Реферат по предмету "Биографии"


Михаил Михайлович Тьедер

(1879-1942)



Михаил
Михайлович Тьедер родился 30 ноября 1879 года в Смоленске в семье начальника
Смоленского почтово-телеграфного округа. Род его происходил из обрусевших
финнов.



В
1900 г. Тьедер закончил Морской корпус и вскоре одним из первых откликнулся на
призыв создателя русского подводного флота капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и
ушел в подводное плавание. Стал старшим помощником (старшим офицером) на первой
русской подводной лодке "Дельфин", конечно, выразил желание
отправиться с новыми лодками во Владивосток на войну с японцами. Не случайно
именно Тьедер, уже в чине лейтенанта назначен начальником первого эшелона, на
котором отправлены на Дальний Восток субмарины "Скат" и
"Налим". 2 ноября 1904 г. Тьедер отбыл во Владивосток, где командовал
подводной лодкой "Скат".



После
проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и
задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и
линкоров-дредноутов. Большинство адмиралов и старших офицеров считало подводные
лодки дорогостоящими и опасными игрушками. К ним, в частности, относились
адмиралы Дубасов, Рожественский, Алексеев, Эбергард, капитан 1 ранга Колчак.
Группу "подводников" возглавлял адмирал Э.Н. Щенснович. Тьедер стал
одним из наиболее яростных пропагандистов подводного флота. Победила точка
зрения сторонников строительства в основном линейных сил и не получивший
поддержки Тьедер в 1907 г. вынужден был уйти в отставку.



Он
поселился в Москве и занялся журналистикой, в частности, редактировал журнал
"Судоходство и мореплавание".



В
1912 г. в Москве под псевдонимом "Эм. Те." он двумя изданиями
выпустил книгу "На подводной лодке. Из дневника участника минувшей
войны". В ней экс-лейтенант подверг жесточайшей критике порядки, царившие
в военном флоте. Описаны были потрясающие истории.



Так
из Владивостока в Порт-Артур послали пароход "Уссури" в полной
уверенности, что его перехватят японцы, а еще лучше - утопят. Однако капитан в
море от случайно встреченного парохода узнал, что крепость капитулировала и
развернул "Уссури" домой.



При
разгрузке выяснилось, что пулеметы посланы без лент, в бочках с соленой кетой
больше камней, чем рыбы, во многих мешках вместо муки - песок, полушубки старые
и рваные, сапоги без подошв, а снарядов не хватает на 200 тыс. руб. Конечно, по
бумагам все числилось первосортным, по соответствующей цене. Вообще,
Владивостокский порт за время войны ни разу не отчитывался в расходовании
средств. После опубликования таких вопиющих фактов власти сделали все, чтобы
вторая часть книги не увидела свет, так оно и произошло. Крамольной публикации
не забыли, даже во время мировой войны 35-летний офицер с боевым опытом
оставался в отставке. Много времени Тьедер в этот период тратил, занимаясь на
профессиональном уровне ихтиологией.



После
февральской революции он снова встал в строй и получил назначение командиром
новой подводной лодки типа "Барс" - "Ягуар", которая
достраивалась в Ревеле. Субмарина вошла в строй 12 октября 1917 г., а уже 25
октября командир вместе с экипажем заявил о признании Советской власти. Однако
уже в ноябре по состоянию здоровья из-за болезни сердца Тьедер вынужден был
оставить подводную службу. Он стал командовать специальным судном-спасателем
подводных лодок "Волхов", на котором 25-28 февраля 1918 г. совершил
переход из Ревеля в Гельсингфорс. Весь поход простояв на мостике, бывший
подводник сильно простыл и слег с воспалением легких. Попав в госпиталь, он не
мог участвовать в знаменитом Ледовом походе. Возможно, из-за отсутствия
командира и "Волхов" оставался в Гельсингфорсе до мая 1918 г., когда
ушел в Кронштадт. К этому времени путь из Финляндии в Россию офицерам оказался
закрыт.



Тьедер
уехал в Вильно, оттуда в 1920 г. переехал в Ригу, где служил в министерстве
земледелия и сотрудничал с газетами, там иногда помещал свои статьи и в том
числе, о порт-артурских эпизодах.



В
1922 г. бывший моряк вернулся на родину предков, в Финляндию, где прожил 20 лет
- до кончины в 1942 г. Похоронен в Гельсингфорсе на русском кладбище.



Все
годы, проведенные в Финляндии, он не переставал заниматься ихтиологией и
написал мемуары "В подводное плавание", которые остались в рукописях.



Считая
себя в душе русским человеком, Тьедер все свои материалы отправлял в Москву,
хотя это могло не понравиться многим в тогдашней Финляндии. Правда, в Москве
тоже не публиковали его работы. Последняя подводная лодка, которой командовал
подводник Михаил Тьедер, - это "Ягуар" (с 1922 г. название сменено на
"Краснофлотец", а позднее на Б-4). На ней долго плавали первые
советские подводники, а отслужив свой срок как боевой корабль, лодка всю войну
прослужила плавучей зарядовой станцией и пережила своего командира,
просуществовав до 1946 г.



Зато
"Волхов" ("Коммуна") - последний корабль, которым
командовал Тьедер, до сих пор остается в боевом строю Черноморского флота
памятником одному из первых подводников России Михаилу Михайловичу Тьедеру.



Список литературы



Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.