Учебники:
Роик В.Д.
Павлюченко В.Г.
Кричевский Н.А.
Реферат – объем 15 страниц и больше. Пенсионный фонд РФ. Бюджетная и тарифная политика Пенсионного Фонда РФ.
Лекция 16 февраля 2010 г.
Основные понятия, социальные риски, система социального страхования
Понятие социального риска
Базовые институты социальной защиты
Социальные и профессиональные риски в социальном страховании
Виды социального страхования
Обязательное и добровольное социальное страхованиеРиски, связанные с жизнедеятельностью человека в обществе и приводящие к существенным отклонениям от социальной нормы, социального положения человека принято считать социальными. Особенностью социальных рисков является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях по причинам общественно-исторического характера, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека (болезни, наступления старости и другие).
Социальная защита является важнейшим направлением социальной политики государства. В целом социальная защита призвана оградить людей от разного рода неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчить последствия таких воздействий. Социальная защита основана на процессе трансферта дохода от лиц, не имеющих социальных рисков, к тем, у кого он наступил.
Основные формы социальной защиты
Социальная помощь
Социальное страхование
Благотворительность
Государственное социальное обеспечение
Социальная помощь носит адресный характер, предоставляет гражданам после проверки их нуждаемости (если они не имеют других источников существования).
Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юр. лиц по, безвозмездной или на льготных условиях, передаче другим гражданам или юр. лицам имущества, денежных средств бескорыстному выполнению работ или услуг.
Государственное социальное обеспечение назначается определенной категории населения за особые заслуги перед государством (ветераны войн, ветераны труда и военной службы, участники ликвидации крупномасштабных катастроф и аварий, военнослужащие, гос. служащие и т.д.). Обеспечение производится в виде денежных пособий, социальных услуг, различных льгот, независимо от уровня дохода. Финансирование осуществляется за счет государственного и федерального бюджета.
Наиболее эффективным институтом социальной защиты экономически активного населения является социальное страхование. В основе его лежат потребности, которые могут возникнуть у работника в связи с утратой трудового дохода (з/п) из-за потери трудоспособности или места работы. Источники финансирования: страховые взносы работодателей и в отдельных случаях государства.
Социальный страховой риск – это вероятность изменений материального и социального положения работника при повреждении здоровья, утраты трудоспособности, необходимости ухода за членом семьи, отсутствие спроса на труд, а в случае смерти работника – утрата источников дохода для его иждивенцев.
Вероятность наступления материальной необеспеченности или смерти работника вследствие несчастного случае на производстве или профессионального заболевания называется профессиональным риском.
Мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социальных рисков должна быть организованна в рамках отдельных направлений социального страхования. Только в этом случае обеспечивается максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для его страхования. Исключается угроза необоснованного перераспределения финансовых средств в пользу одних видов страхования за счет других, что неизбежно в объединенных системах.
В Мировой практике выделены следующие виды социального страхования:
Пенсионное страхование
Медицинское страхование
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Страхование занятости (страхование безработицы) и др. виды
Международная организация труда. Современные системы обязательного социального страхования
Конвенции и рекомендации МОТ в области социальной защиты работников
Базовые модели систем обязательного социального страхования: модель Бисмарка, модель Бевериджа, частно-корпоративная модель
МОТ была создана в 1919г. Правовыми актами МОТ являются конвенции и рекомендации.
Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952г. В соответствие с этой конвенцией работнику должны выплачивать следующие:
-пособия по болезни
-пособия по безработице
-пособия по старости
-пособия по трудовому увечью или профессиональному заболеванию
-семейные пособия (на содержание детей)
-пособия по беременности и родам
-пособия в случае потери кормильца
-оплата медпомощи
Модель Бисмарка (Континентальная модель)
1883 – Закон об обязательном медстраховании
1887 – Закон о страховании от несчатных случаев на производстве
1891 – Закон об обязательных пенсиях
Немецкая система обязательного социального страхования построена на следующих принципах:
Объединение страхователя и застрахованных в страховые товарищества по видам риска
Страховые товарищества не находятся в ведении государства, а только под общим государственным правовым контролем
Страховые товарищества осуществляют свою деятельность на основе самоуправления социального партнерства
Страховой фонд не является государственной собственностью и соответственно не входит в бюджет государства. Финансирование страховой деятельности осуществляется за счет страховых взносов, поступающих от работников и работодателей. Страховые выплаты, как правило, тесно взаимосвязаны с заработком работника и его страховым стажем.
Модель Бевериджа (Англо-Саксонская модель)
В Системе страхования, созданная по модели Бевериджа, функции страховщика возложены на госорган (Национальная страховая касса). В основу этой системы положены принципы всеобщности и единообразия, т.е. за равные взносы – равные выплаты. При этом за счет госбюджета финансируется национальная система здравоохранения. Средства обязательного социального страхования являются госсобственностью и входят в бюджет государства
Частно-корпоративная модель
В этой модели обязательное социальное страхование осуществляется через соответствующие страховые организации, которые работодатель вправе выбрать самостоятельно. Государство формирует законодательную базу в области обязательного социального страхования, осуществляет контрольные функции по ее реализации, в т.ч. контроль за деятельностью страховых организаций. Средства обязательного страхования не являются государственной собственностью и не входят в гос. бюджет.
Модель систем обязательного социального страхования
Модель Бисмарка | Модель Бевериджа | Частно-корпоративная модель | Советская модель | Современная российская модель |
Страховые фонды не являются гос. собственностью | Страховые фонды являются гос. собственностью | Страховые фонды не являются гос. собственностью | Страховые фонды являются гос. собственностью | Страховые фонды являются гос. собственностью |
Не входит в гос. бюджет | Входит в гос. бюджет | Не входит в гос. бюджет | Входит в гос. бюджет | Не входит в гос. бюджет |
Страховые товарищества (социальное партнерство, самоуправление) | Гос. страховой орган | Частные страховые организации | Профсоюзы | Гос. внебюджетные фонды |
Уплачивают взносы работники и работодатель | Уплачивают взносы работники и работодатель | Уплачивают взносы работники и работодатель | Работодатель | Работодатель |
Выплачиваются пропорционально величине з/п | Не зависит от з/п | Выплачиваются пропорционально величине з/п | Выплачиваются пропорционально величине з/п | Выплачиваются пропорционально величине з/п |
Российская система социального страхования в России
До 1917г. социальное страхование в России отражало европейские тенденции, но имело собственные исторические особенности. Прообразом российской модели послужила немецкая модель ОСС. В соответствие с ней определилась и форма страховых организаций (страховые товарищества). Бюджет товариществ формировался на 3/5 из взносов рабочих и на 2/5 из средств работодателей. В группу застрахованных не включались с/х рабочие, работники торговли мелких предприятий, транспорта. Страхованием было охвачено лишь 10% всех рабочих.
Советская модель государственного социального обеспечения
Государственное социальное страхование временной утраты трудоспособности, проведение программ оздоровления семей работников и выплат пенсий работающим пенсионерам
Государственное социальное обеспечение пенсий неработающим пенсионерам, социальной помощи инвалидам и пенсионерам
Государственные административно-плановые формы регулирования з/п, обеспечение 100-% занятости трудоспособного населения. Государственное здравоохранение
В одном из первых заявлений советской власти декрете о социальном страховании отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство охватят социальным страхованием не только наемных работников, но и городскую и сельскую бедноту, распространит страхование на все виды потери трудоспособности, возместит полный заработок на случай потери трудоспособности.
К концу 1925г. социальным страхованием было охвачено практически все население страны.
В 1933г. средства социального страхования переданы в ведение Профсоюзов. Именно профсоюзы ежегодно составляли и представляли на утверждение бюджеты государственного социального страхования.
В 1937г. финансирование здравоохранения было возложено на государство, т.е. бюджет социального страхования был освобожден от расходов на медицинскую помощь.
В 1938г. бюджет социального страхования включен в состав государственного бюджета СССР.
В целом в рассматриваемый период система социального страхования максимально упростилась. Финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что означало отход от принципов социального страхования и деформацию в социальное обеспечение
Современная модель ОСС
Управление современной системой социального страхования в РФ закреплено за Правительством РФ. Осуществление ОСС относится к компетенции страховщиков, которые создаются Правительством РФ. Каждому виду социального риска соответствует определенный вид страхования. Средства социального страхования является государственной собственностью и не входят в состав других бюджетов.
В РФ создано следующие гос. внебюджетные фонды социального страхования:
Пенсионный фонд России. Обеспечивает страхование и выплату пенсий по старости, инвалидности, потери кормильца.
Фонд социального страхования РФ. Обеспечивает страхование и выплату пособий по временной нетрудоспособности, при рождении и уходу за ребенком, страховые выплаты с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Фонды обязательного медицинского страхования. Выполняют функции по финансированию медицинских услуг, которые предоставляются региональными и муниципальными органами здравоохранениями. Фонд занятости выполнял функции по выплате пособий по безработице, переобучению и обустройству.
В 2010 году установлены следующие страховые тарифы на ОСС
Пенсионный фонд РФ | Фонд социального страхования РФ | Фонды обязательного медицинского страхования | |
Лекция 30 марта 2010 г.
Охрана труда – система, сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В нее входят: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В статье 209 Трудового кодекса сказано, что безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Несчастный случай – это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой последствия в виде травмы. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д.
Профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание, причиной которого стало более или менее длительное воздействие на работника вредных производственных факторов
Задачи страхования:
Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т.ч. оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию
Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Основные принципы страхования:
Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Обязанность уплаты страхователями страховых взносов
Дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска
Гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию
Экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Для пострадавших на производстве установлены следующие виды страхового обеспечения:
Пособие по временной нетрудоспособности
Единовременные и ежемесячные страховые выплаты
Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию
Семинар 30 марта 2010 г.
Исполнение трудовых обязанностей
Рабочее время, территория организации
Рабочее время, вне территории организации
Вне рабочего времени
Командировка, межсменный отдых (поезда, груз транспорт), вахтовый поселок
Лекция 13 апреля 2010 г.
Обязательное социальное страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Понятие временной нетрудоспособности
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности
Обеспечение пособиями по беременности и родам
Пособия женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности
Пособия при рождении ребенка
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
Социальное пособие на погребениеФЗ от 29 декабря 2006г. №255 «Об Обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В соответствие с ФЗ №255 страховыми случаями признаются:
временная нетрудоспособность застрахованного лица, в следствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности, в следствие с несчастными случаями или проф. заболеваниями)
беременность и роды
рождение ребенка
уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
смерть застрахованного
Временная нетрудоспособность – это временная утрата трудоспособности работника, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и т.д.
При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности. Единственным документом, который освобождает работника от работы и является основанием для выплаты пособия, является листок временной нетрудоспособности.
Случаи не трудоспособности:
Утрата трудоспособности в следствие заболевания или травмы
Необходимость ухода за больным членом семьи
Осуществление протезирования в стационарном учреждении
Долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения
Размер пособий по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа и среднего заработка работника. При страховом стаже:
до 5 лет – 60% от среднего заработка это оплата по листку временной нетрудоспособности
от 5-8л лет – 80% от среднего заработка
8 и более лет – 100% от среднего заработка
Работнику, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере МРОТ.
Пособия по беременности и родам
Выплачивается работнице суммарно за весь период отпуска по беременности и родам.
Продолжительностью до родов 70 дней и после родов 70 дней, т.е. суммарно 140 дней
В случае осложненных родов 70 календарных дней до родов и 86 календарных дней после родов
В случае многоплодной беременности 84 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов
Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в размере 100% средней заработка (предельная сумма 34583 руб.)
Работнице, имеющей трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере МРОТ.
Единовременное пособие женщине, ставшей на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель) составляет 412 руб.
Право на единовременное пособие на рождение ребенка имеет один из родителей, либо лицо его замещающее, и оно выплачивается в размере 10988,85 руб. В случае рождения 2-х и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается
Лекция 27 апреля 2010 г.
Обязательное пенсионное страхование и государственное обеспечение
Пенсия – это регулярная денежная выплата, которая осуществляется в установленном порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников , предназначенных для этих целей (например, госбюджета)
Основаниями для пенсионного обеспечения являются:
-достижение соответствующего пенсионного возраста
-наступление инвалидности
-смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца)
-длительное выполнение определенной профессиональной деятельности – выслуга лет.
2 традиционные системы пенсионного обеспечения:
Индивидуально-накопительная
Социально-распределительная
Виды пенсионного обеспечения в РФ
Пенсии по обязательному пенсионному страхованию – выплачиваются из сумм стразовых взносов, аккумулированных в Пенсионном Фонде РФ
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – финансирование производится из федерального бюджета
По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
пенсий за выслугу лет
пенсии по старости
пенсии по инвалидности
социальные пенсии
пенсии по случаю потере кормильца
Категории граждан, имеющих право на пенсию:
федеральные государственные служащие
военнослужащие
участники ВОВ
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф
нетрудоспособные граждане
А также иждивенцы перечисленных выше граждан
Основными видами пенсий по обязательному пенсионному страхованию являются:
-трудовые пенсии по старости
-трудовые пенсии по инвалидности
-трудовые пенсии по потере кормильца
Право на трудовую пенсию имеют граждане, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 №167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Трудовая пенсия по старости
Условия назначенной пенсии:
Право на пенсию имеют мужчины в возрасте 60 лет, женщины в возрасте 55 лет, при наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Размер трудовой пенсии:
Размер пенсии рассчитывается по формуле П = СЧ+НЧ, где
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости
Расчет пенсионного капитала.
Размер страховой части пенсии определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б, где
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала, учтенная на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости
С 01.12.2009 он составляет 2562 рубля
Накопительная часть трудовой пенсии
Размер накопительной части пенсии определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т, где
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Условия назначения пенсии:
- наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа
- наступление его смерти не связано с совершением им уголовного
Трудовые пенсии по инвалидности
Условия назначения пенсии:
- признание лица инвалидом 1,2 или 3 группы
-наступление инвалидности не свзяано с совершением им уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке
- наличие хотя бы одного дня страхового стажа
Фиксированный базовый размер пенсии (при отсутствии иждивенцев)
- инвалиды 1 группы – 5154 рубля в месяц
- инвалиды 2 группы – 2562 рубля в месяц
- инвалиды 3 группы – 1281 рубля в месяц
Персонифицированный учет застрахованных лиц в Пенсионном фонд РФ
Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии в ПФР создана система индивидуального (персонифицированного) учета.
На каждого работника в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии.
Итоговый размер пенсии зависит от средства, накопленных на этом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается трудовая пенсия.
Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:
- через Пенсионный фонд РФ (ПФР), выбрав УК, отобранную по результатам конкурса
Лекция 11 мая 2010 г.
Обязательное медицинское страхование
1. Право на охрану здоровья в РФ
2. Особенности построения российской системы ОМС
3. Структура и управление фондов ОМС
4. Федеральная и территориальная программы ОМС
5. Условия и порядок взаимодействия структур, осуществляющих ОМС
Финансирование охраны здоровья граждан в РФ осуществляется за счет:
бюджетов всех уровней,
обязательного и добровольного медицинского страхования
целевых фондов
средств хозяйствующих объектов и др.
Доля финансирования здравоохранения за счет средств ОМС составляет 40-45%, добровольного медицинского страхования (ДМС) – до 10%.
Целью ОМС является предоставление населению РФ равных возможностей в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ ОМС, а также финансирование профилактических мероприятий
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх программ ОМС. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Особенности функционирования системы ОМС:
1. ОМС носит всеобщий и обязательный характер и охватывает 90% населения России, что составляет свыше 130 млн. человек
2. ОМС предоставляются медицинские услуги в натуральной форме (прием врачей специалистов, операционные вмешательства, процедуры, лекарства, питание ит.д.)
3. Оплата за медицинские услуги оплачивается ТФОМС непосредственно медицинским организациям в соответствии с предоставленными счетами, а не сам застрахованным.
4. Свои особенности имеет механизм сбора страховых взносов: за наемных работников взносы уплачивает работодатель, за неработающее население страховые платежи производятся из бюджетов регионов
5. Медицинская помощь в случае заболевания застрахованному должна быть оказана в любом месте РФ и в необходимом объеме, независимо от места проживания.
6. Для системы ОМС характерен более широкий круг участников страхового процесса. Это фонды ОМС (ФФОМС, ТФОМС), страхователи, страховые компании, лечебно-профилактические учреждения, застрахованные, региональные органы власти.
Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, который реализует государственную политику в области ОМС граждан.
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом – Правлением и постоянно действующим исполнительным органом –Директором.
В ФФОМС поступает от страховой только часть страхового взноса на ОМС (1,1% от ФОТ), а остальная часть аккумулируется от ТФОМС (2% от ФОТ). Поэтому, в отличие от …
Территориальные фонды ОМС (ТФОМС) создаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ. ТФОМС является самостоятельными некоммерческими, кредитно-финансовыми учреждениями, которые подотчетны законодательным и исполнительным органам власти конкретного субъекта РФ.
Поэтому в системе ОМС отсутствует властная вертикаль, т.е. прямое подчинение ТФОМС федеральному органу – ФФОМС. Руководящим органом ТФОМС являются правление и дирекция. Правление является коллегиальным органом, дирекция осуществляет оперативную деятельность фонда. Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в районах и городах свои филиалы.
Федеральная программа ОМС – это программа государственных гарантий оказания медцинской помощи
Гарантированный перечень видов медцинской помощи включает:
скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни граждан
амбулаторно-поликлиническая помощь, включая профилактические мероприятия (диспансеризацию, прививки и пр.)
диагностику и лечение заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов
стационарная медицинская помощь
На основании Федеральной программы в субъектах РФ утверждаются территориальные программы государственных гарантий, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению
Объекты и субъекты ОМС
Объектом ОМС являются затраты на оказание медцинской помощи при возникновении страхового случая, а также на финансирование профилактических мероприятий.
Субъектами ОМС являются:
граждане
страхователи
страховые медицинские организации
медицинские учреждения
Страхователями в системе ОМС являются:
Для неработающего населения – органы исполнительной власти субъекта РФ
Для работающего населения – организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты
Страховые медицинские организации (СМО) – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответствующую лицензию. СМО являются коммерческими организациями и не входят в систему здравоохранения. СМО осуществляют обязательное и добровольное медицинское страхование.
Все отношения субъектов ОМС оформляются договорами:
1. Между страхователем и медицинским учреждением об оказании медицинских услуг в объеме ОМС
2. Между страхователем и страховщиком (СМО) об организации и финансировании медицинской помощи определенного качества по программе ОМС
Каждый застрахованный гражданин получает страховой медицинский полис, что свидетельствует о заключении в отношении него договора ОМС. Между страховой медицинской организацией и лечебным учреждением. НА детей до 16 лет полис получает один из родителей.
Права застрахованных лиц в системе ОМС
выбор страховой медицинской организации
выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договором ОМС
получение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным программой ОМС
предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |