Реферат по дисциплине «Религия в истории культуры России» на тему «Происхождение, языческий и христианский смысл праздника Масленица. Главные обряды и обычаи, названия дней масленичной недели.» Москва 2009 Содержание Содержание 2 История масленицы 3 Распорядок проведения праздника 4 Масленичные тардиции 8
Масленичные обряды 13 Литература 15 Масленица - это древнеславянский языческий многодневный праздник "проводов зимы", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Масленица — единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В православии он стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). В эту неделю, предшествующую Великому посту,
Церковный Устав запрещает верующим есть мясо, а разрешает молочные продукты, масло, яйца и рыбу. Однако полного переосмысления народная Масленица так и не получила и остается праздником и языческим, и христианским. Это зависит от восприятия празднующего. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" почти на месяц ближе
к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица (сырная седмица) стала предшествовать. Это сделало весьма сомнительным понимание нынешней церковной Масленицы как "встречи весны" - такое толкование неверно во время еще по-зимнему холодной погоды и снегов, особенно в России с ее холодным климатом. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю
неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально праздник назывался Комоедица и отмечался в день весеннего равноденствия, т.е. в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников.
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя ком (отсюда - «первый блин комам», т.е. медведям). Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные
лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз перед постом разрешалось есть
мясо. Каждый день Масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения, обряды и т.д. ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ ПОНЕДЕЛЬНИК – Встреча В этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать. В старину царь Петр
I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось. Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов
и паяцев, но весельем зарядит. С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещи они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь.
К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". ВТОРНИК - Заигрыш Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат
за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. СРЕДА – Лакомка На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.
А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины
в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
ЧЕТВЕРГ - широкий четверг В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
ПЯТНИЦА - Тёщины вечерни Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток".
Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок". СУББОТА - Золовкины посиделки В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю
и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. ВОСКРЕСЕНЬЕ - Прощёный день - последний день Масленицы Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели —
заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими. Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду,
несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”). Там же, где не делали чучела
Масленицы, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще
просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”. Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в
России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.
В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. МАСЛЕНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ
Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут, и в игры играют! А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились
катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. ЧУЧЕЛО Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее "по-бабски" - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя
и чествуя Сударыню-масленицу. А после - сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу. Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали "пассажирку" в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы "хороня
Масленицу". СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота,
отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой. ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.
В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал "Князь-папа", облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал
Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями. Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и "Князь-кесарь" Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля
Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока! На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки,
а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем "неугомонной обители". Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в
Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством. Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд. КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе
Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет. Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые
флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега. Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега
с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая… По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками "Дилижаны" на шестерых.
Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте". Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…"
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян
и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом
Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный
Михайло Иванович господин Топтыгин". Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком.
Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки. Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.
Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой". Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители
царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы". Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость,
нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина. ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью
и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки
и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос. КУЛАЧНЫЕ БОИ Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича,
Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться". Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими
в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену,
возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". БАЛАГАНЫ Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное
увеселение. Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка". Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких
чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты. МАСЛЕНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Поэтому в основе Масленицы лежит идея встречи-проводов, которая прослеживается во всех обрядах, будь
то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд. Поминальные обряды К поминальным обрядам относится сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. Такой, например, как рыба, которая в силу своей немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. Да и снег тоже считался воплощением душ умерших, поэтому он использовался для гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой снежной воде.
С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, причем исключительно женских, таких как прядение и ткачество. Эти запреты объяснялись боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам умерших людей. Особенно эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались святыми. Нарушение запрета грозило бедами и неприятностями не только для людей, но и для скота.
Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. То есть, русская масленица по сути своей является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является "задабривание" духов на целый год вперед. Брачно-семейные обряды Другой важнейший масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений,
обеспечивать будущий урожай. Молодоженам устраивали "смотрины", ставили их к столбам у ворот и заставляли целоваться у всех на виду, а женщинам, состоящим в браке первый год, устраивали испытания посложнее: например, запрягали их вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу. На масленицу теща приглашала молодых в гости "на блины" и должна была помазать голову зятя маслом, "чтоб был ласковым и к жене так же примаслился".
Еще один масленичный обряд - наказание не вступивших в брак в виде подвешивания колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую "половинку". С этой "парой" Наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки. Земледельческие обряды Третий комплекс масленичных обрядов - это земледельческий комплекс. Все эти обряды связаны не с хлебными злаками, а с волокнистыми - льном и коноплей.
К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься "на долгий лен". Лен и конопля - растения так или иначе связанные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве обрядов женщинам отводилась главная роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.). Использованная литература:
1. http://ru.wikipedia.org 2. http://www.maslenitsa.com 3. Снегирев И. Русские простонародные праздники праздики и суеверные обряды. – М 1838. – Вып. 1-4. 4. Харлицкий М Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М 1996
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |