Реферат по предмету "Менеджмент"


Кадры предприятия

1. Описание отрасли. 2. Описание предприятия и продукта. 3. Организационная структура и кадры на предприятии. 4. Выявление проблемы на предприятии в области управления. 5. Описание проблемы. 6. Предложение по решению выявленных проблем. 7. Заключение. 1. Описание отрасли. Наименование предприятия –


ООО «Юнион Полис», отрасль – торговля продуктами питания. Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля- реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.


Розничная торговля подразделяется по формам собственности на государственную, коллективную, совместную, частную, смешанную. Основной составной частью розничного товарооборота является продажа товаров населению за наличный расчет, а объем реализации определяется выручкой за проданные товары. На предприятии розничной торговли одной из важнейших частей учета является учет товаров и тары. Поступление материальных ценностей от поставщиков производится на основании заключенных между покупателями


и поставщиками хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товарно-материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно-материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора. Приобретение товарно-материальных ценностей на стороне может осуществляться двумя вариантами.


При первом варианте для приобретения товарно-материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения товаров и немедленной оплаты за них, либо доверенность по которой можно получить товарно-материальные ценности, в счет договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика. Доставка товаров в таких случаях осуществляется самовывозом, независимо от географического


расположения покупателя и поставщика. При втором варианте поставки осуществляет посредник - транспортное предприятие или непосредственно поставщик. Предприниматели занимаются торговлей продуктами питания, потому - что это очень выгодно; Объём доходов от торговли в целом по России: торговля – 50%; транспорт – 20%; промышленность – 30%; Покупательская способность населения составляет, примерно половину от доли дохода, население тратит


на покупку продуктов питания, где-то 46%; Наценки на продукты питания – низкие; Дела с торговым персоналом обстоят плохо – не хватает кадров, а с оборудованием всё отлично. Поставщики сами поставляют холодильные витрины, морозильные камеры и т. д. Во всех магазинах имеется собственное отопление, а на летний период магазины оснащены кондиционерами; К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных


в подпунктах 6 – 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Налогового кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога


на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. 2. Описание предприятия и продукта. За последние три года в ООО «Юнион Полис» объем реализации продукции стабильно повышался, цена единицы продукции тоже увеличивалась, но в то же время увеличивалась и себестоимость продукции, что происходило в основном из-за повышения цен на сырье, коммунальные услуги, затраты на ремонт оборудования.


В результате рентабельность хлеба «Пшеничного» и хлеба «Дарницкого» неуклонно росла, а рентабельность булки «Славянской» и рожков сдобных снижалась. Снижение рентабельности происходило потому, что для данных видов изделий не было достаточно рынков сбыта, т.к. продукция новая и еще не освоенная потребителем, к тому же изделия не всегда соответствовали требованиям качества. Есть и такие изделия, как хлебцы «Докторские», рентабельность которых остается почти постоянной на


протяжении долгого времени. Основываясь на результатах анализа, можно выделить три категории: - «звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту («Пшеничный», «Дарницкий»); - «дойные коровы» - эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей» (хлебцы «Докторские»); - «трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе,


продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами» (булка «Славянская, рожки сдобные). Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товара в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.


На данном предприятии качеству производимой продукции уделяется большое внимание. Ответственность за данный участок работы несет технолог производства. При определении качества продукции учитываются такие показатели, как удельный вес продукции высшей категории качества, полезность продукции, эстетичность изделий, вкусовые качества. Важным показателем качества продукции является повышение конкурентоспособности продукции на рынке.


И в этом вопросе мощными инструментами стимулирования спроса являются совершенствование организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции. Таким образом, управление качеством начинается и заканчивается маркетингом. Выпуск качественной продукции – сложнейшая задача. Решение ее требует качественно иного сырья, полуфабрикатов, техники и технологии, повышения квалификации


управленческого и производственного персонала. Работа по повышению качества – работа благодарная. Она приносит удивительные результаты. Для получения высокой прибыли предприятие имеет узкий ассортимент высокодоходных товаров. Поэтому, принимая решение относительно широты товарного ассортимента, организация учитывала прогнозируемые показатели прибыли. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие учитывает спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых,


сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Торговля ведётся в республике Марий Эл в городе Звенигово; К данному предприятию относится 8 магазинов: Миф – ул. Охотина д. 3а, Риф – ул. Ростовщикова д. 33а, Лик – ул. Комсомольская д. 4, Центральный – ул. Ленина д. 51а,


Ника – ул. Ленина д. 50, Фея – ул. Пушкина д. 23, Ивушка – дер. Красный Яр, Рябинушка – дер. Кужмара; Основные товары – продукты, это хлебобулочные изделия и сладости; Ассортимент по сравнению с конкурентами лучше; Цены немного ниже, чем у конкурентов; Достоинство магазинов – хорошее место расположения, а недостаток – маленькие складские площади.


3. Организационная структура и кадровые предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности постепенно перемещается в основное звено всей экономики – на предприятия. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии добиваются снижения издержек производства продукции и оказания услуг, здесь разрабатываются планы хозяйственной деятельности, применяется маркетинг, осуществляется квалифицированное управление


– менеджмент. Значительная часть государственного бюджета формируется за счет финансовых поступлений от промышленных предприятий. В свою очередь, эффективность деятельности предприятий, позволяющая им долговременно и стабильно функционировать, в значительной степени зависит от компетентности их руководителей, способных грамотно определить потребности рынка и организовать в соответствии с ними производство товаров или услуг. Для реализации маркетинговой деятельности на предприятии


ООО “Юнион Полис” была выбрана форма организации управления маркетингом, которая отвечает общим целям и задачам организации. Для такого небольшого предприятия маркетинговая деятельность проводится, как правило, маркетинговой группой, которая входит в состав другого подразделения предприятия. Такая группа образована в составе отдела сбыта и изучения конъюнктуры и спроса. Главной задачей специалистов по маркетингу в этих условиях является систематический анализ информации


о рынке сбыта и подготовка для руководства предприятия практических рекомендаций текущего и перспективного характера по основным направлениям маркетинговой деятельности. Наиболее распространенными структурами маркетинговых подразделений являются: функциональная, товарная, рыночная, региональная, смешанная. В данной организации действует функциональная организационная структура отдела маркетинга, которая предполагает группировку сотрудников в зависимости от их функциональной специализации.


Директор предприятия Начальник отдела маркетинга Отдел кадров Главный бухгалтер Специалисты по маркетингу Бухгалтерия Касса Рис. Организационная структура предприятия. Во главе предприятия находится генеральный директор, задача которого – координировать деятельность различных служб предприятия для достижения целей бизнеса. Генеральному директору подчиняется начальник отдела маркетинга, который отвечает за достижение маркетинговых


целей бизнеса. Он также проводит исследования, поддерживает маркетинговую информационную систему и отвечает за рекламную кампанию. Начальнику отдела маркетинга подчиняются специалисты нижнего звена, которые выполняют функции отдела продаж, отдела исследований и отдела рекламы. Преимущество этой структуры заключается в ее простоте и четком разграничении обязанностей сотрудников. Вместе с тем, в рамках подобной структуры могут возникать определенные трудности в обеспечении координации


интересов специалистов разных функциональных групп. Наряду с выбором организационной структуры маркетинговой службы на данном предприятии, важным вопросом явилась разработка и реализация в дальнейшем «Положения об отделе маркетинга предприятия». Подобное положение регламентирует права и обязанности сотрудников службы маркетинга, закрепляет место маркетингового подразделения в организационной структуре предприятия, обеспечивая тем самым условия


для успешного функционирования маркетинговой службы в перспективе. Проведение маркетинговой деятельности на предприятии требует определенной переориентации деятельности всего предприятия, которой нельзя добиться простым переименованием отдела сбыта в отдел маркетинга. Необходимо осуществить перестройку организационной структуры самого предприятия. При этом на первом этапе руководство предприятия усилило отдел сбыта за счет введения группы специалистов,


которые стали заниматься отдельными маркетинговыми исследованиями и рекламой. По мере углубления в дальнейшем ориентации деятельности предприятия на маркетинг происходит повышение значимости функций маркетинга, что ведет к необходимости выделения группы маркетинга из отдела сбыта и преобразования этой группы в самостоятельное подразделение. Любая структура управления включает в себя органы, осуществляющие управленческое воздействие, устойчивые


взаимосвязи между этими органами и исполнителями. Состав и соподчиненность взаимосвязанных органов управления, выполняющих различные функции по управлению предприятием, представляют собой организационную структуру управления предприятием. Организационная структура управления отражает внутреннее строение управленческой системы, и критерием ее рациональности является оптимальное число ступеней управления. С этой точки зрения понятие организационной структуры тесно связано с иными характеристиками структуры


предприятия (технологическая, производственная, хозяйственная структура). Обоснованная, правильно выбранная организационная структура управления создает благоприятные условия для принятия оптимальных решений, повышения оперативности управления, сокращения управленческих циклов, усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности работы всей системы в целом. Общее и функциональное руководство со стороны управляющих органов на уровне предприятия реализуется


в виде планирования, в том числе маркетинга, организации труда и заработной платы, технического контроля производства и качества продукции, сбыта продукции, охраны труда. Существующая в данной организации функциональная структура позволяет повысить эффективность работы функциональных служб при появлении межфункциональных проблем. Для этого достаточно добавить некоторые элементы системы управления подразделениями к уже существующей


структуре. Однако, несмотря на имеющиеся достоинства и преимущества, эта система не носит универсального характера и не может быть единственно возможной во всех случаях. Общим требованием к разработке соответствующей структуры управления предприятием является принцип системного построения организации, обеспечивающий комплексность управления всеми сторонами производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности предприятия.


Перед отделом маркетинга необходимо ставить свои функциональные цели и задачи, определять критерии их выполнения, планировать ресурсы для их достижения, организовывать взаимодействие с другими службами, контролировать качество выполнения задач, оценивать и мотивировать персонал. Тем не менее, формы и методы управления маркетингом специфичны, как и в любой другой функциональной области. Маркетинг подразумевает два вида деятельности.


Первый вид деятельности – аналитическая работа. Цель аналитической работы – своевременное обеспечение управленческих решений предприятия достоверной информацией, способствующей достижению маркетинговых целей бизнеса. Второй самостоятельный вид деятельности – это рекламная работа. Цель рекламной работы – разработка и реализация полного комплекса мероприятий по продвижению продукции. Постановка маркетинга на предприятии является проектом.


Причем при осуществлении этого проекта изначально выполняемые проектные работа затем перерастают в функциональные. Перед маркетологом, приглашенным на предприятие, возникает множество проблем. Приоритеты при решении этих проблем расставляет либо он сам, либо его руководитель. Решая проблему в ходе проектной работы, маркетолог тем самым подготавливает почву для возникновения соответствующей функции. В части аналитики отдел маркетинга выполняет три основные функции: мониторинг


маркетинговой информации, подготовка проектов типовых управленческих решений и проведение разовых исследований по новым продуктам или каким-либо идеям и проблемам, которые ставит высшее руководство или видит сам маркетолог. В части рекламы маркетологами изготавливаются рекламные материалы и организуются рекламные кампании, контролируется их эффективность. Очень важная часть маркетинговой работы – это диагностика, т.е. поиск проблем бизнеса или каких-либо способов для его улучшения.


Недостатком работы данного предприятия является то, что отдел маркетинга загружен сбытовой работой, а маркетолог воспринимается как разновидность продавца, у которого существует дополнительная обязанность периодически что-то выяснять и анализировать. Основные признаки такого положения: маркетологи выписывают счета клиентам, отправляют заявки, ведут переговоры, согласуют графики поставок – работают как продавцы. 4. Выявление проблемы на предприятии в области управления.


Анкета Выявления проблемы на предприятии в области управления: Здравствуйте, уважаемый респондент прошу вас ответить на следующий вопрос, какая проблема у вас на предприятии? 1. Плохая мотивация; 2. Текучесть кадров; 3. Маленькая зарплата; 4. Кадры с низким образованием; 5. Не правильно выстроена организационная структура;


6. Необщительные коллеги; 7. Нехватка нужного оборудования. Большое спасибо вам респондент, за то, что ответили на мой вопрос! «Текучесть кадров на предприятии и пути ее сокращения». Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании,


хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм. Полученные статистические данные показывают, что повышенная степень текучести персонала является актуальной проблемой как минимум для 71,9% средних и крупных компаний республики Марий Эл. При этом, подавляющее большинство компаний старается решить проблему текучести


применением какой-либо единственной меры, например, повышения зарплаты "утекающим" специалистам, или предоставления им некоторых социальных льгот и компенсаций, без глубокого анализа причин сложившейся ситуации. По результатам исследования также выяснено, что 59,8% работников организаций считают одним из последствий "текучки" в компании рост недоверия по отношению к руководству компании. 36,8% сотрудников компаний отмечают, что в связи с ростом "текучки" возросло ощущение общей


нестабильности компании. 19,9% респондентов (среди них – 11,2% - руководители различного уровня) отмечали снижение общих экономических показателей работы подразделения и/или организации вследствие высоких показателей текучести кадров. Лишь 6,9 % опрошенных считают, что высокая "текучка" не имеет отрицательных последствий для организации. Авторы исследования расценивают "текучку" как своего рода "организационную чуму" большинства отечественных компаний последних лет, постепенно приводящую к


снижению успешности деятельности компании на своем рынке. В данном курсовом проекте мы рассмотрим само понятие текучести кадров, её отрицательные и положительные стороны, причины, меры борьбы с ней и другие аспекты данной темы. Объектом практической части данной работы взято ООО «Юнион Полис» г. Звенигова. ООО «Юнион Полис» - это небольшое предприятие, проблема текучести кадров была для


него актуальна. Целью моей работы является рассмотрение на примере ООО «Юнион Полис» способов удержания профессионалов в компании путём оценки уровня удовлетворённости персонала, проведение соответствующего анализа, на основе которого мы получим информацию для принятия решений по устранению проблемы текучести кадров. Текучесть персонала – это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.


Текучесть может быть: Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации; Внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики. Различают естественную и излишнюю текучесть кадров. Как понять, естественная или излишняя текучесть кадров на вашем предприятии? Текучесть кадров можно рассчитать по формуле: Текучесть кадров для планового периода (F) и среднего


(F1): F= число увольнений в плановый период / среднее число сотрудников в плановый период. F1= среднегодовая численность уволенных * 100 / среднегодовая численность. Коэффициент текучести кадров – это отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью)


к среднесписочной численности за тот же период. Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности. 5. Описание проблемы. Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается


на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятиях часто наблюдаются случаи "ухода отделами", когда сложившиеся рабочие коллективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитают переходить в другую организацию целиком.


Текучесть кадров – один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Даже если количественно этот фактор соответствует планам руководства, то уход из организации каждого конкретного работника может оказаться если не фатальным, то, по крайней мере, опасным. Опасным является уход профессионала с высокого поста к прямому конкуренту. Поэтому крупные компании предлагают особо ценным сотрудникам "золотой пакет" – денежную компенсацию


за то, что они в течение оговоренного времени не будут работать на конкурента. Опасно, если уходит лидер (формальный и неформальный в одном лице), а на его место приходит руководитель с другим стилем работы. В этом случае коллективу понадобится время и значительные усилия для того, чтобы сработаться с новым начальником. Однако помимо прямых угроз для бизнеса текучесть кадров таит в себе и скрытые опасности. Основная из них – это демотивирующее воздействие ухода одного из сотрудников на


остающихся работников. Увольнение может иметь опасные последствия для компании, особенно если подходить к самому процессу неправильно. В случае увольнения сотрудника по инициативе работодателя они иногда выражаются в несоблюдении стандартов деловой этики. Если руководитель срывается, проявляет нетерпимость, применяет жесткие меры – это может сказаться губительно на внутренней атмосфере в компании, так как ее персонал является непосредственным проводником информации


о ней. Расставаясь, обе стороны должны достичь взаимопонимания и обоюдного согласия, во-первых, ради взаимоуважения, а во-вторых, во имя сохранения отношений. Трудно предугадать, как сложится дальнейшая профессиональная судьба покидающего компанию сотрудника – быть может, он окажется вашим клиентом или партнером. Не менее сложным для внутреннего климата может оказаться и беспричинное, по мнению сотрудников, увольнение


или увольнение при затяжном конфликте. В первом случае вокруг неясных мотивов будут рождаться слухи, а во втором – сформировавшиеся вокруг конфликтующих сторон группировки поляризуют на некоторое время коллектив. В таком случае руководству необходимо демонстрировать честность и открытость, а также готовность объяснять причины тех или иных решений и чутко прислушиваться к возникающим опасениям. Однако следует иметь в виду, что такая открытость не всегда применима.


Объяснить причины увольнения остальным – значит, разгласить личные мотивы, скрытые от посторонних глаз. Поэтому в каждом подобном случае руководитель должен взвесить все "за" и "против" подобного решения. В том случае, когда сотрудника увольняют за низкое качество работы, проблему открытости наиболее эффективно помогает решить прозрачная система аттестации. Если в ее разработку будут вовлечены все члены коллектива, то им будет ясен принцип оценки результатов


деятельности их коллег. Поэтому увольнение работника даже без публичного объявления причин вряд ли станет неожиданным или экстраординарным событием для остальных сотрудников. Конечно, они не будут информированы руководством о результатах аттестации своего коллеги, но узнают о них по косвенным признакам. Если оценка эффективности труда введена в форме определения зоны развития, а не поводов для увольнения, то сотрудники будут стремиться к росту, а не бояться ошибок.


В свою очередь, система критериев оценки и постоянного мониторинга эффективности работы сотрудника "выталкивает" из штата тех, кто не хочет работать с полной отдачей. В таком случае желание расстаться не будет новостью и для увольняемого – если он постоянно получает обратную связь по своей деятельности, то будет подготовлен и к предложению сменить место работы. Не менее серьезным может оказаться воздействие на коллектив и увольнение по собственному желанию.


В случае добровольного ухода демотивация персонала может стать ответом не только на конфликтное расставание, но и на причины этого поступка. Если уход связан с навязчивым поиском работы, вызванным, в свою очередь, глубинными проблемами в организации, то это может иметь крайне неприятные последствия. Ведь те сотрудники, которые остаются, видят пример решения накопившихся проблем их коллегами. И он может оказаться заразительным – сотрудники будут судорожно искать новое место работы.


Таким образом, не будет лишним напомнить о том, что коллектив требует постоянного внимания со стороны руководства. Зарождающиеся проблемы необходимо решать незамедлительно, пока они не привели к необратимым последствиям. Таким образом, • текучесть кадров сказывается на производительности труда не только тех работников, которые намерены уходить, но и тех, которые продолжают работать, то есть на жизни всей организации; • текучесть мешает создавать эффективно работающую команду, отрицательно влияет на корпоративную культуру


организации. Несмотря на остроту этой проблемы во многих организациях, «программы сохранения персонала» пока являются редкостью. Текучесть кадров по-разному может отразиться на работе предприятия. В зависимости от сферы деятельности компании и должностей постоянно меняющихся сотрудников это влияние может быть благотворным, практически незаметным, а может привести к потере конкурентоспособности и спаду производства. Тяжелее всего «текучка» может ударить по предприятиям со сложными технологическими процессами,


в том числе строительным и промышленным. Текучесть приводит к снижению объемов производства, сказывается на качестве продукции. Впрочем, только в том случае, если она превышает норму. Вполне допустимо, если на предприятии с численностью сотрудников до 300 человек ротация кадров держится в пределах 20% от численного состава в год. Это объясняется многими факторами. Например, за год сотрудник набирает необходимый опыт, а получить повышение в должности затруднительно,


так как позиция, на которую он претендует, занята. Если это крупное предприятие, то количество увольняющихся не должно превышать 10–15%. Более вялая «текучка» здесь объясняется тем, что на крупных заводах и строительных холдингах больше внимания уделяют управлению персоналом. У них обычно есть кадровые службы, внимательно следящие за происходящими в трудовом коллективе процессами. Тем не менее, и они не застрахованы от массового перехода сотрудников


в конкурирующую компанию. Если количество увольняющихся увеличивается из квартала в квартал – это сигнал о том, что пора принимать меры. Японская система пожизненного найма, метод "соковыжималки" - получения максимума от нового сотрудника, пока он полон энтузиазма, и постоянная смена кадров для поддержания уровня работы в организации в чистом виде встречаются довольно редко. С тем, что политика работы с персоналом должна быть четко определена, руководители сегодня вряд ли


будут спорить. Одни утвердились в этом мнении, увидев результаты своего труда, превысившие самые смелые ожидания. Других заставил согласиться с этим собственный горький опыт и мучительные размышления на руинах предприятия. Выбор стратегии работы с персоналом, принципов планирования карьеры и установление показателей кадрооборота зависят от ситуации на рынке, общей культуры в организации и, что очень важно, от специфики деятельности конкретных подразделений. Рассмотрим несколько случаев, заставляющих руководителя задуматься


и определить свою позицию, которые представлены в виде наиболее часто задаваемых вопросов консультантам по работе с персоналом. Должны ли принципы обучения, развития и увольнения быть едиными для всех сотрудников компании? Целесообразно разделить сотрудников на три группы (в каждом функциональном подразделении компании): 1. Ядро лучших, самых талантливых и инициативных сотрудников, которые будут проводить стратегическую линию компании, формировать примеры, работать на самых ответственных участках.


2. Группа обеспечения и поддержки. 3. Группа исполнителей. Почему такая практика считается успешной? История показывает, что успех всех армий мира до XX века зависел от сочетания тяжелой, средней и легкой конницы. Подготовка тяжелой конницы стоила дорого, и поэтому она была немногочисленна. Легкая конница - легкость набора, сегодня набрал - завтра в бой.


Легко и уволить. Так и среди сотрудников необходимо поддерживать определенный баланс. Если сильные не будут везде успевать, наступление фирмы на рынке провалится. Закрыть все щели должна "легкая конница" - лучше иметь хоть какого-то специалиста, чем оставить участок неприкрытым. А если внутрифирменное обучение будет для всех, но поверхностным, конкуренты подавят компанию "тяжелой конницей". Имея три группы, компания может быстро отреагировать на изменения


внешней среды численностью персонала и перестановкой кадров. В трудные для фирмы времена или в период организационной перестройки сокращение "легковооруженных" бойцов осуществляется практически безболезненно. "Средневооруженных", для которых характерно хорошее сочетание цена - качество, можно переместить в другой отдел, обеспечив тем самым стабильность. О лучших бойцах забота начальства должна быть максимальной.


Если сменяемость сотрудников первой группы происходит так же часто, как третьей, это сигнал опасности. В большинстве случаев начинают увеличиваться затраты и прямые финансовые потери. Существует ли оптимальное соотношение набираемых извне менеджеров и руководителей, взращенных компанией? Лучшее решение в данном случае - конкурс, в котором принимают участие кандидаты на продвижение по службе и внешние соискатели. Эффективно в рамках такого конкурса применять метод ассесмент-центра.


Для заимствования передового опыта, методов и идей можно опрашивать новичков по всем интересующим темам, предложить им сравнить положительные и отрицательные стороны нынешнего и предшествующего мест работы. При планировании карьеры сотрудников следует помнить, что выслуга лет и высокая квалификация специалиста являются условиями необходимыми, но не достаточными для назначения на руководящую должность. Сотрудник может подняться выше своего уровня компетентности.


Если специалисты на своем рабочем месте получают признание и должное вознаграждение, нет причин опасаться ухудшения климата в коллективе из-за того, что большой процент менеджеров среднего и высшего звена приходит со стороны. Где та граница, которая отделяет регенерацию сил, приток свежей крови в организацию от ее вымывания? Общеизвестны отрицательные стороны продолжительной высокой текучести - упущенная прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, низкий уровень организационной культуры, отсутствие


лояльности сотрудников, как правило, невысокая квалификация и слабая мотивация. И как результат - падение эффективности работы. Менеджеры при принятии решений отдают предпочтение краткосрочной выгоде, часто решая свои проблемы за счет фирмы. Так ли страшна высокая текучесть кадров, если желающие работать выстраиваются в очередь? При анализе сменяемости кадров важно оценить, какие сотрудники уходят, а какие остаются в организации,


совпадает ли тенденция изменения качества персонала со стратегическими установками, определенными руководством. Без этой оценки невозможно понять, является ли существующий уровень сменяемости положительным или отрицательным явлением. Если уходят именно те кадры, от которых необходимо избавиться, значит, организация находится на верном пути. Если же она теряет лучших бойцов, то вопрос текучести необходимо вынести на повестку дня. Не обнадеживает и ситуация, когда сменяемость и ротация (большая или маленькая) не способствуют


улучшению качества работы. Важной характеристикой привлекательности фирмы служит уровень конкурса на получение в ней работы. Как учил Конфуций, "хорошее правление - когда довольны те, кто рядом, и приходят те, кто далеко". Но полезно также следить за карьерой ушедших сотрудников и интересоваться у специалистов их котировкой на рынке труда. Например, если сотрудник нарасхват, возможно, организация стала трамплином, кузницей кадров для других предприятий.


Значит, имеются упущения в планировании карьеры и необходимо сделать профессиональную подготовку кадров более быстрой и менее дорогостоящей. Насторожить должен и низкий спрос на своих работников. Это может быть симптомом отставания фирмы либо негативных процессов, происходящих в отрасли. Декларируя принцип частичной занятости, некоторые компании практикуют найм сотрудников на проект. Есть ли польза от таких «фигаро»? Существуют агентства, специализирующиеся на подборе сотрудников для


временной работы или выполнения определенного объема работ. Не стоит бояться низкой квалификации - она как раз очень высокая. Как правило, на объем нанимают людей, отличающихся нестандартным мышлением и высокой степенью ориентации на задачу. Плюсы для фирмы: очень свежая кровь и отсутствие проблем, связанных с характерными особенностями лидера. Когда определено, что делать, и в общих чертах намечен план, лидеру бывает неинтересно увязать


в технических деталях, он стремится дальше, генерирует новые идеи. Такой склад натуры менеджера среднего звена может привести к конфликту с начальством. В случае частичной занятости работу прекрасно доведут до конца постоянные сотрудники, что, кстати, может дешевле обойтись. На графике хорошо видно, что компании, в которых 35% (и выше) текучести кадров в год имеют положительный финансовый результат от экономии


ФЗП, выплачивая своим сотрудникам 70% (и ниже) зарплаты от среднерыночной (см. таблицу). При этом они могут запросто заказывать рекрутинговому агентству подбор персонала из сэкономленных из фонда заработной платы средств. А наибольшего финансового результата достигает та компания, где наибольшая текучесть кадров, что видно из приведенного ниже графика. Поскольку всегда найдется достаточное количество компаний, стремящихся сократить


ФЗП, то становится понятно, почему так популярен рекрутинг. Конечно, необходимо понимать условность данной модели. Однако именно такую картину можно наблюдать в повседневной жизни. Таким образом, у «текучки» есть и положительные качества. Например, на освободившееся место может прийти человек намного профессиональнее уволившегося сотрудника.


В любом случае у него будет свой уникальный опыт и новые идеи. Возможно, благодаря им компания откроет новое прибыльное направление деятельности. Есть категория сотрудников, которых время от времени менять необходимо. Например, менеджеров по закупкам. Во-первых, долгая работа на одном месте чревата возникновением «откатов». Деньги при этом теряет предприятие. Во-вторых, даже будучи кристально честным, наладив контакты, снабженец


далеко не всегда станет искать новые места, где необходимое для осуществления производственной деятельности предприятия можно приобрести дешевле. Таким образом, хорошо налаженные связи приведут к переплатам. Новый снабженец будет искать других поставщиков. Тех, кто продает товар дешевле и доставляет его быстрее. Вообще, смена любого руководителя среднего звена чревата сбоем работы отдела. На компании также негативно отразится увольнение сотрудников, отвечающих за качество работ, производящих


расчеты, чертежи, планирование. Менять их стоит только, если на примете есть человек, чей профессиональный уровень выше. Если же таковых нет, лучше повысить зарплату имеющимся, заняться сплочением коллектива и подумать о беспроцентных кредитах для особо ценных сотрудников. Основные и главные причины ухода персонала следующие: 1. неконкурентоспособные ставки оплаты; 2. несправедливая структура оплаты;


3. нестабильные заработки; 4. продолжительные или неудобные часы работы; 5. плохие условия труда; 6. деспотичное или неприятное руководство; 7. проблемы с проездом до места работы; 8. отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста; 9. работа, в которой нет особой нужды; 10. неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов;


11. неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией); 12. изменяющийся имидж организации; 13. работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура); 14. прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию (отсюда нестабильность компании). С причинами текучести персонала необходимо работать, их можно устранить или снизить их влияние: • Неконкурентоспособные ставки оплаты. Проведите или закажите исследование заработных плат, сравните полученные


данные с данными предприятия. Пересмотрите ставки там, где они ниже, и там, где они выше, т.к. переплата также как и не доплата чревата экономическими потерями. Проведите или закажите аналогичные исследования по другим выплатам (больничным, отпускам, льготам и т.п.). • Несправедливая структура оплаты труда. Пересмотрите структуру заработной платы, предпочтительно посредством оценки сложности работы, для выявления неадекватных ставок.


Проанализируйте дифференцированные тарифы, пересмотрите их, если выявятся «перекосы ставок». Если происходят значительные колебания в оплате в результате системы премий или системы участия в прибылях, проверьте эти системы и пересмотрите их. • Нестабильные заработки. Проведите анализ причин нестабильности заработков. Их может быть множество, начиная от неэффективной стратегии бизнеса, до недостаточной квалификации


вашего персонала. • Плохие условия труда. Сравните условия труда (часы работы, гибкость смен, оборудование, эргономику рабочих мест, состояние систем отопления, кондиционирования, освещения) вашей компании с условиями труда конкурентов рынка или компаний, на которые вы равняетесь. Разработайте меры по улучшению условий труда: более гибкий график работы, новая мебель или перестановка мебели, добавление кулеров или освещения могут сделать чудеса.


Проведите или закажите исследование удовлетворенности своей работой и условиями работы сотрудников. Вы получите полную информацию о том, чем именно, какими аспектами труда неудовлетворенны ваши сотрудники. • Деспотичное или неприятное руководство. Каждый руководитель, особенно руководитель среднего звена должен быть тщательно подобран на эту должность, должны быть оценены его потенциалы и возможности. Они должны постоянно совершенствоваться в управлении путем обучения и повышения квалификации.


Причем, эффективнее, если такое обучение происходит не внутренними тренерами, а внешними специалистами. Проверьте, действует ли на вашем предприятии четкая кадровая политика и какая она. Возможно, ее необходимо пересмотреть или усовершенствовать. Займитесь разработкой системы корпоративного обучения. • Работа, в которой нет особой нужды. Возможно, ваши сотрудники не ощущают нужности и необходимости своей


работы в массе всего предприятия. Попробуйте сделать их работу более привлекательной, путем повышения ответственности, расширения сферы деятельности или сокращения ненужной, монотонной работы на данной должности. Проведите или закажите исследование мотивации ваших сотрудников и вы точно будете знать, чего они хотят от вашего предприятия, и какими методами надо повышать их эффективность труда. • Неэффективная процедура отбора и оценки кандидатов.


Для эффективной системы отбора и оценки необходимо иметь: должностные инструкции, положения о структурных единицах, четкие критерии отбора и оценки кандидатов, валидные и надежные методы оценки кандидатов, квалифицированных специалистов по отбору и оценке. Проверьте наличие этих параметров, если что-либо отсутствует, срочно принимайте адекватные меры, начиная от найма специалиста по персоналу, заканчивая разработкой и утверждением документов. •


Неадекватные меры по введению в должность. По кадровой статистике самый большой процент ухода происходит в первые три месяца работы сотрудника, т.к. никто не вводит его в должность, не адаптирует к новой работе, к новой культуре компании. Именно в первые три месяца у сотрудника либо появляется лояльность к компании, либо она уже не появляется никогда. Проанализируйте, каким образом на вашем предприятии работает программа адаптации, кто этим занимается. Особенно заострите внимание на адаптации менеджеров среднего звена и


редких специалистов высокой квалификации. • Работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (получение максимума от сотрудника, пока он полон энтузиазма, «выжатый» сотрудник становится ненужным компании). «Выжатый» персонал уходит из компании и со «скоростью мысли» распространяет отрицательную информацию о компании, «отпугивая» дальнейших кандидатов. Поэтому: пересмотрите кадровую политику в этой области, смягчите свое отношение к сотрудникам (если сможете).


Такие компании формируют выносливых сотрудников для своих конкурентов, ваша компания становится трамплином для дальнейшей карьеры покинувшего вас персонала. Подумайте, надо ли формировать штат конкурентам. • Имидж компании. Просмотрите все перечисленные выше пункты и обратите особое внимание на те из них, которые отрицательно влияют на репутацию организации как работодателя (подумайте, в какую организацию Вы бы сами не пошли работать). Вам следует также рассмотреть и сильные стороны вашей организации, такие


как интересная работа, возможности обучения и повышения квалификации, перспективы продвижения по службе, страхование, льготы и пособия для работников. Эти факты необходимо сравнить с теми, которые предлагают конкуренты, и составить список наиболее выгодных пунктов. В какой-то степени кандидаты предлагают себя сами, но они также и покупают то, что организация может им предложить. Если рынок труда является рынком покупателей, организация, которая предлагает себя кандидатам,


должна изучить их требования в соотношении с тем, что она может предложить. Их требования можно выразить в шести пунктах: заработная плата, перспективы, обучение, заинтересованность, условия труда, надежность организации. • Прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала в организацию. Найдите причины таких событий в вашей компании, насколько это было оправдано? Помните, что с такой динамикой в пятый очередной раз набора персонала после пятого сокращения вы вряд


ли наберете квалифицированный штат специалистов. Еще необходимо учитывать такие факторы, которые факультативно способствуют уходу персонала: • возраст сотрудника (наиболее рискованный возраст перехода на другую работу до 25 лет); • квалификация сотрудника (работники низшей квалификации чаще меняют работу); • место жительства сотрудника (чем дальше сотрудник живет от работы, тем больше риск его ухода); • стаж работы на предприятии (после трех лет стажа происходит резкое снижение текучести, что объясняется фактором


возраста, так и проблемами адаптации). 6. Предложение по решению выявленных проблем. Приведение уровня текучести к приемлемому значению Поэтапно приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить в частности через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам (аутплейсмента). Для решения этих и других вопросов, которые будут обозначены после, необходимо


исходить из конкретной ситуации на предприятии. Рассматриваемая методика предполагает упорядоченную поэтапную деятельность, осуществление которой следует возложить непосредственно на кадровую службу предприятия. Всю деятельность по управлению текучестью кадров в рамках общего управления персоналом можно представить в виде последовательных стадий. Рассмотрим содержание каждого из этапов более подробно. 1 ЭТАП. Определение уровня текучести кадров. На этой стадии необходимо ответить на главный вопрос -


является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием? Уровень в 3-5 % не должен восприниматься как некий индикатор, поскольку профессиональная мобильность на конкретном предприятии формируется под воздействием совокупности факторов – отраслевая принадлежность, технология производства, трудоемкость работ, наличие/отсутствие фактора сезонности в производственном цикле, стиль руководства, уровень и принципы корпоративной культуры.


Поэтому при определении индикативного уровня следует провести анализ динамики трудовых показателей предприятия за возможно больший период времени (последние годы), выявить наличие и величину сезонных колебаний текучести. 2 ЭТАП. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров. Это очень важный этап и в то же время один из наиболее трудоемких, поскольку для его проведения необходимы специальные данные. Дело в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним из первых


управленческих аспектов, которым стали пренебрегать предприятия, стало нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы. Однако проблемой следует заниматься в любом случае, поэтому необходимо хотя бы приблизительно оценить


величину потерь. 3 ЭТАП. Определение причин текучести кадров. Высокий уровень текучести кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В первом случае проблемы как таковой нет и никаких решений не требуется. Во втором — следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в системе управления предприятием.


Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания увольнений законодательным путем – оснований расторжения трудовых отношений, перечисленных в ТК РФ. В данном случае перечень оснований будет исчерпывающим, поскольку соответствующие нормы ТК не предусматривают принципиально иных оснований для расторжения трудовых отношений.


Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: по собственному желанию, в связи с переводом, временные работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в связи со смертью, выход на пенсию, некоторые другие. Отсутствие или появление прецедентов увольнений по тому или иному основанию ведет соответственно к сужению или расширению этого перечня.


Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной возможностью данного анализа является его сопоставимость – с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом. Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос – почему


уволился работник. Так, одно основание «по собственному желанию» может быть представлено как: — неудовлетворенность уровнем оплаты труда, — задержки выплаты заработной платы, — причины личного характера, — тяжелые и опасные условия труда, — неприемлемый режим работы. Предлагаемая ниже форма вывода результатов опроса, как показывает время, не привносит сколь либо значительной динамики в уже сложившуюся градацию мотивов увольнения, поэтому может быть представлена в качестве типичной:


По какой причине Вы меняли работу? Низкая зарплата 43% Отсутствие перспектив роста 24% Несложившиеся отношения с руководством 11% Неудобный график работы 6% Неудобное расположение работы 5% Другое 11% Рис. 1 Пример простейшего исследования мотивов выбытия работников с предприятия (результат) Однако необходимо сделать единственное замечание методологического характера.


При разработке социологического инструментария на конкретном предприятии (анкеты, опросного листа) следует более детализировать шкалу ответов. Так при анализе полученных выше результатов выявляется, что доля ответов по «другим» мотивам (11%) соотносится с суммой долей по конкретно обозначенным причинам выбытия («неудобный график» - 6% и «неудобное расположение» - 5%). Вывод очевиден – быть может, что в «другом» как раз и кроется часть ответов на поставленные вопросы,


т.е. требуется дополнительная детализация мотивов. Если же детализировать такие критерии, как «причины личного характера» или «неприемлемый режим работы», а затем провести анализ полученных данных, то можно выработать реальные и обоснованные рекомендации по совершенствованию разных моментов деятельности предприятия. Например, увольнения по причинам личного характера могут быть вызваны конфликтностью в связке «начальник


– подчиненный», а, следовательно, можно выявить недостатки в организационной структуре предприятия, принять решение об изменении информационных потоков и т.д. На причины увольнения по собственному желанию косвенно может указывать и половозрастная структура персонала: мужчин до 27 лет – из-за ухода в армию, женщин – по уходу за ребенком, пожилых работников – в связи с выходом на пенсию. Из этого также можно сделать рекомендации.


Поэтому вторым исследованием может быть анкетирование работников предприятия. Наконец, в рамках данного этапа «Определение причин текучести кадров» возможно провести исследование позиции менеджмента (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, начальник ОТИЗ, отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования – интервью либо анкетирование.


Таким образом, собственными усилиями, возможно, провести три типа исследований в рамках этого этапа, что даст фактический материал для дальнейшего анализа. 4 ЭТАП. Определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы, совершенствования процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести. Для этого меры можно разделить на три основные группы: — технико-экономические (улучшение условий труда,


совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и др.); — организационные (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников и др.); — социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и др.). Предлагается также выделить в качестве действенной меры внедрение принципов аутплейсмента в работу


кадровых служб предприятий (т.е. помощи увольняемым работникам – психологической, информационной, консультационной). Преимущества – это одна из немногих мер, не требующих значительных материальных затрат (за исключением случаев когда может потребоваться проведение специальных психологических тренингов с увольняемыми или обращение за помощью в кадровые агентства). Так, увольняемого работника можно обеспечить пакетом информации, документов, консультаций. Работнику могут быть предоставлены рекомендательные письма; обязательная


психологическая консультация; обучение методам поиска работы; обучение работы с кадровыми агентствами; консультация по порядку обращения на биржу труда, предоставление соответствующих документов, информирование о сроках; консультация и памятка, как вести себя на собеседовании; грамотно составленное резюме; список кадровых агентств; список территориальных управлений Комитета труда и занятости; размещение объявления в


Интернете о поиске работы для сотрудников, имеющих квалификацию; список фирм, где набирается персонал. Это позволит: - снизить количество претензий от уволенных, в том числе количество судебных исков (выплат по ним); - уменьшить число компенсационных выплат увольняемым сотрудникам; - сохранить положительный имидж компании; - остаться в хороших отношениях с увольняемым сотрудником. 5 ЭТАП Определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения,


преодоление излишнего уровня текучести. Наконец, при разработке программы устранения излишней текучести необходимо будет также провести сравнительный анализ издержек на проведение названных мероприятий и потерь из-за излишнего уровня текучести. Руководству предприятия в данном случае следует поступить так же, как и с финансированием любой-другой бизнес-идеи - если затраты на решение проблемы превысят экономический эффект от снижения текучести, возможен поиск других, более "дешевых" вариантов совершенствования


работы с персоналом. В заключении хотелось бы отметить, что с развитием сегмента рекрутерских услуг на рынке труда, для многих предприятий, особенно в крупных городах России, решение обозначенных вопросов возможно переложить на специализированные кадровые агентства. Однако важно показать следующее: предлагаемый порядок деятельности прежде всего рассчитан на собственные силы кадровой службы любого предприятия и при должной организации управления персоналом способен эффективно


решать возникающие проблемы. 7. Заключение. Итак, из всего рассмотренного в данном курсовом проекте можно сделать следующие выводы. Текучесть кадров ухудшает многие производственные показатели. Прежде всего, это упущенная прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, снижение производительности труда. Высококвалифицированные специалисты отвлекаются на обучение новых сотрудников. Возникают сложности с мотивацией персонала. Текучесть кадров ухудшает моральный климат в коллективе,


что препятствует созданию команды. Конечно, такая ситуация - это серьезный сигнал руководству о необходимости разобраться в процессах происходящих в компании. В ходе работы мы выяснили, что кроме отрицательных моментов, текучесть кадров имеет и положительные. При контролируемой текучести кадров, открываются возможности для кадровых перестановок и карьерного роста, оставшихся лучших сотрудников, что является для них дополнительным стимулом. Проанализировав причины ухода сотрудников и внеся соответствующие изменения в деятельность


фирмы можно не только снизить текучесть кадров, но и увеличить эффективность деятельности каждого сотрудника и фирмы в целом. В практической части данного курсового проекта в целях устранения текучести кадров на ООО «Юнион Полис» мы применили метод удержания профессионалов в компании и получили информацию для принятия решений. После чего по каждому фактору производственной ситуации, независимо от величины полученного среднего уровня удовлетворенности сотрудника работой, проводится анализ.


Указываются возможные причины именно такого значения индекса удовлетворенности, даются рекомендации, как поддержать или повысить удовлетворенность сотрудников своим рабочим местом. Для этого дополнительно используются данные о средней заработной плате по городу, информация, полученная в результате собеседований, наблюдений и т. д. В результате последовательного анализа всех факторов, влияющих на удовлетворенность сотрудника работой и системой стимулирования труда, должны быть предложены


следующие мероприятия: • разработать стандарт внутрифирменных наград (грамоты, значки, вымпелы и т. п.), программу обучения менеджеров и специалистов, новые должностные инструкции с указанием целей, задач, требований и критериев оценки; дополнительно разработать Положение о премировании, основанное на качестве, производительности и прибыли предприятия, а также программу "Дети" (оплата детских путевок или оплата проезда к месту отдыха, страхование детей


от несчастных случаев и т. д.); • пересмотреть расценки, нормы труда для "сдельщиков" и заработную плату для "повременщиков"; рассмотреть возможность дополнительного приобретения ПК для менеджеров и специалистов; • скорректировать программу "Здоровье" (см. Таблицу) (компенсация стоимости лекарств для сотрудников, оплата санаторной путевки, стоматологическая помощь, доплата некурящим и т. д.), пакет социальных выплат и льгот (компенсация


на питание, беспроцентные денежные кредиты, покупка сотрудниками для себя изделий предприятия по себестоимости и с рассрочкой платежа, скидка на покупку товаров фирмы родственниками и знакомыми и др.); • составить план проведения корпоративных праздников, поздравлений, конкурсов на год и примерные программы их проведения; систематически проводить планерки, встречи с коллективом, вовлекать менеджеров и специалистов в обсуждение стратегических решений. Таблица Таким образом, говоря о преимуществах предлагаемого метода, можно отметить,


что он достаточно прост, универсален, хотя больше подходит для небольших компаний. Он может также использоваться для контроля адаптации на предприятии новых сотрудников. В целом же, предлагаемая методика позволяет своевременно информировать руководство предприятия и отдел по персоналу, как об общем уровне удовлетворенности коллектива, так и об удовлетворенности работников отдельными производственными процессами, что очень важно для принятия адекватных решений по совершенствованию


системы управления и уменьшению текучести кадров.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.