Народный артист России, член Российской академии кинематографических искусств
Родился 27 октября 1944 года в Москве. Отец - Караченцов Петр Яковлевич (1907-1998), художник-график, много лет проработал в журнале "Огонек". Мать - Брунак Янина Евгеньевна (1913-1998), балетмейстер-постановщик. Супруга - Поргина Людмила Андреевна (1948 г. рожд.), заслуженная артистка России. Сын - Караченцов Андрей Николаевич (1978 г. рожд.), выпускник факультета международного права МГИМО.
Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая в те годы заканчивала ГИТИС. Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др. Часто на репетиции брала с собой и маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой минуты заворожили мальчика. Коля решил стать балетным танцовщиком. Со своей стороны, Янина Евгеньевна считала такое занятие "не для мальчиков". С трудом отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. На некоторое время о профессии артиста было забыто. Правда, увлечение пластикой и танцами осталось у Николая на всю жизнь.
С 10-го класса Караченцов вовсю занялся подготовкой к поступлению в один из московских вузов, причем отнюдь не театральный. В то время при Центральном детском театре была создана группа "Актив", которую набирали из старшеклассников московских школ. В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками. "За компанию" вместе со своим другом в "Актив" попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром.
Благодаря появившейся возможности Николай не только пересмотрел весь репертуар ЦДТ. В Клубе Искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, на которых "читали" известнейшие актеры того времени: Эфрос, Марков, Филиппов и др. Слушатели тех лекций если не связали позже свою жизнь с театром, то уж обязательно полюбили его всей душой. Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и Миньковская, которые стали для Николая первыми учителями актерского мастерства. Надолго запомнилось волнение и от первой в жизни сыгранной роли в спектакле "Фигаро". Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером.
В 1963 году с блеском прошел три тура в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью жизни актера Николая Караченцова. Его учителями были именитые актеры-"старики": профессор Виктор Михайлович Монюков, Василий Осипович Топорков, Василий Яковлевич Станицын. Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу, Дахно в спектакле Панова "Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче".
В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного "исключения", десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не "изменил" "Ленкому".
Среди первых работ Николая - постановки, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в первом спектакле Марка Григорьевича "Автоград 21" (1973), Захаров пригласил актера на главную роль в своем следующем спектакле "Тиль" (1974). Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля - шута, хулигана и бунтаря - стал "кумиром" советской молодежи 1970-х. "Тиль" имел оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни советского общества. С того времени имя Николая Караченцова стало известно всей стране.
Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова "Юнона и Авось" (1981). Граф Резанов в исполнении Николая - яркий и харизматичный образ путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то же время ранимого и умеющего любить. Созданный им образ - настолько гармоничен, что тем более не случайным кажется фатальное совпадение имен и отчеств героя и актера. Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок. "Революционный" дух, новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой, культовым спектаклем 1980-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене "Ленкома" и до сих пор собирает аншлаг.
В театре Николай Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои - совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Каждая роль актера - "прожита" и пропущена через себя. В каждой - огромная концентрация внутренней энергии и таланта актера. Среди работ Николая Караченцова - герои спектаклей "Автоград 21" (режиссер М. Захаров, 1973), "Тиль" Гр. Горина по мотивам Шарля де Костера (режиссер М.Захаров, 1974), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты "(режиссер М. Захаров, 1976), "Гамлет" У. Шекспира (режиссер А.Тарковский, 1976), "Жестокие игры" А. Арбузова (режиссер М. Захаров, 1979), "Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова (режиссер М.Захаров, 1981), "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского (режиссер М. Захаров, 1983), "Школа для эмигрантов" Д. Липскерова (режиссер М. Захаров, 1990), "Sorry" А. Галина (режиссер Г.Панфилов, 1992), "Чешское фото" А. Галина (режиссер А.Галин, 1995), "Ясновидящий" по Л. Фейхтвангеру. Недавно увидела свет постановка пьесы Григория Горина "Шут Балакирев", в которой Николай играет роль Меншикова.
Актер начал сниматься с 1967 года. На протяжении десятилетий Николай Караченцов - одна из ярчайших звезд не только театра, но и кино. Известность как киноактеру и поистине всенародную любовь ему принесли роли в таких фильмах, как "Старший сын" (1975), "Собака на сене"(1977), "Трест, который лопнул" (1982).
Сегодня Николай Караченцов - один из "наиболее снимаемых актеров". В копилке актера - более 100 киноролей в картинах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. Актер снялся в картинах большинства ведущих режиссеров страны. Как театральные работы, так и киноперсонажи в исполнении Николая разноплановы, не похожи друг на друга. Ему с равным успехом удаются роли и "героев-любовников", и психологически сложные характеры. Все "каскадерские" трюки Николай всегда исполняет сам, без дублеров! Сегодня актер продолжает осваивать новые образы и жанры. Одной из последних работ в сериале "Досье детектива Дубровского" Караченцов пленил зрителей новым образом отечественного супермена.
Среди наиболее известных работ актера в кино: "Штрихи к портрету" (1967-1970), "...И снова май!" (1968), "Красная площадь" (1970), "Моя судьба" (1974), "Одиножды один" (1974), "Длинное, длинное дело" (1976), "Сентиментальный роман" (1976), "12 стульев" (1977), "Солдаты свободы" (1977), "Пока безумствует мечта" (1978), "Ярославна, королева Франции" (1978), "Короли и капуста" (1978), "Ошибки юности" (1978-1989), "Приключения Электроника" (1979), "Следствие ведут знатоки. Дело 14 - Подпасок с огурцом" (1979), "Соловей" (1979), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Знакомство" (1979), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кровавая надпись" (1979), "Благочестивая Марта" (1980), "Дамы приглашают кавалеров" (1980), "Товарищ Иннокентий" (1981), "Ослиная шкура" (1982), "Остров сокровищ" (1982), "Белые Росы" (1983), "Детский сад" (1983), "Долгая дорога к себе" (1983), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Восемь дней надежды" (1984), "Маленькое одолжение" (1984), "Прежде, чем расстаться" (1984), "Юнона и Авось" - телеспектакль (1985), "Батальоны просят огня" (1985), "Как стать счастливым" (1985), "Контракт века" (1985), "Кто войдет в последний вагон" (1986), "Нужные" люди" (1986), "Очная ставка" (1986), "Моонзунд" (1987), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Среда обитания" (1987), "Дежа Вю" (1988), "Мисс миллионерша" (1988), "Раз, два, горе - не беда!" (1988), "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989), "Криминальный квартет" (1989), "Светлая личность" (1989), "А вот и я..." (1990), "Ловушка для одинокого мужчины" (1990), "Подземелье ведьм" (1990), "Дура" (1991), "Женщина для всех" (1991), "И черт с нами!" (1991), "Чокнутые" (1991), "Удачи вам, господа!" (1992), "Аукцион" (1993), "Танго на дворцовой площади" (1993), "Убийство в Саншайн-менор" (1993), "Наш пострел везде поспел" (1993), "Простодушный" (1994), "Петербургские тайны" - телесериал, 60 серий (1994-1995), "Королева Марго" - телесериал, 60 серий (1996), "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998), "Досье детектива Дубровского" - телесериал, 18 серий (1999), "Завещание императора" (2000), "Игра в любовь" (2000), "Настоящая ночь" (2000), "На углу, у Патриарших" - телесериал (2000), "Идеальная пара" - телесериал (2001).
Многие из этих картин становились лауреатами всесоюзных, российских и международных фестивалей и конкурсов, были отмечены различными премиями и наградами.
Работа Караченцова в кино не ограничивается непосредственным участием в съемках картин. Актера часто и много приглашают для озвучивания зарубежных художественных кинолент. В частности, французский актер Бельмондо "говорит" исключительно голосом Николая Караченцова. Голос актера звучит и во многих мультфильмах для детей, таких как "Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах" и др.
Талант Николая Караченцова - поистине многогранен. Неизменным успехом и любовью слушателей пользуется его песенное творчество. Это - множество песен к различным фильмам и мультфильмам в исполнении актера. В частности, в кинофильмах "Белые росы", "Собака на сене", "Трест, который лопнул", в мультфильме "Пес в сапогах", во многих других. Всего в творческом активе - более 100 песен, в том числе выпущенных на дисках и кассетах: "Юнона и Авось" (1981); "Вечер современной музыки на стихи С.Есенина. Я московский озорной гуляка" (2000, "Письмо матери"/ "Капли"/ "Клен ты мой опавший"), "Давид Тухманов и Юрий Энтин. О многих шестиногих" ("Жук-Дровосек"/"Серенада-Цикада"/ "Назойливая муха"), "У Вас в гостях Дюймовочка, Красная Шапочка и знаменитый утенок Тим" (2001, "Красная Шапочка"/ "Знаменитый утенок Тим"/ "Профессор и блоха"), "Моя маленькая леди" и др. В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера "Сны и были Николая Караченцова".
Несмотря на насыщенный график работы, постоянные разъезды, съемки, репетиции Николай Караченцов успевает вести и активную общественную жизнь. Актера часто приглашают в качестве члена жюри различных конкурсов и фестивалей театрального и киноискусства. Николай Караченцов является председателем жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова.
Н.П. Караченцов - народный артист РСФСР (1989), член Российской академии кинематографических искусств. Избирался секретарем Союза театральных деятелей России.
Главное увлечение Николая Караченцова - теннис. Любимый вид спорта дает актеру необходимый заряд энергии и бодрости. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе "Большой шляпы", "Марко-Гаррос", за кубок "Большого колпака". Как-то даже сыграл партию с первым Президентом России Б.Н. Ельциным. А еще Николай - заядлый автомобилист. Очень любит друзей, ценит настоящую мужскую дружбу.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |