нижСодержание Введение 1. Представления женщин о карьере 2. Женщины-менеджеры и предприниматели за рубежом 3. Новые возможности или новые ограничения 3.1 Свободный выбор или необходимость 3.2 Социальные ожидания 3.3 Наедине с государством и подчиненными 3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом, абсолютное число 14 4.
Нужно ли защищать женщин-предпринимателей 15 Заключение 19 Список использованной литературы 20 Введение Последние три десятилетия уходящего XX века характеризуются, в частности, тем, что на руководящих постах в бизнесе появились женщины. Женщины стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в основном
в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем развитии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса. Многие проблемы женщин в современных бизнес-организациях - результат доминирующей деловой культуры, основанной на концепции рациональности. Индивидуальность работника подчинена целям организации, его поведение определяется занимаемой должностью и обязанностями.
На пороге XXI века специалисты пришли к единомумнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, это женщины. Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который традиционно считался в России женским торговля, сервис. Типично мужские секторы бизнеса также активно осваиваются женщинами,
занимающими, как правило, вторые позиции. В развитых странах мира господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы - высококлассные менеджеры. В бизнесе нет мужчин и женщин - есть деловые партнеры говорят англичане. Но деловые партнеры наделены определенными чертами, которые необходимо учитывать, чтобы достичь успеха. В своей работе я бы хотела разобрать проблемы, возникающие у деловой леди в период управления и ответить на вопрос почему же так трудно удержаться женщине в мире жесткой борьбы, в мире,
где нет разделения на мужчин и женщин, а есть только, понятия партнер и бизнес Любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчин, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно. Шарлотта Уиттон 1. Представления женщин о карьере По данным USAID A Newsletter of the USAID Office of Women in Development Gender Action. 1997. Vol. 1. 3.
Р. 8 доля женщин, занимающих административные и менеджерские позиции, по регионам такова, Россия занимает место где-то между Латинской Америкой и Африкой. На Западе сейчас темпы роста численности женщин в бизнесе в 2-3 раза выше, чем мужчин. Большинство женщин европейских стран видят в своей работе способ поддержания уровня жизни, а не возможность сделать карьеру - только 33 из них идентифицируют работу с карьерой среди американских женщин таких 46.
Власть и влияние как результат успешной карьеры в глазах большинства российских женщин-менеджеров носят скорее негативный оттенок. Результаты исследования О. А. Здравомысловой показали, что хотя 60 опрошенных считают свою работу интересной и утверждают, что она дает им возможность принимать самостоятельные решения, более половины уверены, что у них нет никаких шансов на повышение Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального переломаработа, политика, повседневная
жизнь. М. Рос. обществ, научн. фонд, 1996. С. 114. Карьера, равно как и интересная работа, является не столько реальной целью, сколько опознавательным знаком идеального места женщин в современном мире. Отсутствие стремления к профессиональной карьере они объясняют тем, что объективно не подготовлены к руководящей роли 39женщин указали на это, а почти 75 опрошенных соглашаются с тем, что зарплата соответствует
их квалификации. Интересно, что западные женщины уверены в обратном. Доказано, что женщины менеджеры ориентированы на достижение успеха, и их мотивы разнообразны. Успешная карьера предполагает, в их понимании, помимо независимости и самостоятельности в работе, возможность творчества, самореализации, полного раскрытия своих профессиональных возможностей. При этом если в карьере для женщин наиболее важна свобода в принятии решений, то в жизни наиболее ценным
является благополучие детей. Существующая в управленческих кругах гипотеза о том, что приход в бизнес женщин может снять напряженность на рынке труда, в современных условиях, по-видимому, несостоятельна. Бизнес-леди это особый социальный тип женщин носителей либеральных ценностей, с повышенной потребностью в самореализации, творческой самоотдаче, новаторов по своей природе. Как правило, такой тип женщин бывает востребован не только в предпринимательстве, но и в других сферах
трудовой деятельности. Безработица на рынке труда - удел женщин совсем иного, непредпринимательского склада. Присущие бизнес-леди ценности и качества не являются доминирующими и массовыми у современных российских женщин, тем более у тех, кто оказался вытесненным по тем или иным причинам из сферы производства. Лишь небольшая часть женщин, потерявших работу, может открыть свое дело и тем самым решить проблему своей занятости. Со временем социальные качества, необходимые для предпринимательской активности, проявятся
у новых поколений женщин, входящих в жизнь в условиях рынка. Ведь, не случайно, например, в США, каждое второе малое предприятие, а в Германии - каждое третье - возглавляет женщина. Во всех странах превалирует мнение, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена в России этот стереотип сейчас очень силен. Другой распространенный вариант - удовлетвориться тем, что
она родила и вырастила детей. Но многим женщинам этого недостаточно, и они стремятся не только к семейной, но и к профессиональной реализации. Российские женщины находятся еще в начале своего пути в большой бизнес, тогда как в развитых странах они заняли в нем заметное место. В правительственном отчете о роли женского бизнеса в США 1996 г. отмечается, что женщины управляют третьей частью всехамериканских компаний, приносящих ежегодный
доход 1,6 трлн дол и этот доход увеличивается. Женский бизнес более устойчив фирмы, созданные и управляемые женщиной, реже терпят фиаско. Сравнительные мотивационные шкалы женского и мужского бизнеса можно представить следующим образом Женщины отмечали, что их мотивация в большей степени. чем у мужчин, подвижна и подвержена влиянию как личностного, так и организационных факторов она зависит от состояния фирмы, состава команды, реализации поставленных целей. Так, у женщин-менеджеров старшей возрастной группы 45 лет и старше на
первом месте оказались профессиональный рост и стремление действовать в рамках собственных, достаточно высоких профессиональных требований Женская психология. М. Бизнес школа Интел Синтез, 1994. С.54 2. Женщины-менеджеры и предприниматели за рубежом В настоящее время можно выделить два направления участия женщин в бизнесе ь через повышающееся постоянно привлечение женщин на управленческиедолжности ь через приток женщин в малый бизнес, особенно при организации
собственных предприятий. Исследования психологов, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что женщины более приятны в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны к людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины незаменимы, с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения. Женщины разумней ведут себя в конфликтных ситуациях, руководствуясь обычно известным правилом клиент всегда прав, стремятся уменьшить эмоциональные издержки.
Таким образом, явно обозначаются преимущества женщин в сфере услуг и торговле, т.е. там, где клиент ждет внимания, вежливости и уважения. В европейских странах и в Америке еще далеко не все ресурсы женских возможностей востребованы. В Японии, в азиатских и арабских странах вклад женщин в бизнес крайне мал это связано с национальными и историческими традициями отношения к женщинам. В
США и европейских странах примерно 37 малого бизнеса действует под руководством женщин. Предприятия, руководимые женщинами, постоянно укрупняются, в 1980 г. стоимость этих организаций составляла 92 млрд. долл в 1990 г. около 300 млрд. Предприятия, являющиеся собственностью женщин, значительно реже подвергаются банкротству по сравнению с теми предприятиями, где хозяева мужчины. Появление женщин на руководящих постах в фирмах США позволило повысить корпоративную культуру.
В процессах управления появилась гибкость, более спокойной стала работа в условиях неопределенности, появилась терпимость к медленному внедрению инноваций либо в уклонении от них. Пирамидальные структуры уменьшили количество управленческих уровней, менеджмент на оставшихся уровнях получил больше самостоятельности при решении производственных и коммерческих вопросов, больше стало проявляться заботы о сотрудниках и клиентах. Женщины-менеджеры придают большее значение вопросам стимулирования
сотрудников, не требуют монополии на получение информации, делая ее доступной для всех, периодически передают властные полномочия подчиненным в целях решения какой-либо конкретной проблемы. Ознакомление подчиненных с информацией создает предпосылки для лучшего психологического климата и способствует упорядочению взаимоотношений в коллективе. Успех женщины-менеджера определяется ь личным имиджем. Одежда со вкусом, с учетом ситуации, умение держать себя, уверенность в действиях, подчеркивающих компетентность
ь умение аргументирование, со знанием дела отстаивать свои идеи ь умение распознавать возможности и качества людей, подбирая таких, которые помогут утверждению предприятия на рынке и среди конкурентов ь умение преодолевать трудности и избегать серьезных ошибок ь умение распоряжаться рабочим временем, находить в работе приоритеты, стремиться учитывать личные интересы работников при поручении заданий. Женщины-менеджеры стараются привить сотрудникам чувство патриотизма к организации, стараются выяснить
отношение людей к различным проблемам, используют такой стиль общения с работниками, который побуждает их активно и осмысленно участвовать в работе. Женщины-менеджеры стараются выяснить мнение сотрудников в отношении улучшения текущей работы и нередко спрашивают своих подчиненных, как бы они поступили в тех или иных ситуациях. Такой метод создает впечатление участия людей в управлении. Советуясь с подчиненными, женщины-менеджеры уменьшают вероятность сопротивления проведению в жизнь
принятых решений. Женщины-менеджеры стараются не иметь заметных привилегий. Под влиянием женских методов управления корпорации стали выигрывать в конкурентной борьбе. В последние годы женский бизнес развивался и в промышленных отраслях. В строительстве число предприятий, руководимых женщинами, возросло с 42 тыс. в 1980 г. до 115 тыс. в 1995 г. транспорт и коммунальные услуги с 30 тыс. в 1980 г. до 103 тыс. в 1992 г. розничная торговля
со 180 тыс. до 240 тыс. за период 1980 1992 гг. Так, например, в 1999 г. в развитых европейских странах и в Америке женщины занимали управленческие должности США 33ФРГ 29Франция 27Англия 18Канада 15Швеция 13Норвегия 11Япония 9Нидерланды 7,5 Следует отметить, что женщинам-менеджерам в Японии мужчины не подчиняются. Женщины руководят только женскими коллективами. Национальные традиции
Японии утверждают главой семьи обязательно мужчину, а если мужа нет, то главой семьи является старший сын. Эти семейные традиции накладывают отпечаток и на японский менеджмент. Удельный вес женщин на высших постах в фирмах незначителен это следствие существующих препятствий образовательных, национально-исторических и психологических. В США в последние годы в основном котируются специалисты, имеющие магистерские или докторские степени. Получение этих степеней для женщин проблематично.
В развивающихся странах до сих пор женщины на работе занимают, как правило, должности рядовых исполнителей. Положение менеджеров женщин в Японии тесно связано со сложившимся различием ролевых функций, согласно которым полномочия вне дома принадлежат мужчине. Японская женщина поддерживает порядок в доме и заботится о создании благоприятных условий для мужа, занимается воспитанием детей. Гражданский кодекс 1947 г. формально дал японской женщине много прав, однако до полного равноправия
далеко. Деловые люди в Японии привыкли видеть женщину постоянно выражающую почтение к мужчине и представить еев качестве конкурента либо шефа или бизнесмена они не могут. Проведенный социологический опрос нескольких десятков женщин, находящихся на руководящих должностях в японских фирмах, показал, что женщины-менеджеры считают японское общество обществом для мужчин. Среди девушек и молодых женщин минимальное количество желает стать профессиональными управляющими.
Кроме того, высокие руководящие посты требуют высокой мобильности, несовместимой с положением женщины в семье. Женщины-менеджеры работают так же, как и мужчины, с раннего утра и до позднего вечера. В их домах хозяйством и уходом за детьми занимаются бабушки. В США, где к женщинам отношение разумно-либеральное, тем не менее при проведении деловых переговоров существуют некоторые препятствия. Однако хорошо подготовленная женщина-менеджер может достичь определенных
успехов. В США и Европе женщины рассматриваются как обычные деловые партнеры, пользующиеся полным доверием. Однако работа для женщин в иностранных филиалах фирм в США и в филиалах американских фирм, расположенных в других странах, в конечном итоге приводит к положительным результатам. Полученный широкий опыт позволяет женщинам-менеджерам по всей стране занять высокие руководящие посты, что в итоге способствует квалифицированному созданию собственного дела.
С начала 70-х годов в США начался массовый приток женщин в ряды работающего населения. Численность работающих женщин в середине 80-х годов достигла 50 от общего числа работающего населения. Женщины ощутимо пополнили такие направления деятельности, как юриспруденция, медицина, бизнес, инжиниринг. В 1995 г. их доля среди юристов достигла 27, среди врачей 24, среди счетных работников 60, а среди администраторов, менеджеров и служащих 40. Из 17 млн. мелких предприятий в 7 млн. хозяевами являются
женщины. В бизнесе свыше 150 тыс. женщин, представляющих черное и цветное население. Различные исследования подтвердили возросшее количество мужчин, не возражающих работать в подчинении у женщин собственников либо менеджеров. Женщины в США получили возможность выбора во всех направлениях человеческой деятельности. Появились женщины и в государственной администрации, причем порой на самых престижных постах. Женщины стали членами Верховного суда, послами в других странах, сенаторами и министрами.
3. Новые возможности или новые ограничения 3.1 Свободный выбор или необходимость Устойчивость феномена женский бизнес в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства это дело жизни или случайное, вынужденное занятие. Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальных типа. Первый - это убежденные бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем,
интерес к этому виду деятельности, самые серьзные намерения. Ко второму, и самому многочисленному типу, относится половина дам- предпринимателей по случаю. Сво решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации. И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле женщины, которые оказались вынужденными в силу различных
неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки. 3.2 Социальные ожидания На первый план выходят стремление к независимости и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности, попробовать себя
в новом деле. Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее на него указывают около трети женщин. При этом одна половина этой трети называет обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию. Престижные стимулы прихода в бизнес элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Лишь каждая шестая пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств.
Возникает гипотеза, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Они рекрутируются, как видно, в совсем другие сферы деятельности уличную торговлю, работу по найму и пр. Заметим, что социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, оправдались у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля, не достигших своих целей.
3.3 Наедине с государством иподчиненными Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. В государственных органах они далеко не всегда находят защиту и опору. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны поддержку, а не противодействие. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу.
Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма, третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству. Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами.
Почти у половины женщин-менеджеров вообще нет проблем с конкурентами. Наоборот, есть желание наладить с ними партнерские отношения. Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте или вот другое мнение узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно,
о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают бизнес-леди. В то же время четвертая часть указывает на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов. Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть не встречает трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных.
Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда, привыкли получать зарплату независимо от результатов, необходим постоянный контроль ленятся, халтурят, нет коллектива, каждый сам по себе. 3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом,абсолютное число СтимулыБарьерыРазностьСоциально-психолог ические943262Статусные472522Обстановка в стране1458-44 Приведенные в таблице данные можно проинтерпретировать следующим образом.
Во-первых, социально-психологические достоинства бизнес-леди существенно перекрывают их недостатки в занятиях предпринимательством. Иными словами, в социально-психологическом плане женщины оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием - это присутствует в избытке. Достаточно в целом и статусных характеристик подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение страны.
Здесь минусы перевешивают плюсы, являясь самым сильным тормозом в развитии предпринимательства. 4. Нужно ли защищать женщин-предпринимателей Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин шансы равные. Неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами.
Во-первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу. Мужчины не относятся к женщине как, к равному партнеру, приходится постоянно доказывать, что я лучше их. Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа. Женщина ко всему еще и мать, и жена. На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины делятся на две, примерно равные, группы.
Одна из них сталкивается с этим неприятным социальным явлением довольно часто или время от времени, другая - не встречается совсем. Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в
других сферах деятельности, всеже представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение Не умно устанавливать права по половому признаку. Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием. В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства, упоминаются
следующие введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения хотя бы на один процент по сравнению с мужчинами и др. Некоторые полагаются на естественный ход событий Не нужны специальные меры, наступит время и для женщин. В своей предпринимательской практике 23 группы бизнес-леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов.
Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов суд, милиция, авторитетов делового мира, местных органов власти. Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей. Есть и такие варианты В каждом конкретном случае поступаю по-разному - использую оптимальные варианты. По ответам на вопрос, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разделились на две почти равные группы.
Одна из них считает, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другая называет в разных сочетаниях ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы. Женский бизнес в большинстве своем располагается на низовых ступенях предпринимательской пирамиды. Крупный бизнес, в котором идет крутая мужская игра, а предприниматели получают сверхприбыли, де-факто
закрыты для женщин. Наиболее предпочтительная отраслевая сфера занятости женщин, где, кстати, они действуют более результативно, чем мужчины, касается традиционных женских ориентации и интересов - торговля материалами бытовой химии, верхней одеждой и бельем, косметическими средствами, бижутерией и пр. Судьба женского бизнеса тесно связана с состоянием дел в сфере предпринимательства в России в целом. Современный российский бизнес очень тяжел не только для женщин, но и для мужчин.
Женщина-предприниматель, работающая как полноценный партнер мужчины в бизнесе, утрачивает свои женские начала, все больше и больше приобретая манеры поведения маскулинного типа. Женщина и бизнес - своего рода взаимоисключающие понятия либо ты женщина, либо ты - предприниматель. Женщин вытесняют из бизнеса по следующим причинам ь мир предпринимательства - мужской мир. Поэтому здесь срабатывает принцип вытеснения меньшинства большинством.
Негласные законы, нормы, правила поведения в предпринимательстве должны быть общими для всех. Мужчины и женщины же всегда имели разную психосоциальную природу, выступали носителями разных типов психологии, мотивации, логики поведения, стиля мышления. Заметим, что это суждение вполне согласуется с данными современной биологической науки о психофизиологических различиях полов. Напомним эти различия повышенная избирательная выносливость женщин женщины при нагрузке
медленнее теряют силы, лучшие способности в арифметическом счете, лучшие речевые навыки, способность быстрее и лучше идентифицировать сходные предметы, лучшие показатели в мануальных тестах и др. ь существование многовековых традиций и стереотипов, внушивших женщинам чувство неуверенности, неполноценности, второсортности в деловой сфере. Такого рода комплексы уже на самом старте мешают многим женщинам попытаться изменить свою жизнь, попробовать себя в новом деле. Эти же качества препятствуют женщинам, уже вступившим в бизнес,
функционировать наравне с мужчинами ь повышенная эмоциональность женщин, выталкивающая их из среды, где нужно уметь не переживать, справляться со стрессами ь агрессивность и жестокость современного рынка, не соответствующая природным женским качествам нежность, доброта и пр. ь роль матери и жены, которая оказывается альтернативой занятию бизнесом. Выбирая бизнес, женщина выбирает тем самым и свою женскую судьбу с одиночеством, семейной неустроенностью, многими личными проблемами.
Женщины-предприниматели, сделавшие нормальный бизнес и утвердившиеся в нем - привлекательные деловые партнеры для многих предпринимателей-мужчин. Их обязательность, ответственность, интеллигентность, предсказуемость делают производственные контакты с ними предпочтительными. Таким образом, можно сделать главный вывод о том, что новая сфера экономической активности - предпринимательство - открывает перед женщинами не только новые возможности, но и порождает новые ограничения.
Эти ограничения в одних случаях уходят корнями в глубокое прошлое и связаны с дискриминацией женщин по признаку пола, в других - обусловлены агрессивной природой современного рынка, требующего для достижения успеха тех качеств, которыми женщины, в силу своей биосоциальной природы, не располагают. Заключение Бизнес-леди это особый социальный тип женщин. Исследования психологов, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что женщины более приятны
в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны к людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины незаменимы, с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения. Женщины разумней ведут себя в конфликтных ситуациях, руководствуясь обычно известным правилом клиент всегда прав, стремятся уменьшить эмоциональные издержки. Предприятия, являющиеся собственностью женщин, значительно реже подвергаются банкротству по сравнению
с теми предприятиями, где хозяева мужчины. В своей работе я попыталась раскрыть основные проблемы женского менеджмента и считаю, что если мужчины пересмотрят свои позиции по отношению к истинным бизнес-леди, то вероятно произойдут коренные изменения не только в работе, но и в отношениях между людьми Список использованной литературы 1. Женская психология. М. Бизнес школа Интел-Синтез, 1994. 2. Киянова М.К.
Женщина и бизнес две ловушки на пути к вершинам ЭКО. 1995. 4 3. Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома работа, политика, повседневная жизнь. М. Рос. Обществ. научн. фонд, 1996. 4. Проект Фонда Дж. и К. Макартурова. Номер проекта 97 47054 FSU 5. Журнал Социальная политика. ЭКО. 7, 1998 6.
Консультант директора 20128 2000 7. Иванова Н.Н. Женщины в бизнесе. Реферативный сборник. М 1993. 8. Ежедневная газета ТРИБУНА бизнес-клуб Женский взгляд в мужской карман. 3 октября 2001 год. 9. WEB-SITE www.AUP.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |