ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА СОДЕРЖАНИЕ Введение… 1.Теоритические аспекты обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия….… 1. Исторический экскурс в историю гостеприимства……….……2. Основные определения гостиничного хозяйства…3. Направления повышения конкурентных преимуществ гостиничных предприятий в современных условиях хозяйствования….
……… ……2. Характеристика инновационной политики на предприятии… 1. Элементы и определение инновационной политики…2. Роль функционального управления в инновационной деятельности… ….3.Инновационный проект - новая форма организации инноваций…3. Формирование государственной инновационной политики……30 Выводы и предложения….34 Список использованной литературы….37
ВВЕДЕНИЕ Гостиничный комплекс является важнейшим элементом социальной сферы, играющим большую роль в повышении эффективности общественного производства и соответственно росте жизненного уровня населения. Но с переходом на рыночные отношения, созданием независимых хозяйственных структур и предоставлением самостоятельности, предприятия гостиничного комплекса оказались в затруднительном положении. На сегодня положение таково, что реально существующая потребность в качественных гостиничных услугах
оказывается недостаточной в силу снижения потребительского спроса, дороговизны услуг и не соответствия мировых стандартам, недостаточных характеристик качества, всеобщего роста цен. Что и обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы. Результатами государственного стимулирования гостиничного комплекса должна стать реальная конкурентоспособная продукция, приносящая предприятиям прибыль, а бюджету доход.
В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам – видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам и группировкам (региональным, политическим, этнокультурным),
выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы. Также, в основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства. Инновационная активность экономики приобрела характер центрального социально-экономического процесса в индустриально развитых странах. Изменения факторов производства выражаются в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной
составляющих. Эти тенденции тесно связаны с трансформацией форм и методов организации субъектов хозяйственной деятельности и управление ими. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство
и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и
той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. Объектом исследования данной работы будет являться предприятия, которое обладает способностью осуществлять долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка.
Предметом исследования является инновационная политика предприятия гостеприимства, которое обеспечит рациональное сочетание параметров и факторов производства для достижения высоких показателей организационного уровня производства. Актуальность темы заключается в том, что инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного
экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка [6.С.52]. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Целью данной работы является изучение инновационной политики гостеприимства. Исходя из цели, были поставлены и рассмотрены следующие задачи: - разработку и совершенствование нормативно-
правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот; - создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции; - развитие инфраструктуры инновационного процесса, слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие
мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы; - развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности. При написании курсовой работы использовались следующие учебные пособия «Инновационный менеджмент» д.э.н проф. Л.Н.Оголевой, «Менеджмент гостиниц и ресторанов»
Н.И.Кабушкин, Г.А.Бондаренко. Исходя из цели и задач, поставленных перед нами структура курсовой работы, выглядит следующим образом: В 1 главе просмотрены: -исторический экскурс в историю гостеприимства; -основные определения гостиничного хозяйства; -направления повышения конкурентных преимуществ гостиничных предприятий в современных условиях хозяйствования . Во 2 главе проанализированы: - элементы и определение инновационной политики; - роль функционального
управления в инновационной деятельности; - инновационный проект - новая форма организации инноваций. В 3 главе даны рекомендации и предложения по применению нормативно-правовых актов Работа завершается выводами по исследуемой теме. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Исторический экскурс в историю гостеприимства гостиничного предприятия
Понятие “гостеприимство” старо, как сама человеческая цивилизация. Английское слово “hospitality” (гостеприимство) происходит от старофранцузского “хоспис”, что означает “странноприимный дом”[1.С.22]. Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое. Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие.
Помимо путешественников услугами гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. Здесь людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей. В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать “госпиции” для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Со временем из бесплатного приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение
дохода. Прообразы гостиниц имелись и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии, и в Закавказье. Купцы с караванами товаров путешествовали по пустыням и предгорьям. Ночевали они обычно в шатрах, но иногда останавливались в караван-сараях - своеобразных гостиничных комплексах, включавших в себя загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Развитие торговых связей привело к значительному росту гостиничного хозяйства в
Европе. Например, в Милане в XIV в. насчитывалось уже 150 гостиниц. Однако гостиничное хозяйство того периода было крайне примитивным: в гостиницах отсутствовали удобства, их санитарный уровень был чрезвычайно низок. В XVIII-XIX вв. с ростом экономических и политических связей между государствами начинается бурное развитие гостиничного хозяйства, особенно в городах Европы[1.С.21].
Гостиничное дело превращается в важную отрасль, приносящую большую прибыль. Развитие предприятий гостеприимства XIX в. связано с развитием туризма. На морских побережьях, возле источников с минеральной водой, в живописных местах развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются комфортабельные условия для гостей, меняются формы и методы обслуживания.
В этой области экономики возникают компании, акционерные общества, корпорации и синдикаты. Такие крупные объединения стали руководить гостиничным хозяйством своих стран, а также строить гостиницы в других государствах. В Лондоне создается синдикат гостиниц, во Франции - “Союз хозяев гостиниц”. Эти организации частных владельцев устанавливали цены на номера, готовили кадры гостиничных работников, способствовали развитию туризма.
В 1906 г. был создан “Международный союз владельцев гостиниц”, объединивший владельцев 1700 гостиниц в различных странах мира. В крупных европейских городах гостиницы начинают использовать и для других целей. В них устраивают казино, проводят пресс-конференции, приемы. Бурное развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому способствовало резкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного
и железнодорожного транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивных контактов между государствами[1.С.22]. Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в “индустрию услуг”, которая в сочетании с “индустрией развлечений” стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная “индустрия гостеприимства” включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы. На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются
в XII -XIII вв. В них отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - “ямы”, как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода. В XV в. создаются многочисленные почтовые станции, которыми ведает Ямской приказ. По велению Ямского приказа открывались новые станции, ему же подчинялись и ямщики. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII -XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы[1.С.21]. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.
После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке. К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному. В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству
новых гостиниц. Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Все это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа
командированных и отпускников. 1.2 Основные определения гостиничного хозяйства В соответствии с ГОСТ Р 50645 - 94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц” под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания[3]. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах - 10. В другом нормативном документе - “Правила предоставления гостиничных услуг в
Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97, дано следующее определение гостиницы: “имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг”. Гостиницы характеризуются следующими признаками[3] : - состоят из номеров, число которых превышает определенный нормативом минимум, имеют единое руководство; - предоставляют разнообразные гостиничные
услуги; - сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны. Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров. В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации (ВТО). В соответствии с ней все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные. В соответствии с ГОСТ Р 51185 -98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят[4]: - гостиницы; - мотели; - клубы с проживанием; - пансионаты; - меблированные комнаты; - общежития. - К специализированным средствам размещения относятся: - санатории; - профилактории; - дома отдыха; -
туристские приюты, стоянки и др.; - туристские, спортивные базы, базы отдыха; - дома охотника (рыбака); - конгресс-центры; - кемпинги; - ботели; - флотели; - ротели. К индивидуальным средствам размещения относятся: - квартиры; - комнаты в квартирах; - дома; - коттеджи, сдаваемые в наем. 1.3. Направления повышения конкурентных преимуществ гостиничных предприятий в современных условиях хозяйствования Конкурентоспособность ¬– многоаспектное понятие, означающее соответствие товара
условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетичес¬ким, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама)[5.С.21]. Конкурентоспособность услуги, то есть возможность коммерчески выгодного его сбыта на конкурентном рынке, можно определить, только сравнивая товар с конкурентами-аналогами.
Поскольку каждый покупатель имеет индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность при¬обретает еще и индивидуальный оттенок. Этим, однако, не исчерпывается понятие конкурентоспособность. Число ее параметров зависит от вида и сложности продукта в техническом и эксплуатационных отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Особое место в обеспечении и поддержании конкурентоспособность услуги занимает сервис — при его отсутствии услуги теряет потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается потребителем. Напротив, хорошо отлаженный сервис[5.С.19]: 1. во-первых, помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров, 2. во-вторых, повышает конкурентоспособность товара,
3. в-третьих, сам по себе является довольно прибыльным делом, 4. в-чет¬вертых, — это непременное условие высокого авторитета (имиджа) товаропроизводителя. Все рассмотренное предопределяет сложность, но вместе с тем и необходимость исследования, анализа и оценки конкурентоспособность товара. При этом исходят из того, что выпуск нового товара, в то время как прежний товар еще не исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособность, обычно экономически
нецелесообразен. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических па¬раметров продукта, сколько снижению цены его потребления — как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую ста¬новится решающим для коммерческого успеха нового товара, хотя он продается по существенно более высокой цене. Поскольку конкурентоспособность — это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособность — самая сложная задача в деятель¬ности любой фирмы-товаропроизводителя,
требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы явля¬ется разработка стратегических подходов к решению этой проблемы. Отмечена тесная взаимосвязь между рентабель¬ностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли
на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы. Существенное внимание уделяется фактору транспортных издержек, которые в совокупных издержках могут составить (в зависимости от вида товара) 10 — 50% и более. Стратегия повышения конкурентоспособность фирмы обязательно должна учитывать уровень конкурентоспособность страны в соответствующих областях, прямо или косвенно воздействующих на конкурентоспособность фирмы.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 2.1.ЭЛЕМЕНТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Под инновационной политикой предприятия сферы услуг следует понимать совокупность управленческих методов, обеспечивающих интеграцию всех видов нововведений и создание условий, стимулирующих инновации во всех областях производственно-рыночной деятельности. В системе маркетинга выделяется четыре элемента инновационной политики:
1) поиск идеи услуги-новинки; 2) проектирование и организация производства услуги; 3) внедрение услуги на рынок; 4) наблюдения за ходом и последствиями ее реализации. Понятие «услуга-новинка» приближается по смыслу к понятию нового товара, принятого в концепции маркетинга. Под услугой- новинкой подразумевается: 1) качественно совершенно новая услуга; 2) услуга, имеющая значительные усовершенствования по сравнению с уже представленными на рынке;
3) услуга, имеющие некоторые усовершенствования; 4) услуга, обладающая так называемой рыночной новизной, то есть уже имеющая опыт реализации на конкретном рынке и внедряемая в новую рыночную сферу. Под инновацией – новым товаром или услугой – понимается не просто новый способ удовлетворения потребностей потребителя, но такой новый способ, который обеспечивает возможность получения дополнительного экономического или социального эффекта. В случае отсутствия такого эффекта, даже при условии существенных качественных
изменений в характеристиках услуги, ее можно определить, «как вновь созданную». 2.2. Роль функционального управления в инновационной деятельности Анализ стратегии большинства промышленных компаний свидетельствует о том, что продуманная система обновления производства, основанная на использовании эффекта разнообразия, является основным направлением развития производства. Монопродуктовая, моноотраслевая, основная на крупносерийном производстве стратегия фирмы
фактически не обеспечивает высокой конкурентоспособности продукции и требует норму доходности. Стратегия обновления, рассчитана на долгосрочный период, должна быть основана на деловой стратегии фирмы, которая обеспечивает необходимую концентрацию материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Деловая стратегия фирмы ориентирована на использование заделов научных подразделений, накопленного фирмой опыта рационализации, усовершенствования приемов, ноу-хау.
Она направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка на основе создания разнообразных многофункциональных товаров и услуг, и при этом не подвергается дестабилизирующему влиянию краткосрочных колебаний конъюнктуры и спроса. Поэтому в центре внимания фирмы находятся функциональные подразделения НИОКР, производства и маркетинга. При внедрении новшеств фирмы широко используют преимущества, связанные с внутренней организацией и управлением. С одной стороны, фирма предстает как объединение достаточно
самостоятельных функциональных подсистем и подразделений, которые могут действовать относительно независимо друг от друга. С другой стороны, важнейшей целью фирмы является оптимальное функционирование всех звеньев единой целостности системы. Для этого фирма использует широкий набор организационно-управленческих методов, обеспечивающих консолидацию действий функциональных подразделений, объединение всех ресурсов и усилий, направленных на реализацию общекорпоративной стратегии.
С этой точки зрения важнейшим воплощением целей и реализации деловой стратегии служит функциональная стратегия фирмы [3.С.110]. Фактически в базовой функциональной стратегии сочетаются принципы централизованного и конкурентного рыночного начал, обеспечивающие успешное функционирование компаний в рыночной экономике. Известно, что в рыночной экономике деловая стратегия включает любые целесообразные действия для достижения стабильного конкурентного преимущества компании. Успешная деловая стратегия нацелена на достижение высокого
профессионализма и качества работы в основных сферах деятельности фирмы. Профессионализм и качество работы в первую очередь относятся к научным разработкам, совершенству технологического процесса, высокой эффективности маркетинга, сервисного обслуживания, то есть всему, что связано с конкурентоспособностью производства. Профессионализм и эффективность таких функциональных подразделений – главное достоинство фирмы, так как именно они представляют собой сплав специфического опыта работы, приобретенных навыков
и знаний персонала, уникальных свойств продукции, которыми не обладают конкуренты. Деловая стратегия распространяется на планирование и координацию работ по внедрению стратегических замыслов обновления производства. Это относится к расширению проблематики и увеличению расходов на НИОКР в перспективных областях, внедрению новых технологий и модернизации оборудования, формированию перспективных инновационных проектов, поискам инвесторов и новых источников финансирования.
Деловая стратегия требует ситуационных и имитационных подходов. Каждая фирма имеет различные деловые стратегии в инновационной деятельности, что объясняется неповторимостью решений, неожиданностью возникающих ситуаций и различным типом реакции инновационного менеджера на изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду. Функциональная стратегия относится к управленческому плану действий отдельного подразделения, функциональных подсистем или ключевого функционального направления внутри фирмы, а также
к реализации мероприятий по управлению текущей и основной деятельностью всех функциональных подразделений. Фактически это означает, что крупной компании необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее направлений деятельности. Функциональная стратегия конкретизирует детали в общем плане развития компании, активно поддерживает общую деловую стратегию и все мероприятия для создания высокого конкурентного статуса компании. Задачи и практические шаги по обеспечению управления подразделениями или направлениями
бизнеса осуществляют руководители подразделений в рамках функциональной стратегии. Для успешной реализации общекорпоративной стратегии необходимо координировать функциональные стратегии. Они должны быть увязаны на разных уровнях в последовательную систему управления. Для этого необходим процесс гармонизация целей, стратегий и управленческих решений на разных уровнях и между хозяйственными подразделениями и функциональными единицами.
Согласование функциональных стратегий является сложным процессом, где особенно важны ответственность менеджера, достижение консенсуса, консолидация усилий всех менеджеров. Разработка стратегии и мероприятий по ее реализации осуществляется в системе иерархических связей фирмы с учетом взаимного влияния верхних и нижних уровней управления. Операционная стратегия относится к еще более низкому уровню иерархии, она основана на разработке конкретных
подходов и мероприятий по управлению ключевыми организационными звеньями. Операционная стратегия является основанием пирамиды корпоративной стратегии и направлена на обеспечение выполнения стратегически важных оперативных задач. Зачастую от операционных стратегий нижнего уровня и функциональных стратегий среднего уровня и методов их реализации зависит успех компании в целом. Для осуществления инновационной деятельности фирме необходимо
определить ключевые функциональные подсистемы, разработать их стратегические и тактические цели, задачи и мероприятия по осуществлению. Инновационная деятельность главных функциональных подсистем сосредоточена на решении следующих задач: - проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий; - подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества; - разработке
новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции; - проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов; - проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; - подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала; - информационном обеспечении инновационной деятельности; - проведение работ или приобретении необходимой документации
по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик; - организации и поведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций; - организации опытного производства и освоении новшества; - технологической подготовке производства и внедрении новшества; - производстве и реализации новых продуктов, изделий [3.С.113]. 2.3.Инновационный проект – новая форма организации инноваций
Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах: 1) как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; 2) как процесс осуществления инновационной деятельности; 3) как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия. Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления
инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Рыночные механизмы координации деятельности фирм и различных институтов в области разработки, внедрения и коммерциализации новшеств весьма несовершенны. Это объясняется и состоянием российской экономики, и неблагополучным инвестиционным климатом и инерционностью крупных промышленных фирм, и нехваткой ресурсов у малого бизнеса.
Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов. Таким образом, реализация замысла инновационного проекта обеспечивается десятками участников и организаций. Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно – технических проектов. По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной
деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно – технические, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также на проекты системного обновления предприятия. Кроме того, инновационные проекты подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации. Разработка инновационного проекта – длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего
из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной ресурсной или технико–технологической перспективе должны быть
закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки
и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией. Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон – государства и частного сектора.
Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы «Инновационная политика реального сектора экономики». Ее использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности [6.С.218]. Важным условием осуществимости инновационного проекта является выбор надежной базы прогнозирования
и анализа новшества и привлечения к участию в проекте команды специалистов-профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения. Еще одной особенностью инновационного проекта является проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычисление одного новшества из взаимосвязанных
множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих «инкрементных», частичных, менее радикальных новшеств. По мере накопления опыта число модификаций постепенно уменьшается и появляется базовая модель. Становится очевидным, что в то время, как первоначальное единичное новшество находится в расцвете своего жизненного цикла и приносит финансовый успех, возможно, его моральное устаревание
вследствие изменения самой базовой модели. Снижение технической неопределенности инновационного проекта не означает снижения финансового и коммерческого риска. Более того, при разработке ряда проектов принципиальных нововведений устранение технических рисков приводит к выявлению недостатков выбранной технологии и оборудования, что само по себе уже может вызвать прекращение финансирования. Технические и коммерческие риски в инновационных проектах не находятся в
какой-либо корреляционной зависимости, и для устранения или предупреждения рисков следует идти эмпирическим путем. Большое значение в выборе метода прогнозирования и анализа новшества имеет продолжительность планируемого жизненного цикла инновации. У нововведений, имеющих короткий жизненный цикл, сохраняется высокая степень зависимости от длительности стадии НИОКР, от появления конкурирующих новинок и разработки нововведения, опирающегося на данный технический
принцип. При прогнозировании такого типа инноваций, всегда следует предусмотреть возможное время устранения данного принципа в рамках новшества. Финансовый успех зависит от удлинения цикла жизни новшества, за счет, как увеличения сроков его полезного функционирования, так и более раннего выхода на рынок. При сопоставлении финансовой эффективности альтернативных новшеств успех будет во многих случаях на стороне наукоемкой, коротко живущей новинки, а не стороне освоенного продукта.
Инновационный проект, следовательно, должен развиваться в рамках необходимых и достаточных условий и рациональных ограничений. Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований и несоответствие проекта целям организации, всевозможные ресурсные и технологические ограничения.
На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта. Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строго рассмотрения. Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность, то для инновационных проектов не менее важны принципиальная новизна, патентная чистота, лицензированная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества.
К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения [6.С.220]. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике"
. Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности
вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах". Законодатель применил двухуровневое определение понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического
процесса". Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона (см например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности. Следует отметить, что использованное законодателем определение инновационной деятельности не вступает в противоречие с определением понятия инновационная деятельности, примененным Правительством Российской Федерации в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", и с определением, данным в письме Инновационного Совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за N-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: "
Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке". В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех.
Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной
деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны. Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона указано: "государственная инновационная
политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов
Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований" (см. пункт 3 статьи 5). Кроме того, законодатель указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законодатель устанавливает иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации.
Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта Российской Федерации", а также "инновационная политика муниципального образования". Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона.
Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Из выше сказанного, можно сделать вывод, что понятие
“гостеприимство” старо, как сама человеческая цивилизация. Английское слово “hospitality” (гостеприимство) происходит от старофранцузского “хоспис”, что означает “странноприимный дом”. Так же инновационная политика является неотъемлемой частью эффективной производственно-рыночной деятельности. Именно она обеспечивает стратегическую устойчивость предприятий в условиях быстро развивающегося рынка услуг. Таким образом, под инновацией – новым товаром или услугой – понимается не
просто новый способ удовлетворения потребностей потребителя, но такой новый способ, который обеспечивает возможность получения дополнительного экономического или социального эффекта. В случае отсутствия такого эффекта, даже при условии существенных качественных изменений в характеристиках услуги, ее можно определить, «как вновь созданную». Инновационная политика базируется на принципе перманентности инноваций.
Под перманентностью понимается сочетание трех свойств: преемственности, то есть такого развития, когда новое сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы; непрерывности, подразумевающей отсутствие достаточно длительных временных интервалов, в течение которых инновационные разработки не проводятся, что может привести к нарушениям научно-технологического цикла; последовательности, означающей наличие совокупности этапов, подчиненных единой цели и следующих один
за другим. Для осуществления инновационной деятельности фирме необходимо определить ключевые функциональные подсистемы, разработать их стратегические и тактические цели, задачи и мероприятия по осуществлению. Понятие «инновационный проект» может рассматриваться в нескольких аспектах: 4) как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей; 5) как процесс осуществления инновационной деятельности;
6) как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия. Разработка инновационного проекта – длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строго рассмотрения.
Для инновационных проектов не менее важны принципиальная новизна, патентная чистота, лицензированная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) Апатовская Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной
борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками // Бренд-менеджмент, 2004, №3. 2) Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично - ресторанные и развлекательные комплексы: Уч. пособие. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 560 с. 3)
ГОСТ Р 50645 - 94 “Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц” 4) ГОСТ Р 51185 -98 “Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования” 5) Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение – М.: «Центр», 2005. 6) Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н проф. Л.Н.Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с. – (Серия «Высшее образование»).
7) Концепция инновационной политики РФ 8) Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / Чудновский А.Д.(и др.). – 3-е изд стер. – М.:КНОРУС, 2007. – 320 с. 9) Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И.Кабушкин, Г.А.Бондаренко. – 3-е изд перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2002. – 368 с. – (Экономическое образование).
10) План действий на 1999-2001 гг по реализации Концепции инновационной политики РФ 11) Постановление Правительства РФ “О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000гг 12) ФЗ “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” 13) Шкардун В. Позитивный имидж фирмы как база эффективного брендинга // Бренд-менеджмент, 2003, №4.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |