Содержание:
1.
Введение.
2.
Качество как социально-экономическая категория.
3.
Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции.
4.
Сертификация сельскохозяйственной продукции.
1. Введение.
В условиях перехода к рыночной экономике успешное развитие производства зависит от потребительского спроса. Поэтому продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, а значит качественной. Наличие конкурентной среды обязывает каждое предприятие уделять все большее внимание проблемам качества.
Опыт показывает, что невозможно обеспечить конкурентоспособность и выход продукции на мировой рынок без применения международных стандартов на системы качества. Именно наличие стандарта на систему качества является одним из решающих факторов конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания, усиление контроля качества и безопасности продовольствия названы в числе первоочередных мер государственной политики оздоровления питания. В этой связи организация действенного механизма управления качеством сельскохозяйственной продукции является одной из актуальнейших на сегодня задач предприятий агропромышленного комплекса.
В разное время проблемам управления качеством
сельскохозяйственной продукции посвящались исследования отечественных ученых: Т.А. Ахметовой, В.И. Беспятых, Г.А. Гармаша, М.И. Житерова, И. Колосковой, Н.В. Мачневой, М.А. Машковича, Ф.П. Половцевой, В.Е. Поляка, Н.Ф. Прокопенко, Е.И. Семеновой, Ф.Ф. Стерликова, Е.В. Умновой, О.И. Швыревой, З.И. Шуклиной, А.В. Щербинина и др. Из зарубежных ученых значительный вклад в решение проблемы качества внесли Д. Джуран, В. Шухарт, Э. Деминг, К. Исикава, А. Фейгенбаум, Г. Тагути и другие.
Имеющиеся публикации сформировали четкое представление о том, что от состояния качества продукции зависят результаты общественного производства, его экономическая эффективность; при реализации механизма управления качеством продукции большую роль играют государственные стандарты и стандарты предприятий.
Положительным является и то, что усилиями представителей науки совместно с практиками был разработан ряд рекомендаций по внедрению комплексных систем управления качеством труда и продукции на уровне предприятия (объединения). Эти рекомендации использовались на отдельных предприятиях и обеспечивали значительный социально-экономический эффект.
Однако достигнутые научно-практические изыскания в области управления качеством сельскохозяйственной продукции сегодня еще не отвечают требованиям общественного производства, характеризующегося усилением интеграции производства и потребления, экономических интересов производителей и потребителей. Продукция отечественных предприятий АПК должна стать конкурентоспособной в сравнении с импортными аналогами.
В этой связи появляется потребность в разработке рекомендаций по управлению процессом обеспечения и повышения качества продукции предприятий АПК на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001.
Такой подход как в теоретическом, так и в практическом плане мало исследован. Однако многие теоретические и практические вопросы по проблеме управления качеством продукции на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 нашли свое отражение в публикациях Ю. Адлера, Н.В. Войтоловского, А.В. Гличева, A.M. Жеребина, В.М. Мишина, В.В. Окрепилова, М.З. Свиткина, И.И. Чайки, В. Швец и др. Проекция теоретической и имперической базы развитых стран и отечественных наработок в этой области применительно к АПК, на наш взгляд, в современных условиях имеет очень большое значение.
Сертификация продукции
является неотъемлемым элементов ведения бизнеса. Получение сертификата соответствия и санитарно- эпидемиологического заключения необходимо в случае проведения экспортно-импортных операций, обязательная сертификация продукции и разработка технических условий предусмотрены законодательством РФ для производственных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, гигиенический сертификат и сертификаты других типов могут служить мощным оружием в конкурентной борьбе за покупателя. Известно, что сертификация является позитивным сигналом для потребителя тех или иных товаров.
2. Качество как социально-экономическая категория.
В обобщенном плане качество - это категория, отражающая важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, постоянно существующих вещей. Они на промежуточных стадиях развития материи имеют определенную форму существования, характеризующуюся отличительными признаками, которые делают мир разнообразным, и отражают качественную сторону вещи .
Качество не существует вне бытия объекта. По выражению Ф. Энгельса, «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами».
Качество - синтетический показатель, отражающий проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их экономической деятельности, экономического благополучия страны.
Качество, также как и его понятие, прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности, и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества и подходы к нему.
Историческая эволюция понятий качества
Аристотель (3 в. до н.э.)
Различие между предметами. Дифференциация по признаку: «хороший - плохой».
Гегель (19 в. н.э.)
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так, что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.
Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из 2-х элементов: «равновесие» и «деньги», следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный».
Шухарт(1931г.)
Качество имеет 2 аспекта: объективные физические характеристики; субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
Исикава(1950 г.)
Качество, которое реально удовлетворяет потребителей.
Джуран Дж. М. (1974 г.) Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя.
ГОСТ 15467-79
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ИСО 8402 - 86
Качество - совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
ГОСТ РИСО 9000-2001
Качество — степень соответствия присущих отличительных свойств потребности и ожиданию, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными
Таким образом, можно проследить, что формулировки понятия «качество» становятся более конкретизированными.
Создание экономической теории качества предполагает разработку теоретических основ повышения качества и, прежде всего, раскрытия его экономического содержания. Чтобы определить, является ли качество экономической категорией, необходимо установить его взаимосвязь с категориями «потребность», «полезность», «потребительная стоимость»,
«СТОИМОСТЬ».
На рубеже 90-х годов в России произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям .
В этих условиях меняется отношение к качеству производимой продукции, в том числе и сельскохозяйственной. В нашей стране в силу исторических условий сложилась ситуация, когда на первое место ставилась количественная оценка результатов хозяйственной деятельности, а качеству отводилось второстепенное значение. Мы разделяем мнение А. В. Щербинина, что такая «...недооценка качества продукции связана, прежде всего, с длительным игнорированием потребительной стоимости как экономической категории».
В рыночной экономике производство конкретной продукции может быть целесообразным с точки зрения изготовителя только в том случае, если какие-то ее свойства являются полезными для потребителя. Следовательно, любая выпускаемая продукция прежде всего должна обладать определенной полезностью, способной в той или иной степени удовлетворять потребности человека, то есть быть потребительной стоимостью. Вещь, которой не пользуются, потребительной стоимостью не является. Таким образом, потребительная стоимость товара функционально связана с потребностью. Поэтому, экономическое исследование проблем потребительной стоимости и качества продукции невозможно в отрыве от общественных потребностей.
В условиях командно-административной экономики, когда существует централизованное планирование, централизованное распределение ресурсов, государственная собственность на средства производства, когда предприятие имеет плановое задание по производству продукции и гарантированный сбыт, заниматься изучением потребностей и ориентировать производство на потребителя нет смысла. При переходе на рыночные методы хозяйствования меняются целевые установки осуществления производственной деятельности. Потребитель и его запросы становятся главенствующими при определении приоритетных целей развития предприятия.
Различные потребности носят объективный характер, поскольку причины их возникновения находятся в материальной жизни общества, и только осознаются субъектом.
Многообразие потребностей обусловливает многообразие проявлений качества товара в условиях производства и потребления.
Однако, общеизвестно, что степень удовлетворения конкретной потребности однородными потребительными стоимостями часто бывает неодинаковой. Поэтому, чтобы судить о качестве однородных потребительных стоимостей необходимо иметь представление о степени удовлетворения конкретной потребности данной потребительной стоимостью. Именно такой точки зрения придерживается другая группа v экономистов - аграрников: Житеров М.И., Прокопенко Н.Ф., Стерликов Ф.Ф. и др.
Так, М.И. Житеров считает, что «...с экономической точки зрения, качество сельскохозяйственной продукции - это совокупность полезных свойств, созданных в процессе производства по заданным стандартам, в соответствии с количеством и качеством труда работников, сохранением этих свойств во время хранения, транспортировки и реализации; способность продукции удовлетворять потребность через механизм цен и конкретные условия потребления».
Н.Ф. Прокопенко пишет: «Потребительные стоимости представляют собой полезные свойства вещи, ее способность удовлетворять потребность A общества. Поэтому потребительная стоимость является носителем качества
предмета. Качество данной потребительной стоимости определяется уровнем соответствия ее свойств определенной потребности. Одна и та же потребительная стоимость может иметь разную полезность, различный уровень качества».
Экономическое содержание категории качества, предложенное Ф.Ф.Стерликовым, заключается в следующем: «Качество является мерой полезности продукта труда и определяется эффективностью удовлетворения его единицы определенной общественной потребности».
Последние понятия более прогрессивны, чем первое. Им характерны общие черты, имеющие большое социально - экономическое значение. Во-первых, качество представляется как система свойств продукта труда, связанных между собой. Во-вторых, под качеством продукции понимается уровень соответствия ее свойств определенной общественной потребности. Тем самым авторы второй концепции нацеливают на количественную характеристику потребительной стоимости. В-третьих, качество продукции рассматривается как способность удовлетворения конкретной потребности с учетом затрат труда, то есть осуществляется попытка в понятии «качество продукции» объединить понятия потребительной стоимости и стоимости.
Признавая большое значение перечисленных определений в совершенствовании понятий качества, следует отметить, что все же они недостаточно раскрывают социально — экономическое содержание категории. Например, определение, предложенное М.И. Житеровым, лишает качество продукции объективного содержания, так как ставит его сущность в зависимость от стандарта. Следовательно, ориентироваться на стандарты при обосновании качества нельзя. Наоборот, при разработке стандартов следует исходить из научно обоснованных понятий потребительной стоимости и качества продукции, их единства и различий.
В данном контексте следует отметить, что существуют разные точки зрения ученых — экономистов на связь категории качества продукции и
потребительной стоимости.
Например, Н.В. Войтоловский считает, что «... если потребительная стоимость характеризует способность продукта удовлетворять определенные потребности, качество есть мера или степень удовлетворения данной вещью, данной потребительной стоимостью этих потребностей».
Противоположной точки зрения придерживается С.Ф. Васильева: «Представляется ошибочным определение качества как степени удовлетворения конкретной потребности. Степень или уровень удовлетворения потребности всегда должны быть выражены количественно».
Сторонником подхода к определению качества продукции является также А.В. Щербинин: «Экономическое содержание качества продукции, как категории полезности, при определении потребности выражается в повышении степени, меры удовлетворения определенной потребности и издержками, обусловливающими удовлетворение данной потребности». Такая формулировка определения категории качества продукции является, по нашему мнению, более полной, так как отражает проявление закона возвышения потребностей.
В связи с тем, что многие авторы рассматривают экономическое содержание категории «качество продукции» с точки зрения повышения содержания полезного эффекта и затрат, обеспечивающих удовлетворение потребности, возникает необходимость формулировки понятия «общественно - нормальный уровень качества продукции».
С.Ф. Васильева считает, что «общественно - нормальный уровень качества, это тот уровень, которому соответствует общественная норма потребительной стоимости и общественно — необходимые затраты труда на ее достижение, который удовлетворяет общественную потребность в данной , совокупности свойств продукта при существующем в обществе уровне развития производительных сил». Я разделяю точку зрения автора. Именно с категорией «общественно - нормальный уровень качества» связано развитие стандартизации и сертификации, повышение требований к безопасности продукции и условиям ее изготовления.
Подходя к оценке качества товара, потребитель обращает внимание прежде всего, соответствует ли его качество общественно - нормальному уровню, может ли данный товар удовлетворить потребность, с какой целью он производился. В результате признания общественной потребительной v стоимости товара затраты на его производство считаются общественно — необходимыми, и стоимость принимается равной этим затратам.
Подход к определению категории «качество продукции» через общественную норму потребительной стоимости и общественно -необходимые затраты можно встретить также у Ахметовой Т.А.: «Качество продукции есть конкретное выражение общественной полезности, характеризующей степень ее пригодности для удовлетворения определенной потребности при общественно — необходимых затратах».
Если дать детальную характеристику экономической (рыночной) категории качества сельскохозяйственной продукции, то можно выделить следующие ее черты:
- категория качества выражает общественные связи между
производителями и потребителями продукции предприятий АПК и является формой проявления конечного результата;
- качество сельскохозяйственной продукции - это такая постоянная связь между производителем и потребителем, при которой потребитель определяет (или подтверждает) уровень качества продукции с помощью собственных оценок в стоимостной форме или непосредственных оценок свойств продукта;
- качество сельскохозяйственной продукции выступает мерой степени удовлетворения общественной потребности, если затраты в расчете на Y - единицу полезного эффекта являются общественно - необходимыми при существующем в обществе уровне развития производительных сил.
Таким образом, экономическое качество сельскохозяйственной продукции - это совокупность свойств продукта, обладающих полезностью, которые являются проявлением общественной потребительной стоимости и взаимосвязаны с уровнем общественно-необходимых затрат на их достижение.
В условиях перехода сельскохозяйственного производства к рыночным отношениям наиболее важной для повышения качества продукции является проблема повышения качества работы, связанная с эффективным использованием живого труда и средств производства.
3. Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции.
Показатели назначения характеризуют те свойства продукции, которые определяют область ее применения и назначения (классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, показатели состава и структуры и др.).
Показатели надежности характеризуют свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность - комплексный показатель, включающий безотказность, долговечность (сохраняемость), и др.
В области надежности действуют государственные стандарты системы "Надежность в технике". Основные термины и определения в области надежности регламентированы ГОСТ 27.002-83.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе "человек - изделие - среда использования" и включают гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические показатели.
Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства продукции: информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и др.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени на всех стадиях жизни продукции (показатели трудоемкости, материалоемкости, себестоимости, использования материала, комплексного использования сырья и продуктов переработки и др.).
Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в продукции стандартных и унифицированных составных частей, а также уровень ее унификации по сравнению с другими изделиями.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции и являются существенными при определении ее конкурентоспособности.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при производстве, эксплуатации или потреблении продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности производства, обеспечивающие безопасность работ.
Показатели транспортабельности характеризуют степень приспособленности продукции к транспортированию, то есть к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением.
5.
Сертификация сельскохозяйственной продукции.
Сертификацию сельскохозяйственной продукции я бы хотел рассмотреть на примере сертификации зерна и продуктов его переработки.
1.. Перечень показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации зерна и продуктов его переработки, нормативные документы, устанавливающие показатели безопасности и методы их испытаний, приведены в таблицах приложения 1.1.
2. При реализации зерна и маслосемян, пораженных болезнями, а также самосогревшегося, дефектного и в состоянии, нестойком при хранении, сертификация продукции проводится по определенной схеме: при этом испытания в целях сертификации должны быть проведены не ранее чем за 3 дня до реализации. Сертификат соответствия на такую продукцию выдается на минимально короткий срок.
В случае неполной реализации партии за время, установленное сроком действия сертификата на данную партию, проводятся повторные испытания.
3. При реализации крупной партии сертифицированной продукции, поступающей с одного и того же поля, организации или транспортной единицы (при импорте продукции) поэтапно, в нескольких транспортных средствах сертификат, в том числе и оформленный на основе декларации о соответствии, может выдаваться на всю партию один раз.
При неполной реализации партии или длительном перерыве в реализации орган по сертификации проводит инспекционный контроль. При положительном результате инспекционного контроля проводится реализация.
4. Порядок и периодичность инспекционного контроля определяется органом по сертификации в соответствии с действующими методическими документами, утвержденными в установленном порядке.
5. При выпуске зерна и продуктов его переработки из длительного хранения сертификационные испытания проводятся по проверке содержания микотоксинов, в случае использования пестицидов в процессе хранения для борьбы с вредителями - по проверке содержания пестицидов и на зараженность вредителями.
6. Отбор проб зерна и продуктов его переработки для целей сертификации проводится в соответствии с ГОСТ 13586.3-83, ГОСТ 27668-88, 10852-86, 26312.1-84.
Список литературы:
1.
Ярандайкин, Р. С. Сертификация экологически чистой
сельскохозяйственной продукции.//Журнал российского права. -1999. - № 3/4. - С. 61 – 65
2.
http://www.law.edu.ru
3.
http://www.mirrabot.com
4.
http://www.gks.ru
5.
http://referats.net.ua
6.
Агроэкология; Черников В.А., Чекерес А.И.; Колос; 2000 г
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |