Лауреат Государственной премии СССР, почетный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США)
Родился 25 октября 1933 года на станции Дондюшаны Тырновского района Молдавии. Отец - Гельман Исаак Давидович (1904-1981). Мать - Гельман Маня Шаевна (1910 - 1942). Супруга - Калецкая Татьяна Павловна (1937 г. рожд.). Дети: Гельман Марат Александрович (1960 г. рожд.), Гельман Павел Александрович (1967 г. рожд.).
Детство Александра Гельмана отмечено трагическими событиями. С 1941 по 1944 год он вместе с родителями находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области. Из 11 человек многочисленной семьи в живых остались только двое - Александр и его отец.
После войны А. Гельман рано начал трудовую деятельность. Окончив профтехшколу трикотажников в городе Черновцы на Украине (1948-1951), работал помощником мастера на Львовской чулочной фабрике. Затем после учебы во Львовском военном училище имени Щорса (1952-1954) служил в Советской Армии. Был командиром подразделения 410-го полка Береговой обороны Черноморского флота (1954-1957), потом командовал отдельным подразделением 39-го узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота (1957-1960). Демобилизовавшись, Александр Гельман работал фрезеровщиком на кишиневском заводе "Электроточприбор" (1960-1963) и одновременно учился в Кишиневском государственном университете. Однако завершить учебу ему не довелось. В 1963 году он переехал в Ленинградскую область, где в течение трех лет работал диспетчером 99-го СМУ 46-го треста "Главзапстроя" на строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода в городе Кириши Ленинградской области. С 1966 по 1970 год А.И. Гельман работал корреспондентом ленинградских газет "Строительный рабочий" и "Смена", затем серьезно занялся драматургией. В 1970-1976 годах был членом профкома ленинградских драматургов.
В 1970 году Александр Гельман совместно с Татьяной Калецкой написал сценарий, по которому на киностудии "Ленфильм" был снят фильм "Ночная смена". Следующий его сценарий (тоже в соавторстве с Т. Калецкой) - "Ксения, любимая жена Федора" (Ленфильм, 1974) - отмечен премией на Всесоюзном конкурсе. В 1975 году на экраны вышел фильм "Премия" (Ленфильм, 1974), поставленный по сценарию драматурга. Фильм имел широкий общественный резонанс. За эту работу А.И. Гельману была присуждена Государственная премия СССР.
Новый сценарий драматурга "Обратная связь" как бы продолжил разговор, начатый "Премией", - о глубоких противоречиях социалистической системы производственных отношений, о высокой нравственной ценности жизненной позиции человека, воспринимающего интересы дела как нечто глубоко личное, кровное. В 1976 году киностудией "Ленфильм" был поставлен одноименный фильм, получивший признание зрителей и критики. Сам А.И. Гельман был удостоен приза за лучший сценарий на XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване.
В дальнейшем по сценариям Александра Гельмана были поставлены телефильм "Мы, нижеподписавшиеся" (студия имени Горького, 1982) и картина "Зинуля" (Мосфильм, 1986), а в 2001 году на телеканале РТР состоялась премьера фильма "Горбачев. После империи".
В 1975 году в творчестве А.И. Гельмана была открыта очень важная страница. На основе своего первого киносценария "Премия" драматург создал пьесу "Протокол одного заседания", которую в том же году поставил Георгий Товстоногов на сцене знаменитого ленинградского Большого драматического театра имени Горького. Год спустя пьесу поставил и Олег Ефремов на сцене МХАТа. С тех пор в течение 24 лет длилось творческое содружество Александра Гельмана с театром, на сцене которого Олегом Ефремовым были поставлены его пьесы: "Протокол одного заседания", "Обратная связь", "Мы, нижеподписавшиеся", "Наедине со всеми", "Скамейка", "Зинуля", а также "Мишин юбилей", написанная Александром Гельманом в соавторстве с американским драматургом Ричардом Нельсоном.
Многие годы А.И. Гельман являлся членом художественного совета МХАТа, в этом качестве ему довелось участвовать в драматическом разделе знаменитой труппы на два театра - МХАТ имени Горького (во главе с Т.В. Дорониной) и МХАТ имени Чехова (во главе с О.Н. Ефремовым).
Помимо МХАТа пьесы драматурга шли в десятках других театров страны. Некоторые из них, в частности "Наедине со всеми" и "Скамейка", были переведены, опубликованы и поставлены в более чем 30 странах. Пьеса "Скамейка" в разные годы шла на сценах 6 театров Франции.
В 1985 году в издательстве "Советский писатель" вышел сборник пьес драматурга, некоторые пьесы выходили отдельными изданиями в издательстве "Искусство", публиковались в журналах "Театр" и "Современная драматургия". Наиболее известные пьесы А.И. Гельмана, начиная с 1980 года, были включены в школьные программы по современной русской драматургии.
Второй после драматургии профессией А.И. Гельмана стала публицистика. С началом перестройки он увлекся политикой. Стал одним из трех сопредседателей совета учредителей газеты "Московские новости" в тот период, когда газета сыграла выдающуюся роль в становлении гласности в стране. С 1988 по 1999 год работал в газете в качестве политического обозревателя, публиковал на ее страницах свои статьи и эссе.
В 1989 году А.И. Гельман был избран народным депутатом СССР от Союза кинематографистов СССР. Вошел в состав первой легальной парламентской оппозиции - Межрегиональной депутатской группы, которую возглавил А.Д. Сахаров, а после его смерти - Б.Н. Ельцин. Был членом Комитета по правам человека и обращениям граждан.
Участие в деятельности оппозиции не помешало добрым отношениям с М.С. Горбачевым, по персональной рекомендации которого в 1990 году на последнем съезде КПСС А.И. Гельмана избрали членом ЦК КПСС. Сам Александр Исаакович находился в то время в США, где читал лекции в университете Пепердайн штата Калифорния. По возвращении в Москву он сразу написал заявление о сложении с себя обязанностей члена ЦК КПСС и выходе из партии.
В 1992-1993 годах А.И. Гельман принимал самое деятельное участие в работе Конституционного совещания, которое разработало текст ныне действующей Конституции РФ.
В последние годы Александр Исаакович увлечен работой в интернетовских сетевых изданиях. В газете VESTI.RU до недавнего времени он вел еженедельную рубрику "Наедине со всеми".
В настоящее время А.И. Гельман вернулся к драматургии. В 2000 году была опубликована его новая пьеса "Претендент" ("Профессионалы победы"). Драматург работает над воспоминаниями, часть которых - "Детство и смерть" - уже печаталась на страницах альманаха "Диалог" и "Общей газеты".
В 1991 году А.И. Гельман избран почетным доктором гуманитарных наук университета Пепердайн (США, Калифорния). В течение многих лет он являлся членом редколлегии журнала "Искусство кино", в настоящее время входит в состав редколлегии журнала "Драматург". С 1976 года он член Союза кинематографистов, член Союза писателей, член Союза театральных деятелей. В течение 8 лет являлся одним из секретарей Союза театральных деятелей России, более 10 лет ведет летний семинар молодых драматургов в Щелыково, в 1998-2000 годы преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино РФ.
О своем свободном времени Александр Исаакович говорит следующим образом: "Когда не пишу - читаю. Можно сказать и наоборот: когда не читаю - пишу. Никаких других увлечений. Вот разве что появился в моей жизни Интернет. Но и здесь делаю то же самое: или пишу, или читаю. Люблю ходить пешком по городу..."
Живет и работает в Москве.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |