Бунзен
(Bunsen) Роберт Вильгельм (31 марта 1811, Геттинген — 16 августа 1899,
Гейдельберг), немецкий химик, основатель физико-химического направления
исследований, создатель спектрального анализа.
Бунзен
родился в образованной и обеспеченной семье, отец его был профессором и
библиотекарем Геттингенского университета. Бунзен получил первоначальное
образование в гимназиях Геттингена и Гольцминдена. В 1828 он поступил в
Геттингенский университет, где изучал химию, физику, геологию, минералогию,
ботанику, анатомию и математику. Его учителем химии был Ф. Штромейер, открывший
кадмий. Бунзен окончил университет в 1831. Его докторская диссертация была
посвящена разработке новых измерительных приборов. После защиты диссертации
Бунзен получил стипендию для стажировки в лабораториях Берлина и Вены
(1832-33). По возвращении домой он стал приват-доцентом в Геттингенском
университете (1833). В 1836 он получил кафедру химии в Высшей промышленной
школе в Касселе, где ранее работал Ф. Велер. Здесь Бунзен начал большой цикл
работ по изучению органических соединений мышьяка, исследованием которых он
занимался на протяжении нескольких лет (1837-43). Эта работа была крайне опасна
для здоровья. При взрыве в лаборатории Бунзен потерял глаз, несколько раз
получал сильнейшие отравления, но несмотря ни на что продолжал эксперименты.
Бунзен выделил чистую окись тетраметилдиарсина и назвал ее алкаларсином. Он
полагал, что им получен свободный радикал какодил (диметиларсин), и приготовил
ряд его производных — фторид, бромид, иодид, цианид и др. Полученные Бунзеном
результаты стали одними из самых веских доводов в пользу правоты теории
радикалов.
В
1839 Бунзена пригласили в Марбургский университет на должность
экстраординарного профессора химии и директора химического института, через два
года он стал ординарным профессором. В Марбурге Бунзен занимался исследованиями
в области электрохимии, а также изучением реакций в газовых смесях.
В
1846 по поручению датского правительства Бунзен проводил минералогические и
геохимические исследования в Исландии, изучал деятельность гейзеров.
В
1851 ученый был приглашен заведовать кафедрой химии в университете в Бреслау
(ныне Вроцлав), а в 1852 — в университете Гейдельберга. Он проработал здесь
вплоть до своей отставки по возрасту в 1889 году. В Гейдельберге Бунзен вместе
с Г. Р. Кирхгофом разработал спектральный анализ.
Бунзен
был превосходным преподавателем. В его лабораторию в Гейдельберге стремились
многие молодые ученые, желавшие серьезно заниматься химией. В разные годы его
учениками были Э. Франкленд, А. В. Г. Кольбе, Г. Э. Роско, К. Шорлеммер, Э.
Эрленмейер, В. Мейер, Д. И. Менделеев, А. фон Велбсбах, А. Байер, Л. Н. Шишков,
Ф. Ф. Бельштейн, Х. Г. Ландтольд и др.
Для
лабораторных работ и демонстрации опытов на лекциях Бунзен применял эффективные
и удивительные по простоте приборы. Он изобрел фотометр с жировым пятном
(1843), клапан Бунзена, сконструировал газовую горелку (1855), прибор для
газового анализа, водоструйный насос, усовершенствовал калориметры различных
конструкций.
Одним
из важнейших результатов научной деятельности Бунзена стала разработка им
совместно с Г. Р. Кирхгофом спектрального анализа. В 1859-60 они обнаружили,
что излучение жидких или твердых тел, раскаленных добела, или газов,
находящихся под большим давлением, разлагается призмой на сплошной спектр и что
каждый элемент излучает характерный для него спектр. В 1860 они создали первый
спектроскоп, с помощью которого относительно простым способом можно было
установить спектр любого элемента. Этот прибор оказался превосходным инструментом
для определения очень малых (следовых) количеств различных веществ. Они
установили, что желтая линия натрия и D-линия солнечного света имеют одинаковую
длину волны, обнаружили совпадение 70 линий солнечного спектра и спектральных
линий химических элементов. Использование спектрального анализа позволило
значительно увеличить число известных элементов. Уже в 1860 Бунзен открыл при
спектральном анализе минеральных вод из Дюркхайма цезий, а в 1861 в минерале
лепидолите из Саксонии — рубидий. С помощью спектрального анализа другими
химиками были открыты таллий (Крукс, 1861), индий (Ф. Райх, И. Рихтер, 1863),
некоторые инертные газы, актиноиды и др. Благодаря спектральному анализу стало
возможным исследование химического состава звезд, несмотря на их удаленность от
Земли.
Исследования
Бунзена всегда были подчинены решению практических задач. Появление газового
анализа в значительной мере было обусловлено потребностями производства чугуна.
С 1838 по 1845 Бунзен исследовал доменные и колошниковые газы. Он установил,
что с ними из печи выносится более половины тепла, необходимого для процесса.
Почти все приборы и методы для газового анализа Бунзен разработал сам. В основу
анализа газов он положил их поглощение и сжигание. Он усовершенствовал способ
разделения газов, способ измерения их объема. Бунзен внедрил эти методы в
практику металлургического производства. Ход анализа он описал в своей книге
«Газометрические методы» (1857).
Бунзен
внес большой вклад в развитие электрохимии. Ему принадлежит идея заменить
дорогие гальванические электроды из благородных металлов угольными пластинами.
Бунзен создал угольно-цинковый гальванический элемент (1841). При помощи новых
гальванических элементов он в 1852 путем электролиза расплавов хлоридов
металлов получил металлический магний, а в 1854-55 — литий, кальций, стронций,
барий и алюминий, заложив тем самым основу металлургии легких металлов.
Бунзен
изучал действие света на химические процессы, в частности на взаимодействие
хлора с водородом. В 1862 Бунзен и его ученик Г. Э. Роско установили
количественные закономерности фотохимических процессов, которые были
сформулированы в законе Бунзена—Роско.
Бунзен
получил цианистый калий (1845), измерил теплоемкость индия. Он усовершенствовал
(1853) иодометрический анализ, предложив метод титрования с иодом и
тиосульфатом натрия.
В
1857 он вместе с Л. Н. Шишковым исследовал процесс сгорания пороха.
В
признание научных заслуг Бунзен был избран членом многих Академий наук. В 1862
он стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской АН.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://schoolchemistry.by.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |