Реферат по предмету "Биографии"


Ал-Джахиз

Ал
-
Джахиз


Ал-Джахиз (775–868), такжеАбуУсманАмрибнБахр, прозванныйал-Джахизом, «Пучеглазым», филолог, основоположниксредневековойарабскойхудожественнойпрозыадаба.


Родилсяв 775 вБасре.


Юныйал-Джахизнередкопроводилднииночивкнижныхлавках. БасравтевременабылавторымпослеБагдаданаучнымилитературнымцентром, ивокругБасрийскоймечетисобиралисьвидныеученыеилитераторыгорода. Этисобранияпосещалиал-Джахиз.


ПереселившисьвБагдад, ал-Джахизпознакомилсясписательскиммастерством, издесьжекнемупришлаизвестность. Халифал-Мамунприблизилегокодвору. Когдахалифомсталпротивникмутазилитовал-Мутаваккил, ал-ДжахизпыталсябежатьизБагдада, нобылпойманивозвращенвгород. ВпреклонномвозрастебольнойлитераторвернулсявБасру, гдепровелостатоксвоихдней.


Ал-Джахизбылстрастнымбиблиофилом. Емудажеприписываютсмерть, связаннуюслюбовьюккнигам. Егообыкновениераскладыватьвокругсебястопыкниззакончилосьтрагически–однаизтакихстен, состоящихизтяжелыхфолиантов, обрушиласьиубилаего. Умерал-ДжахизвБасрев 868.


Будучиверующимчеловекомал-Джахизнебылнабожным, егопривлекаловольнодумстворационалистов-мутазилитов, взглядыкоторыхонисповедовал. Сегоименемсвязаноодноизнаправленийвмутазилизме–«джахизийа». Числосочиненийал-Джахизадостигало, понекоторымсведениям, двухсот, однакомногиеизнихнедошлинанашихдней. Посвоемусодержаниюонипредставляютсобойвсовокупностиэнциклопедиюзнанийвобластинаукиилитературы, известныхегоэпохе. Этоибогословие (учениемутазилитов), иполитика, иэкономика, иизложениевзглядовнасоциальнуюжизнь, мораль. исведенияпогеографии, естествознанию, математике, этнографии, атакжеполитературе, поэзии, филологии. Ал-Джахизблестящевладелязыком, популяризировалзнанияисоздавалруководствадлячитающейпубликиишкольныхучителей, взанимательнойформепреподносянаучныеинравственныеистины. Приэтомонстремилсянепростопреподатьсведенияотомилидругомпредмете, ноинаучитьчитателядумать, подвергатьвсякоезнаниесудуразума, проверятьегочерезсомнение. «Глазаошибаются, иорганычувствлгут; толькоразумупринадлежитдостоверноезнание» (Посланиеоквадратностииокруглости). ВКнигеоживотных, одномизглавныхсвоихсочинений, ал-Джахизписал: «Первоеусловиевсякогознания–сомнение, ипятьдесятсомненийлучшеоднойуверенности». ФилологИбнКутайба, жившийнесколькопозжеал-Джахиза, говорилоегопровоцирующеммысльметодетак: «Онпишеткнигу, вкоторойприводитдоводы, выдвигаемыехристианамипротивмусульман, акогдадоходитдотогоместа, гдедолженбылбыихопровергнуть, вдругперестаетприводитьдоказательства, такчтосоздаетсявпечатление, будтоонхотелвсеголишьнатолкнутьмусульманнато, чегоонинезнают, аслабыхввередовестидосомнения». Ихотяпринципсомненияпротиворечилтому, очемучилМухаммед (сомнениегреховно), ал-Джахизотказывалсяслепоследоватьавторитетуверы. Духнеподвластностиавторитетупроявлялсяивтом, чтомногиекнигиал-Джахизаявлялисьсатиройнаутвердившиесяпредставления, наповедениелюдей, лицемерие, ханжество. Иногдаонприбегаетктакимприемам, какзаведомоневернаяаргументация, ошибочныесиллогизмы, итакувлеченноразвиваетэтинелепыедоводы, чтоэтовызываетучитателясмех. Егокнигипересыпанышутками, нотакжеиедкимивыпадамипротивпрезираемыхимперсонажейидажеиздевательстваминаднекоторымихадисами. ПоказательнывэтомотношенииПосланиеоквадратностииокруглостииКнигаоскупых. Впоследнейкнигесобранырассказыианекдотыоскрягах, опостоянномспоремеждускупостьюищедростью. Веселопорицаяскаредность, жадность, ал-Джахизспохвалойговоритобережливости–качестве, необходимомвхозяйстве. Ичерезвсеэтодаетсяпредставлениеобобразежизнигорожан, обычаях, языке. фольклоре. Значительнойвтворческомнаследииал-ДжахизаявляетсяиКнигаоживотных. Внейонизящноисюмором, приводяотрывкиизстихотворений, пословицы, афоризмы, рассказываетоживотных. Попутноостанавливаетсяначеловеческихчертах, напоминающихнекоторыекачестваживотных (собаки, петуха, голубей, ворон, мух, обезьян, свиней, муравьевит.д.), –трудолюбии, сметке, любознательности, ноитрусости, хитрости, коварстве, тугодумии.


Обладаяуниверсальнымипознаниями, ал-Джахизсумелсоединитьвформеживых, веселыхрассказовпочтивсе, чемвладеланаукаеговремени, ивоспринималсяварабскоммирекаксвоегороданаставник. Еготворчествопривлекаловниманиенетолькосовременников. ноилитераторовпоследующихпоколений, видевшихвнемобразецдляподражания. НекоторыесовременныеисследователиусматриваютвнемарабскогоМонтеня.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диагностическое обследование и ремонт нефтепровода
Реферат Геологическое строение Причерноморской низменности
Реферат Алмаз и графит свойства, значение, происхождение
Реферат Геохронологическая шкала. Непско-Ботуобинская нефтегазовая область. Системы разработки с заводнением
Реферат Антропогенная динамика ландшафта
Реферат Механика горных пород и грунтов
Реферат Класификация месторождений
Реферат Инженерная геология и гидрогеология
Реферат Лекции по бурению
Реферат Методы обессоливания нефти и нефтяного сырья (тяжелых остатков)
Реферат Безинерциальные заряды и токи. Гипотеза об эквивалентности 2-х калибровок
Реферат Управление конфликтами в педагогическом коллективе Теоретические основы
Реферат Нефть в пластовых условиях
Реферат Газометрия скважин во время бурения
Реферат Вычисление стока воды и стока наносов