Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Лечебная физическая культура при заболевании дыхательного аппарата

Кинель-Черкасский медицинский колледж. Реферат
“Лечебная физическая культура заболеваний дыхательного аппарата” Выполнила студентка 9 группы Чугуй Наталья 2002 год. План АФО органов дыхания. Клинико-физиологическое обоснование. ЛФК при пневмонии и плеврите.
Санаторно-курортное лечение больных с заболеваниями органов дыхания.
1. Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух – носовая полость, гортань, трахея и бронхи и собственно дыхательной части –легких. В носовой полости находится орган обоняния. Перегородка, переходящая из хрящевой и костной частей, делит ее на две половины. Стенки носовой полости и носовая перегородка, покрытые изнутри слизистой оболочкой, выстланы мерцательным эпителием. Реснички мерцательного эпителия колеблются против движения вдыхаемого воздуха, удаляя наружу, вместе со слизью пылевые частицы и таким образом, очищая вдыхаемый воздух. В носовую полость открывается воздухоносные полости соседних костей - придаточные пазухи носа. Пройдя через носовую полость, воздух согревается, увлажняется, очищается и попадает сначала в носоглотку, затем в ротовую часть глотки и в гортанную часть. Из гортанной части глотки воздух направляется в гортань, которая является еще и органом голосообразования. Гортань располагается в передней области шеи, где заметны контуры гортанного возвышения. Непосредственным продолжением гортани является трахея. Длина ее от 9 до 12 см. , а диаметр около1, 5–2 см. Слизистая оболочка ее выстлана мерцательным эпителием, имеет много желез. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и на уровне IV–V грудных позвонков делится на правый и левый главные бронхи. В области корней легких бронхи делятся сначала на долевые, а затем на сегментарные бронхи. Сегментарные бронхи продолжают делиться на более мелкие бронхи (каждый на два), образуя бронхиальное дерево правого и левого легких. Воздух свободно проходит через дыхательные пути, т. к. стенки дыхательной трубки не спадаются благодаря наличию в них хрящевой основы. Легкие лежат в грудной полости по обеим сторонам от сердца. Каждое легкое заключено в замкнутый тонкостенный мешок, образованный, тонкой, влажной, блестящей оболочкой–плеврой. Различают два листка плевры, без перерыва переходящих один в другой: пристеночный и легочный. Между ними имеется щелевидная плевральная полость, которая содержит небольшое количество плевральной жидкости, играющей роль смазки при непрерывно совершающихся дыхательных движениях легких. При воспалении легких, туберкулезе и ряде других заболеваний пристеночный листок плевры может срастись с легочным листком, образуя спайки. При некоторых болезненных состояниях между листками плевры может скапливаться значительное количество жидкости или воздуха, что ведет к сдавливанию легкового и нарушению его функций. Легкое имеет конусовидную форму. Его нижняя поверхность вогнутая и прилежит к диафрагме–мышце, отделяющей грудную полость от брюшной. Верхушка легкого на 2-3 см. выступает над ключицей, заходя в нижнюю область шеи. Каждое легкое бороздами делится на доли– левое на две, правое на три. Доли легкого состоят из сегментов, сегменты –из долек, в которые входят дольковые бронхи. Продолжая делится внутри дольки, бронхи переходят сначала в конечные, а затем в дыхательные бронхиолы. Дыхательные бронхиомы образует альвеолярные ходы, на их стенках расположено множество маленьких пузырьков–альвеол. Стенки альвеол снаружи оплетены густой сетью мельчайших кровеносных сосудов–капилляров и представляют собой мембрану толщиной менее 1мкм, через которую происходит газообмен между кровью, протекающей через капилляры и воздухом, вентилирующим альвеолы. Легочная артерия, разветвляясь в легком соответственно делению бронхов вплоть до мельчайших капилляров, приносит в легкое из правового желудочка сердце бедную кислородом венозную кровь. Через просвет капилляра одновременно могут пройти 1-2 эритроцита. В результате газообмена кислород вдыхаемого воздуха переходит в эритроциты, а углекислый газ переходит из эритроцитов в альвеолярный воздух. Т. о. венозная кровь обогащается кислородом превращается в артериальную и по двум легочным венам направляется обратно в левое предсердие сердца. Этот путь называется малым кругом кровообращения. Процессы дыхания регулируются центральной нервной системой. Парный дыхательный центр состоит из двух частей–центра вдоха и центра выдоха. Углекислота, накапливающаяся в крови при активном использовании клетками кислорода, и молочная кислота, попадающая в кровь в больших количествах при интенсивной мышечной работе, возбуждают дыхательный центр мозга, вследствие чего частота и глубина дыхания увеличиваются. В регуляции дыхания большую роль играют также блуждающие нервы. Особое значение имеют воспринимающие концевые нервные аппараты –хеморецепторы, расположенные в стенках аорты и в местах разветвления общих сонных артерий. Они регистрируют изменения газового состава крови, и посылают соответствующие сигналы в дыхательный центр. Повышение концентрации углекислого газа, и понижение концентрации кислорода в крови приводят к возбуждению дыхательного центра, учащению дыхания и увеличению вентиляции легких. Понижение концентрации углекислого газа угнетает дыхательный центр, вентиляция легких уменьшается.
Для исследования дыхательной ф-ии легких измеряют жизненную емкость легких максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она в среднем +3, 5 л. , а у хорошо тренированных лиц–до 6 л. Объем воздуха, проходящий через легкие за 1 мин. , называют минутным объемом дыхания. В норме он равен 6-9 л.
2. Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и форсирования. С помощью специальных статистических и динамических дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания усиливают лимфо-и, кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной функции. Задачи ЛФК: 1) улучшение дыхательной функции; 2) укрепление дыхательной мускулатуры; 3) увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы; 4) способствовать растяжению плевральных спаек и очищению дыхательных путей от патологического секрета. Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:
острая стадия болезни (высокая температура, астматический приступ); злокачественные новообразования легких; острые гнойные воспаления; опасность возникновения кровотечения. ЛФК при пневмонии.
Пневмония – воспаление легких. Бывает очаговая –когда воспален отдельный участок легочной ткани, и крупозная - поражающая целую долю или все легкое. Заболевание затрагивает и сердечно-сосудистую и нервную системы. При крупозной и очаговой пневмониях в просветах альвеол образуется экссудой (мокрота) что исключает пораженный участок из акта дыхания. После крупозной пневмонии могут оставаться спайки, ограничивающие нормальное дыхание. Задачи лечебной физкультуры при пневмонии:
усилить крово-и лимфообращение в легких, чтобы быстрее рассосался экссудат и выделялась мокрота;
предупреждать осложнение (атеросклероз легких, спайки в полости плевры); нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации организма; восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к физическим нагрузкам; улучшить нервно-психическое и общее состояние;
При крупозной пневмонии лечебной физкультурой можно заниматься, когда температура снизится до 37, 5ои если сердцебиение не учащенное. При очаговой пневмонии при нормальной или субфебриальной температуре.
В I периоде (постельный режим) занятия проводят в исходном положении лежа на спине, включают общеразвивающие упражнения, способствующие движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса и дыхательные упражнения.
Во II периоде (полупостельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый мяч и гимнастическая палка).
В III периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных исходных положениях, с предметами и без них, на гимнастической стенке, во время ходьбы. Рекомендуются прогулки, игры– волейбол, теннис, настольный теннис, гребля.
И. п. –сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
И. п. –то же, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. И. п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. И. п. –сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и. п. То же левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. И. п. –то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и. п. Повторить 2-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. –сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе– вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. И. п. –стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.
И. п. –стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и. п. –вдох. То же в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.
И. п. –стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой–вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.
И. п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать – вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. И. п. –стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
Спокойная ходьба 1-2 мин. , полностью расслабь мышцы рук и туловища. ЛФК при плевритах.
Плеврит –воспаление плевры, покрывающей легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму. Это заболевание со скоплением жидкости в плевральной полости или без скопления желудка. Плеврит чаще вторичен и связан с туберкулезным процессом в бронхиальных желудках, ревматизмом, пневмонией опухолевыми процессами. Задачи ЛФК: 1. улучшить крово- и лимфообращение в легких и плевре;
2. остановить образование спаек, и развитие пареза дыхательных мышц; 3. укрепить организм и повысить его сопротивляемость.
В остром периоде течения болезни ЛФК противопоказано. Можно начинать заниматься лишь при выздоровлении, когда уменьшается экссудат, температура падает до 35оС и ниже, появится шум от трения плевры. В I периоде (постельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине и сидя на постели.
Во II периоде (полупостельный режим) исходные положения, стоя и в ходьбе. В III периоде (тренировочный) исходные положения различные. Используется дозировочная ходьба, упражнения общеразвивающие, с предметами, на тренажерах, шведской стенке, а так же игра в волейбол, теннис. ЛФК при экссудативном плеврите во II периоде.
1) И. п. –стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
2) И. п. –стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой. Опустить и завести их за спину - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.
3) И. п. –стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч– вдох, свести выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 4) И. п. - тоже, руки опущены. Поднять правую руку вперед и сделать ею круговое движение назад с большим размахом вперед, затем поменять движение рук. Повторить 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 5) И. п. – стоя, руку на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 6) И. п. –тоже, в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку на уровне груди (и поймать. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
7) И. п. – то же. Поднять правую согнутую в колене ногу, бросить из –под нее мяч вверх и поймать. То же, подняв левую ногу. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.
8) И. п. – стоя, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 9) Спокойная ходьба с опущенными расслабленными руками 1-2 мин. ЛИТЕРАТУРА А. Н. Транквиллитати – “Восстановить здоровье” 1992 г. Б. С. Толкачев -“Физкультурный заслон” ОРЗ – 1992 г.
Физиотерапия, массаж лечебная физкультура. Под редакцией В. И. Сухарева 1965 г. Книга о физических упражнениях и хорошем самочувствии. А. Калашникова 1996 г. Популярная медицинская энциклопедия.
Лечебная физическая культура и массаж – П. И. Готовцев, А. Д. Субботин, В. П. Селиванов 1987 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.