Циолковский Константин Эдуардович.
Он увлекался авиацией и воздухоплаванием. И не только описал, но и вычислил, как построить дирижабль. Тогда не оценили этот научный труд. В дальнейшем Циолковский выпустил брошюру о «птицеподобной летательной машине». Так он назвал самолёт. Изобретал он совершенно самостоятельно. Самый удивительный, самый смелый труд Циолковского - о ракетах. Полёт ракеты это и есть реактивное движение. Сжигаемое в ракете горючее превращается в газ, который вырывается из её хвостовой части и с силой отталкивает ракету в обратном направлении. Она летит с большой скоростью. То же самое происходит, когда летит реактивный самолёт: его двигатель это та же ракета. Ракетный корабль, то есть огромная ракета с каютой для пассажиров, может лететь выше атмосферы–в безвоздушном пространстве. Об этом написал Циолковский в своей научной работе, которая казалась красивой сказкой: о полёте на Луну и на Марс. И на этот раз Циолковский всё доказал строго научными, точными математическими вычислениями. Луну и Марс он выбрал потому, что они ближе к Земле, чем другие планеты.
Циолковский всю свою жизнь продолжал мечтать о полётах Москва – Луна, Калуга – Марс. Он верил, что юные летатели – так называл он школьников – авиамоделистов и планеристов –осуществят его открытия: построят воздушный корабль, который будет летать на планеты.
Реактивные самолёты, о которых писал Циолковский, уже давно летают в нашем небе. Полетит и межпланетный воздушный корабль. Большую часть своих научных трудов Циолковский написал после установления советской власти. В это время ему уже шёл седьмой десяток. Но он чувствовал себя молодым, сильным и работал с увлечением, потому что видел, как высоко ценит его труды народ. Основоположник научной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский был большим другом молодежи, постоянным автором комсомольских изданий, включая и только что возникший в те далёкие годы журнал «Техника- молодёжи». Его труды по теории реактивного движения и космических полётов переиздавались множество раз и стали настольными книгами всех, кто работает в области освоения космоса. Теперь, когда мы живём уже в космическую эру, приобретают широкий интерес и мировоззренческие работы Циолковского.
К. Э. Циолковский был убеждён в том, что деятельность инженера и изобретателя должна строиться на прочной мировоззренческой основе, и потому много сил уделял работам в области этики, философии, религии и атеизма. В последние годы жизни он напряжённо искал краткое и доступное выражение своим взглядам, начал интересоваться марксизмом. Ученый подводил итоги и намечал новые перспективы своих исследований. В наброске «Необходимость космической точки зрения» 23 октября 1934 года он писал: «Судьба существа зависит от судьбы вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению.... Человеком руководит грубый эгоизм короткой земной жизни: хватай что можешь - умнее ничего нет».
В противопоставление такому миропониманию Циолковский хотел провести «ряд космических истин, способных дать нам правильное представление о судьбе космоса, а стало быть, и о судьбе человека, животных, растений, неорганического мира». В статье «Космическая философия» он, видимо, пытался осуществить это намерение. Шаг за шагом здесь устраняются присущие в те годы большинству людей сомнения в бесконечности вселенной, вечности жизни, реальности совершенных существ космоса, разворачивается грандиозная панорама космической эволюции. Во взглядах Циолковского, известных и по изданным его трудам «Монизм вселенной», «Причина космоса, «Воля вселенной», «Неизвестные разумные силы», много необычного: блуждающий атом, живущий «сознательной жизнью» в высших организмах и спящий «сном без сновидений» в неорганической материи; доводородные миры, эфирные существа которых, условно называемые им «духами», живут одновременно с нашим, более поздним и более плотным миром… Циолковский говорит о «смысле вселенной», понимая под ним бытие высокоразвитых цивилизаций, влияющих на космические процессы. Правда, здесь нетрудно заметить уязвимость и противоречивость рассуждений Циолковского, возникающих потому, что они как бы лежат на грани между домарксистскими и диалектико-материалистическими представлениями об отношениях человека и космоса.
Например, считая, что в океане космического блаженства под руководством «президентов» солнечных систем и галактик пресекаются «муки самозарождения» и полусознательной животной жизни, он в то же время допускает, что «оставлено без вмешательства небольшое число планет, обещающих дать необыкновенные результаты», настаивая на том, что именно в земных страданиях вызревают наиболее совершенные формы разумной жизни.... Вообще в построениях Циолковского очень много от утопии и художественного воображения. Многое здесь представляется устаревшим: его космология гораздо ближе ньютоновской, чем современной, отдельными чертами она даже напоминает античный стоизм, особенно заметны промахи в экологических вопросах.
Но и ошибки великих людей заслуживают глубокого изучения. Они не менее интересны, чем их гениальные прозрения и открытия. В «Космической философии» К. Э. Циолковского положительная сторона с лихвой перекрывает недостатки: острейшее осознание поистине всемирной ответственности за каждый сделанный на Земле шаг, поиск высоких этических оснований человеческой деятельности, попытка понять эволюционные процессы в колоссальной временной перспективе. Отделить в мировоззрении калужского учёного здравое и прозорливое от наивного и фантастического–задача будущего. Но чтобы с течением времени её можно было решить, уже сейчас полезно изучать труды Циолковского во всей тематической полноте.