МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Êàçà íñêè é ãîñó äàðñ òâåí íûé òåõí îëîã è÷åñ êè&
#233; óíèâ åðñè òåò Кафедра государственного управления истории и социологии Государственная инновационная политика: Россия и Запад. Работу выполнил: Социально- экономического факультета Казань 2000 год План Введение 1. Инновационная политика 2.
Сущность и основные направления государственной инновационной политики в России 3. Введение Актуальность: Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного
процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.(8) Ñóùå ñòâó åò
ìíîæ åñòâ î ôîðì óïðà âëåí èÿ èííî âàöè ÿìè íà ñàìû õ ðàçí ûõ óðî&
#226; íÿõ: îò ïîäð àçäå ëåíè é êîðï îðàö èé äî ãîñó äàðñ òâà, â öåëî ì ïð&
#232;ç âàíí îãî â ñîâð åìåí íûõ óñëî âèÿõ îñóù åñòâ ëÿòü ñïåö èàëü í&
#243;þ ýêîí îìè÷ åñêó þ ïîëè òèêó . Êàê è ïðàê òè÷å ñêè âñÿê àÿ èíàÿ ïî&
#235;è òèêà , îíà íåîä èíàê îâà â ðàçí ûõ ñòðà íàõ, õîòÿ è ïîä÷ èíåí à îä&
#237;î é è òîé æå öåëè : ñòèì óëèð îâàí èþ èííî âàöè îííî é àêòè âíîñ òè &
#232; ðàçâ èòèþ íàó÷ íî-òå ;õíè÷ ;åñêî ;ãî ïîòå íöèà ëà. Ðàçð àáîò àííî ñ&
#242;ü: Ãîñó äàðñ òâåí íî èííî âàöè îííà ÿ ïîëè òèêà äîñò àòî÷ íî øèð&
#238; êî ðàññ ìîòð åíà è ïî ýòîé òåìå íàáð àëîñ ü äîñò àòî÷ íî áîëü øî&
#229; êîëè ÷åñò âî ëèòå ðàòó ðû. Çàïà äíóþ ïðîá ëåìó ãîñó äàðñ òâåí í&
#238;é èííî âàöè îííî é ïîëè òèêè ðàññ ìàòð èâàþ ò â òðóä àõ Á.Òâè ;ññà,
Á.Ñàí ;òî è äð. Ïðîá ëåìó ãîñó äàðñ òâåí íîé èííî âàöè îííî é ïîëè &
#242;èêè â Ðîññ èè ïîäð îáíî îñâå ùåíà â ïåðè îäè÷ åñêî é ëèòå ðàòó ð&
#229;. Çäåñ ü ìîæí î âûäå ëèòü òàêè õ àâòî ðîâ êàê Í.Ãàï ;îíåí ;êî, Ì.Èîí ;îâ,
Ñ.Ê.Ñ 2;ìîí 8;âñê 2;é è äð. Öåëü : Öåëü þ êóðñ îâîé ðàáî òû ÿâëÿ åòñÿ îï&
#240;å äåëå íèå îñíî âíûõ íàïð àâëå íèé ãîñó äàðñ òâåí íîé èííî âàö&
#232; îííî é ïîëè òèêè â Ðîññ èè è â ðàçâ èòûõ ñòðà íàõ Çàïà äà. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики. 2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации. 3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС. Структура работы: В соответствии с целью и поставленными задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
В ведении дается краткий анализ актуальности, разработанности темы, ставится цель и задачи работы. В первой главе охарактеризовувается сущность инновационной политики. Во второй главе выявляются особенности инновационной политики в Российской Федерации. В третьей главе раскрываются основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС. 1. Государственно инновационная политика.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, c посредующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь
частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске.
В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных
идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции.
И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в
разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании
и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных
мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.
В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение
НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области
НИОКР промышленных корпораций и университетов. Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство
государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США,
Великобритания); третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. 2. Ñóùí îñòü ãîñó äàðñ &
#242;âåí íîé èííî âàöè îííî é ïîëè òèêè â Ðîññ èè. Îäíà èç íàèá îëåå à&
#234;òó àëüí ûõ ïðîá ëåì ðîññ èéñê îé ýêîí îìèê è – ïîâû øåíè å êîíê óð&
#229;í òîñï îñîá íîñò è ïðîì ûøëå ííîñ òè çà ñ÷åò åå òåõí îëîã è÷åñ ê&
#238;ãî ïåðå îñíà ùåíè ÿ è ïîäú åìà íàóê îåìê èõ îòðà ñëåé ïðîè çâîä &
#241;òâà , ñîçä àþùè õ âûñî êóþ äîáà âëåí íóþ ñòîè ìîñò ü. Ïîýò îìó âîç&
#237; èêàå ò îñòð àÿ íåîá õîäè ìîñò ü â ïîëó ÷åíè è ïðåä ïðèÿ òèÿì è äî&
#241;ò óïà ê ïåðå äîâû ì òåõí îëîã èÿì. Òåîð åòè÷ åñêè ñóùå ñòâó þò äâ&
#224; ïîäõ îäà. Ìîæí î ïîéò è ïî ïóòè ïðèî áðåò åíèÿ ëèöå íçèé è íîó-õ ;à&
#243; íà èçâå ñòíû å òåõí îëîã èè, âèäû ïðîä óêöè è è òîðã îâûå ìàðê è ê&
#240;óï íûõ çàðó áåæí ûõ êîìï àíèé . Äðóã îé ïóòü – îïîð à íà ñîáñ òâåí &
#237;ûé íàó÷ íî-òå ;õíè÷ ;åñêè ;é ïîòå íöèà ë, â çíà÷ èòåë üíîé ìåðå íåâî &
#241;òðå áîâà ííûé ñåãî äíÿ îòå÷ åñòâ åííî é ïðîì ûøëå ííîñ òüþ. Îí ÿ&
#226;ëÿ åòñÿ áîëå å ïåðñ ïåêò èâíû ì ñî ìíîã èõ òî÷å ê çðåí èÿ, îäíà êî
òðåá óåò ïðåî äîëå íèÿ öåëî ãî ðÿäà ôèíà íñîâ ûõ è îðãà íèçà öèî&
#237; íî-óï ;ðàâë ;åí÷å ;ñêèõ ; áàðü åðîâ .  Ðîññ èè âïëî òü äî ïîñë åäíå ãî
âðåì åíè èííî âàöè îííà ÿ äåÿò åëüí îñòü îñóù åñòâ ëÿëà ñü èñêë &
#254;÷èò åëüí î â êðóï íûõ ãîñó äàðñ òâåí íûõ ó÷ðå æäåí èÿõ, óïðà âëÿ&
#229; ìûõ ïîñð åäñò âîì âîëå âûõ ðåøå íèé áþäæ åòíî ãî ôèíà íñèð îâà&
#237; èÿ è ïëàí èðîâ àíèÿ , íî áåç ó÷åò à îñîá åííî ñòåé è çàêî íîìå ðíî&
#241; òåé ñàìî ãî èííî âàöè îííî ãî ïðîö åññà . Èííî âàöè îííû é áèçí å&
#241; – íàèá îëåå óÿçâ èìàÿ ÷àñò ü ðîññ èéñê îãî ìàëî ãî áèçí åñà. Ìàëû &
#229; ïðåä ïðèÿ òèÿ â ñôåð å èííî âàöè é àêòè âíî ñîçä àâàë èñü â 1990-1993 ãîä&
#224; õ. Ìíîã èå èç íèõ ðàñï àëèñ ü, íå ïðîñ óùåñ òâîâ àâ è äâóõ ëåò. Ýòîì &
#243; ñïîñ îáñò âîâà ëè íåáë àãîï ðèÿò íûå óñëî âèÿ äëÿ ðàçâ èòèÿ èí&
#237;î âàöè îííî ãî áèçí åñà, ñêëà äûâà þùèå ñÿ â ýòîò ïåðè îä: - высокие налоги; - сложности с арендой помещений; - дороговизна
сырья и энергии. При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет
встать на ноги. Äîëÿ èííî âàöè îííû õ ïðåä ïðèÿ òèé â îáùå ì, ÷èñë å ìàëû õ ïðåä
ïðèÿ òèé íà 1993 ãîä ñîñò àâëÿ ëà 4,5 %. ×èñë åííî ñòü çàíÿ òûõ íà íèõ ñóù&
#229; ñòâå ííî âîçð îñëà çà ïåðè îä ñ 1990 ïî 1993 ãîä. Äîëÿ íàó÷ íîãî ïîòå íöè&
#224; ëà Ðîññ èè çàíÿ òîãî íà ìàëû õ ïðåä ïðèÿ òèÿõ , äîñò èãëà 15 %. Â îñíî &
#226;å èõ äåÿò åëüí îñòè ëåæà ò àâòî ðñêè å ïðàâ à èõ ðàáî òíèê îâ.(5)
Обращение государств с развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного
характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал.
При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика государства. Вряд ли можно расcчитывать, на то, что проведенная приватизация сможет в ближайшее время привести к
мощному развитию инновационной деятельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и любого качества, господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования – все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса, при этом каждый изо всех сил стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело используя
западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию в России международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах. При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет
специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в России на ее микро уровне, еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях
базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции. Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели
к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде. В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный
на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приоритета. Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности,
где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции. Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной
науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере. Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления
данного вида товаров. Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного
комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление устаревших поколений техники. Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.
Формируется экономический, рыночно конкурентный механизм нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до известного предела) базисным нововведениям, порождает
тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно привести пример государственных целевых программ в Японии и США, западноевропейской программы "
Эврика", налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму. В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР,
Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д. Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо: провести анализ достигнутых результатов и определить интересы; организовать маркетинговые исследования; провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов; оценить имеющийся научно-технический и производственный потенциал; разработать проект программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка; определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и действительные потребности в развитии и обновлении потенциала; разработать проект
программы исследований и разработок, ориентированный на реализацию; рассмотреть возможности внедрения новых форм организации исследований и разработок, включая создание малых предприятий; выбрать программу работ и определиться со стратегией развития; подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение исследований и разработок. (12) Рыночные отношения и их эффективное функционирование предполагают формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное включение в экономический оборот результатов интеллектуального
труда, выполнение подавляющего большинства научно-технических разработок на договорных, коммерческих началах. В целях развития предпринимательства в инновационной сфере в нашей стране, начиная с 1990 г развивались новые формы финансирования на основе формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для финансовой поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов, финансирования рисковых проектов. В настоящее время основным источником финансирования инновационной деятельности зачастую являются
собственные средства предприятий. Каждому восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому 12 – из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали средства из региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда технологического развития либо от иностранных инвесторов. В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР получает система грандов. Для эффективного использования системы грандов при функционировании
фундаментальных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий. Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему со свободным финансированием.
Суть ее в том, что руководитель научного коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы. Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.
Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности. Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной собственности
схематически можно представить следующим образом. Запрос от заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на баржу. Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. При этом ответ может быть получен в трех вариантах: 1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует требованиям заинтересованного клиента.
2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и нуждается в доработке для соответствия требованиям потребителя. 3. Необходимое техническое решение отсутствует. Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности является то, что если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной собственности обеспечивает "сопровождение" реализованного
при ее содействии технического решения до стадии серийного производства и сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению этого процесса. Использование биржевого механизма в инновационном процессе в нашей стране создало бы возможность для одновременного сквозного и синхронизированного решения возникающих производственных проблем путем объединения в единый комплекс всех компонентов научно-технического ресурса: необходимого научно-технического задела,
кадрового потенциала, соответствующего научно-исследовательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содействуя таким образом реальному соединению достижений научно-технического прогресса с производством в рамках рыночных отношений. Одним из главных условий существования рынка НТП является обязательная правовая защита производителей изобретений. В настоящее время в нашей стране система защиты прав производителей
НТП крайне несовершенна и требует существенной доработки. Одним из основных законов, защищающих права изобретателей, является Патентный закон Российской Федерации. Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием
изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Â ñîîò âåòñ òâèè ñ ïðîå êòîì Ôåäå ðàëü íîãî çàêî íà îá èí&
#237;î âàöè îííî é äåÿò åëüí îñòè è ãîñó äàðñ òâåí íîé èííî âàöè îíí&
#238; é ïîëè òèêå â ÐÔ âûäå ëÿþò ñÿ îñíî âíûå íàïð àâëå íèÿ ïîää åðæê &
#232; ãîñó äàðñ òâåí íîé èííî âàöè îííî é ïîëè òèêè : содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции; ориентация на всемирную
поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности; содействие развитию инновационной деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательств(4)
Основные направления Российской инновационной политики: поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику; финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства; создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие,
радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом. Ïðîá ëåìû ôîðì èðîâ àíèÿ èííî âàöè îííî é ïîëè òèêè î&
#241;îá åííî âàæí û ïðè âûáî ðå ïåðñ ïåêò èâíî é ñòðà òåãè è. Â íàñò îÿ&
#249;å å âðåì ÿ îñîá óþ àêòó àëüí îñòü ïðèî áðåò àåò ðàçð àáîò êà ñòð&
#224; òåãè è è òàêò èêè ðåôî ðìèð îâàí èÿ âíóò ðèôè ðìåí íîé íàóê è êà&
#234; ýëåì åíòà èííî âàöè îííî é ïîëè òèêè . Íåîá õîäè ìî ïîää åðæè âà&
#242;ü ñîâì åñòí ûå èññë åäîâ àíèÿ âíóò ðèôè ðìåí íûõ íàó÷ íûõ ïîäð &
#224;çäå ëåíè é ñ àêàä åìè÷ åñêè ìè èíñò èòóò àìè, âóçà ìè è ÃÍÖ. Òàêà ÿ
öåëå íàïð àâëå ííàÿ ìåðà ïîçâ îëèò îáåñ ïå÷è òü òðàí ñôåð òåõí &
#238;ëîã èé ïî ñòàä èÿì èííî âàöè îííî ãî öèêë à, è «êîìï ;åíñè ;ðîâà ;òü» í&
#229;äî ñòàò îê êàäð îâ âûñø åé êâàë èôèê àöèè è èññë åäîâ àòåë üñêî &
#233; áàçû ýòîã î ñåêò îðà íàóê è.(4) Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами: 1. Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты инновационной
политики отражают только субъективное осознание действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий развития. 2. Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически,
но и по времени. 3. В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.  áëèæ àéøå é è äîëã îñðî ÷íîé ïåðñ ïåê&
#242; èâå ìàêñ èìèç àöèÿ èííî âàöè îííî ãî ôàêò îðà ñòàí îâèò ñÿ ðåø&
#224; þùèì óñëî âèåì óñòî é÷èâ îñòè ðàçâ èòèÿ ñîâð åìåí íûõ ýêîí îì&
#232;÷ åñêè õ ñèñò åì. В 1996 г. принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.15, п.1, часть 2), в котором установлено: «Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета». È âåäü
ýòî êàñà åòñÿ ÍÈÎÊ Ð òîëü êî ëèøü ãðàæ äàíñ êîãî íàçí à÷åí èÿ. Òå&
#236; âðåì åíåì â 1998ã. íà ôóíä àìåí òàëü íûå èññë åäîâ àíèÿ è ñîäå éñòâ è&
#229; ÍÒÏ â öåëî ì ïî íàïð àâëå íî ëèøü 2,2% ðàñõ îäíî é ÷àñò è ôåäå ðàëü í&
#238;ãî áþäæ åòà. Ñåãî äíÿ â Ðîññ èè ãîñó äàðñ òâåí íûå ðàñõ îäû íà íà&
#243;÷ íûå èññë åäîâ àíèÿ ñîñò àâëÿ þò âñåã î 0,32% ÂÂÏ ïðè ïîðî ãîâî ì çí&
#224;÷ åíèè ýòîã î ïîêà çàòå ëÿ ñ òî÷ê è çðåí èÿ ýêîí îìè÷ åñêî é áåçî &
#239;àñí îñòè ñòðà íû 2%. (3) Ãîñó äàðñ òâó öåëå ñîîá ðàçí î ðåàë èçîâ ûâà&
#242; ü èííî âàöè îííó þ ïîëè òèêó ïî òðåì íàïð àâëå íèÿì : 1) Обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами.
2) Создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктуры рынка включая государственные программы создания наукоградов, технопарков, свободных экономических зон и т.д. 3) Выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла.
Следствием этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и расширение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности. 3.Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого
в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью
и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных
систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.(10) Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение
тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение
труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР. Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области
НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность,
заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, "рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли".
Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных
странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США. Первая из них - "Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры"
- реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации.
Возникли "Центры инженерных исследований", основной целью, которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности. Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами
в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии. Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи. Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе
технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую
Министерством промышленности Швеции: "если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает". Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли.
В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в
США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР. Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению
В.Л.Сажина, "инновационную ренту" т.е. плату за пользование его изобретением. Такое положение, в конечном счете, положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной
на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16,9%.(10)
Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека. При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной
деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.
Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности,
расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д. Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке.
В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики. Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного
комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%. Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий
изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство. С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне государств-членов
сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной
политики, проводимой в странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для национальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса. Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом
ЕС регламента о "европейском объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ). Регламент освобождает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчиняя их единым правилам сообщества и создавая таким образом благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними. Принятие плана "развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г другой пример координации в сфере инновационной
политики стран ЕС. Основной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает создание "консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" - специфической инфраструктуры
по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран
сообщества (Ирландия, Греция). С 1988 г. действует программа "Вэлью", ориентированная на распространение и использование в ЕС результатов НИОКР. Осознание в Сообществе важности координационных мероприятий в инновационной сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием в 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию, упрощает доступ к национальным рынкам и кооперацию
фирм в научно-технической области.(1) Çàêë þ÷åí èå Обращение государств с традиционно развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных программ
и т.д.) раскрывает основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее.
В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно далекое будущее идеи и призвана, главным образом,
вбирать в свою орбиту современная инновационная политика промышленно развитых капиталистических стран. Список использованной литературы. 1. Бетехтина Е Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики Кишинев.: 1990. 2. Бурмистрова Т Федотов А. Новая научно-техническая политика: контуры формирования и реализация.//"Экономист", 1992 г №2. 3.
Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э 1999г №1. стр.4-12. 4. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. // В.Э 1997г №9. стр.84-97. 5. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 1999 №2, стр.65-70. 6.
Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности./ "Экономист", N5, 1992 г. 7. Синягов А. НТП в условиях формирования рынка: стратегия, тактика, показатели./ "Экономист", N 4, 1992 г. 8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ М.: Экономика. – 1989. 9. Логинов В Курнышева И. Возможности и перспективы научно-технического развития./ "
Экономист", N 7, 1992 г. 10. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат 1988. 11. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр М.: Прогресс 1990. 12. Симановский С. К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ./ "Российский экономический журнал",
N 4, 1992 г. 13. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса./ "Вопросы изобретательства", N 1-2, 1992 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |