Реферат по предмету "Биографии"


Мессерер Борис Асафович

Народный художник России, лауреат Государственной премии, действительный член Российской академии художеств


Родился в Москве 15 марта 1933 года.


Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения "шестидесятников", которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, с тем чтобы избавить их от оков официальных канонов. Художник генетически связан с театром. Он из знаменитой династии, подарившей русскому балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины - блистательной Майи Плисецкой, а драматическому театру династия преподнесла чудесного актера МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса - известная актриса немого кино, а позднее художница по костюмам - Анель Судакевич. Супруга Бориса Асафовича - известная поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина, лауреат Государственной премии и премии Президента РФ.


В характере Мессерера рано проявилась независимость. Вопреки семейным традициям в 1956 году он окончил Архитектурный институт, где графику преподавал суровый Дейнека, и одновременно посещал мастерскую тончайшего Фонвизина, но формировался по-своему, вне подчинения учителям. Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического театрально-декорационного искусства. Первой вехой в его театральной судьбе стал новорожденный театр "Современник". Здесь со своими друзьями-единомышленниками в атмосфере молодого задора и бурлящей энергии он придумывал для постановок необычные объемно-пространственные декорации.


В 1960 году Мессерер оформил первый спектакль в театре "Современник" - В. Блажек "Третье желание" (режиссеры О. Ефремов и Е. Евстигнеев). Уже тогда в нем органично слились столь драгоценные для сценографа качества, как умение образно и функционально оформлять спектакли. В декорациях Мессерера живет феномен сценичности: они конструктивны, пластичны, декоративны, в них заложен неожиданный взрывной заряд динамики. А главное - художник наделен редким даром, магией преображения обыкновенных бытовых вещей в театральные образы. Например, в остросатирической комедии А. Володина "Назначение" декорацию заменила простая дверь казенного учреждения, сквозь которую проходили на работу служащие. Затем в нужный момент действия внезапно ее рама с закрытыми створками падала вперед и превращалась в покрытый зеленым сукном скучнейший стол заседаний.


Мессерер в театре - всегда фантазер-изобретатель. Его декорации могут придвинуться к зрителям, чтобы возникнуть перед ними крупным планом, и могут удаляться в самую глубь сцены.


В 1963 году Б.Мессерер дебютировал как театральный художник на сцене Большого театра в балете "Подпоручик Киже" на музыку С. Прокофьева и именно в этой работе сразу заявил об особом подходе к оформлению спектакля, отличавшемся от общепринятого в декорационном искусстве и даже, казалось бы, истинной сути и природе данного искусства. Заключается этот подход в том, что если обычно любого вида декорация так или иначе изображает место действия, то Мессерер сочиняет графические композиции, которые несут в себе образ спектакля и тем самым обретают значение самостоятельных визуальных "персонажей". Иначе говоря, предлагая графические композиции в виде главного элемента оформления, Мессерер обогащал сцену возможностями станкового изобразительного творчества.


Графический тип театрального мышления проявился и в решении Мессерером балета "Кармен-сюита" Ж.Бизе - Р.Щедрина, поставленном в 1967 году. Здесь основу оформления составлял образ цирковой арены, над которой нависла гигантская черная маска быка и которая была очерчена полукругом дощатой стены. Над стеной острыми графическими силуэтами возвышались черные высокие спинки расставленных на ее кромке испанских стульев - сидевшие на них персонажи играли роли не только зрителей корриды, но одновременно и судей, вершивших суд над героиней. Аналогичный двойной смысл имели и все остальные элементы оформления: "арена корриды является ареной жизни", "маска быка над ареной должна восприниматься временами просто как реклама корриды, но когда загораются глаза быка и на него падает багровый свет, надо, чтобы эта маска читалась как синоним Рока" (Е. Луцкая).


Свою третью работу в балетной постановке Большого театра Мессерер показал в 1999 году в спектакле "Конек-Горбунок" на музыку Р. Щедрина. В нем художник дал великолепный образец современного декорационного оформления спектакля - в виде развернутого во всем объеме сценического пространства "лоскутного одеяла", собранного из сотен фрагментов разнообразного рисунка, формы и цвета, в том числе и из перьев Жар-птицы.


Помимо балетных спектаклей в Большом театре Б. Мессерер оформил оперу "Пиковая дама" П.И. Чайковского в Лейпциге (режиссер Б. Покровский, 1964), балеты "Клоп" Д. Шостаковича в ансамбле "Хореографические миниатюры" (балетмейстер Л. Якобсон, 1974) и "Левша" Б. Александрова в Мариинском театре оперы и балета Санкт-Петербурга (балетмейстер К. Сергеев, 1976).


За более чем 30-летнюю жизнь в театре художник успел много и результативно поработать с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, среди которых О. Ефремов, Б. Покровский, А. Эфрос, А. Гончаров, В. Плучек, К. Сергеев, Р. Суслович, В. Чабукиани, Г. Волчек, Л. Якобсон, Б. Львов-Анохин, М. Захаров, А. Алонсо и многими другими. С 1990 года он - главный художник МХАТа имени А.П. Чехова.


Б.А. Мессерер оформил спектакли "Горе от ума" А. Грибоедова (режиссер О. Ефремов, 1992), "Борис Годунов" А.С. Пушкина (режиссер О. Ефремов, 1994), "Преступление и наказание" Ф. Достоевского (режиссер В. Сергачев, 1996), "Привидения" Г. Ибсена (режиссер Н. Скорик, 1997). В 2001 году он оформлял спектакль памяти Андрея Миронова "Андрюша" в театре Сатиры.


В 2001 году Б. Мессерер создал уникальную выставку "Художники Большого театра", посвященную декорационному искусству Большого театра, взятому в целом, как уникальный пласт художественной жизни минувших двух с четвертью веков и представленному в самых разных его аспектах и гранях. Созданная им из предметов декорационного, костюмного и предметного оформления спектакля инсталляция, как архитектурно-пространственно-дизайнерский образ самой выставки, до сих пор не имела подобного экспозиционного произведения в культурной жизни России.


Одновременно Б.Мессерер - своеобразный живописец и отличный декоратор. Его полотна и графика сродни театру. В 1956-1957 годах в составе авторской группы (А. Гончаров, А. Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) он принимал участие в работе над панно "Москва" для главного павильона на "EXPO-58" в Брюсселе. С 1957 года он является постоянным участником всесоюзных, зональных, республиканских, московских и зарубежных выставок, в том числе всесоюзных выставок произведений художников театра, кино и телевидения (1967, 1979, 1986, 1987, 1990). Его персональные выставки проходили в Москве (Выставочный зал Союза художников на улице Вавилова, 1983; Дом Художника на Крымском валу, 1990), Тбилиси (Дом художника на проспекте Руставели, 1986), в Санкт-Петербурге (Дворец искусств на Невском проспекте, 1989), в Академии художеств в Москве (1994), в посольстве Индии в Москве (1995). В 1994 году прошла совместная выставка художников Д. Бисти, Б. Мессерера, Ф. Збарского, И. Обросова, Н. Попова, Ю.Красного в Русском музее в Санкт-Петербурге.


Творческая мастерская Бориса Мессерера с давних времен переросла значение обыденного рабочего места художника. "Поварская, 20" - это не просто московский адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного искусства и музыки. Здесь собирались и собираются представители подлинной творческой элиты, признанные на государственном уровне или популярные только в народной молве, но они связаны между собою бескомпромиссным чувством внутренней духовной свободы. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха "Метрополь", в выпуске которого принимали участие писатели В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, Е. Попов, В. Ерофеев и др.


Мастерская Мессерера сама по себе является подлинной инсталляцией, и ее атмосфера определяет движение творческой мысли художника. В свою очередь сам художник представляет на своих выставках специальную инсталляцию, посвященную мастерской, с тем чтобы донести ее атмосферу до посетителей.


В доме на Поварской уже более 30 лет несколько художнических ателье не только существуют, но и образовали со временем в сложном, иногда противоречивом сочленении неформальное течение, которое условно можно назвать Школой "Поварская, 20", где, по словам самого Бориса Асафовича, основной составляющей является "скорее пластическая, нежели концептуально-сюрреалистическая линия". Подобные объединения "по интересам" возникают как насущная необходимость в узловые моменты развития культуры. Стоит вспомнить их историю от Салона мадам де Сталь до редакции журнала ("Вечера Парижа") Гийома Аполлинера; более родственным аналогам представляется знаменитая петербургская "Башня" Вячеслава Иванова.


Отдельная глава в жизни художника - оформление книг в издательствах Москвы. Этому жанру отдано более 30 лет. В 1970 году совместно с художником Ф. Збарским он работал над пейзажами Ленинграда. Б.А. Мессерер оформил несколько выставок, в том числе "Русский придворный костюм", "100-летие ГМИИ имени Пушкина", "Ученая прихоть" - "Коллекция князя Юсупова" и "Москва - Берлин" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, а также выставку "Сто и двенадцать стульев" в Государственном историческом музее.


Б.А. Мессерер - Народный художник Российской Федерации (1993), действительный член Российской академии художеств (1998), лауреат Государственной премии России (1996). За создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича "Клоп", Л. Делиба "Сильвия", драме М. Цветаевой "Три возраста Казановы", комедии П. Кальдерона "С любовью не шутят" в 1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он - президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, член Союза кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных деятелей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Islam Essay Research Paper IslamISLAM Islam is
Реферат Технология изготовления печатных форм
Реферат Проблема менталитета белорусов
Реферат Професійно особисті якості юриста
Реферат Правила возмещения вреда, причиненного должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства
Реферат Інформаційно-комунікативні технології на уроках біології
Реферат Реабилитация Вселенной
Реферат Правительство Российской Федерации 4
Реферат История возникновения и развития рынка мусорных облигаций. Перспективы развития
Реферат Правовые основы государственной службы 2
Реферат Экономический таможенный режим "временный ввоз". Условия и особенности декларирования товаров
Реферат Zora Neale Hurston 2 Essay Research Paper
Реферат Разработать программу на алгоритмическом языке программирования С++ , реализующую учебную систему управления базой данных
Реферат Gun Control 4 Essay Research Paper Gun
Реферат Симонов - писатель-фронтовик