномочия, которые подчиненные имеют в силу своих должностных обязанностей. Для того. чтобы этого не случилось, и вы своими действиями не дискредитировали себя, прежде, чем делегировать,


ознакомьтесь с должностными обязанностями coтpудникoв. А если их нет, то разработайте их. Это полезно и даже необходимо со многих точек зрения. Удивительно, но факт - многие сотрудники плохо знают (или знают лишь в общих чертах) свои должностные обязанности. Об организации труда в таком коллективе едва ли можно говорить всерьез. Ошибка в выборе делегата. От этой ошибки никто не застрахован, однако, соблюдение правил делегирования


сведет возможность и последствия этой ошибки к минимуму. Ориентация не на дело, а на личности. Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком деликатном деле, как делегирование недопустимы. Хладнокровие и ровные отношения с подчиненными необходимы на всех этапах делегирования. Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности. Боязнь "уронить авторитет".


Если вы чего-то не знаете, то лучше проконсультироваться у специалиста. Что же касается сотрудников, то правдивое признание им в том, что вы не знаете как решить какую-то задачу, не нанесет столь сального удара по вашему авторитету, как вы предполагаете. Наиболее опасной ошибкой при делегировании является перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства. Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.


Итак, делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющего повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, т.е. той обязанности, которая и делает его руководителем. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жанровое разнообразие поэмы Пушкина Руслан и Любмила
Реферат Family Relationships Essay Research Paper I would
Реферат Механізм приводу поршневого насосу
Реферат Main Features in Functioning of American College Slang
Реферат Антикризисное управление предприятием на основе реструктуризации долговых обязательств
Реферат Жизнь и смерть в рассказе А И Бунина Господин из Сан-Франциско
Реферат Женские образы и судьбы в русской классической литературе 1 и 2 половина XIX века
Реферат Женские образы в произведениях Н С Лескова
Реферат Педагогические конфликты и способы их разрешения
Реферат Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
Реферат До прекрасного
Реферат 3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 1705 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Реферат Московские пaмятники пoбeды в Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйнe
Реферат Тоталитаризм: сущность и особенности
Реферат Живое значение слов личность и personality в языковом сознании русских и а