Реферат по предмету "Религия"


Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство

Prof. Kurt Marquart. Lutheran Confessions - II “Лютеранское Вероисповедание - часть 2” Евхаристическая община Преподаватель: Проф. Курт Маркварт. Автор работы: Сергей Глушков. feos@mail. ru Concordia Theological Seminary Fort Wayne 1999 План План 2 Предисловие 3 1. Верую.... 4 2. Тело Христово 7 3. Собрание верующих 9 3. Евхаристическая община 12 5. Служение и служения 17 6. Миссия 22 Заключение 24 Предисловие “Церковь - это собрание святых, в котором верно проповедуется Евангелие,
и правильно распределяются Таинства” [1 Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII ].
Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой работы. Церковь, как община верующих, собранных вокруг Слова и Таинства. Церковь, как общение веры, с одной стороны, и как Таинство Тела Христова [2 Ефесянам 1: 23, Римлянам 12: 15, 1 Коринфянам 12: 27 и др. ] - с другой. Евхаристическая сущность христианской общины проявляется во всех вопросах ортодоксальной экклесиологии: и в учении о служении церкви, и в сакраментологии, и в миссиологии, и в эсхатологии.
Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую серьезную и сложную тему. Вероятно, больше вопросов. чем ответов. Однако, для меня лично - это новый шаг к более глубокому пониманию того, во что верит христианская Церковь. Я стал яснее понимать слова третьего артикула Символа Веры:
“Верую .... в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь вечную. Аминь”. 1. Верую.... “…я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что
Он силен сохранить залог мой на оный день…” [3 2 Тимофею 1: 12]
Первая часть Книги Согласия [4“Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе. ]называется “Три Вселенских Символа Веры”. Первый из них - Апостольский, второй–Никео-Цареградский, третий - Афанасьевский. Отцы реформации подтвердили свою веру в единую святую кафолическую апостольскую Церковь и свою верность древней богословской традиции, той традиции, которая идет от первых веков, которая формировалась в борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним искушениям. В этом смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего нового. Эта традиция сохраняла действительную ортодоксию, защищая христианскую Церковь от сектантства, от ересей и фанатизма внутри общины и от давления извне, от влияния язычества, от секуляризации [5Секулярный - т. е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами, например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности учений, в ложной открытости - когда богословы сами стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или социально-политические идеи. ]. Позже эта богословская линия нашла свое продолжение и развитие в период лютеранской ортодоксии [6Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена: Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую схоластику, повторяющую ошибки католической школы. ], а сегодня мы находим приемников этой традиции в конфессиональном лютеранстве.
Слова Символа Веры - “верую.... в Церковь” - трудно вместить, трудно понять правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с человеческой стороны, или с позиции современного постпротестантизма.
Несомненны утверждения - “Верую в Бога Отца... верую в Иисуса Христа...”. Но, эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в рамки нового “свободного” “независимого” христианства. Почему? Одна из причин тому– популярный субъективизм, нашедший свое особое выражение и в современном христианстве. В центре такого индивидуально-религиозного мировоззрения – “Я сам”, человек, персона. Что этот “Я” чувствует, что думает, чем живет, во что верит, в какую Церковь ходит.... Вера привычно стала восприниматься как нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.
Верую в Церковь [7Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь -единая святая кафолическая. ]. Что это значит? Возможно ли верить в Церковь, если она лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников? Очевидно, что слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке прежде всего - но о Боге. Каждый артикул - это исповедание о Боге: Он сотворил мир и продолжает творить, даруя нам жизнь. Сын Божий, Иисус Христос - умер за нас и воскрес. Через Него, теперь - этонаша смерть, это нашевоскресение и жизнь. Дух Святой - призывает нас через Евангелие к истинной христианской вере, к евхаристической церковной жизни.
“Я верую, что не могу ни по собственному разумению, ни какими своими силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими, освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так же он призывает, собирает, просвещает, освящает всю христианскую Церковь на земле и сохраняет ее через единую, истинную веру в Иисусе Христе. В Своей Церкви Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во Христа вечную жизнь. Это непреложная истина” [8 Краткий Катехизис Мартина Лютера. ].
Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком Катехизисе. Так мы начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в катехизационном классе. Верую в Церковь, единую святую кафолическую....
Трудно найти видимые основания для такой веры. Ведь, в церковном собрании мы видим не только верных, но и лицемеров и неверующих. Иногда, и священник не верит в то, что говорит. Иногда, и прихожане воспринимают христианство лишь как старую добрую традицию или возможность встретиться и пообщаться с людьми. Несколько лет назад именно по этой причине я решил уйти из церкви [9 С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на “свободную евангелическую”. ]. Стало не интересно [10 Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность, полезность - один из основных критериев. ]. Стало как-то не во что верить, потому что надежды не оправдались и наступило разочарование в людях, которые казались по началу “настоящими любящими христианами”. Но, я не ушёл. Хотя это была не лютеранская община. После летних лекций в семинарии “Конкордия” 1994 и 1995 года я увидел Церковь с другой стороны, иначе.
Важность и значимость Церкви по существу - не в людях, которые приходят в собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать, прощает грехи Своим Словом в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь. Поэтому, Павел говорит в послании Ефесянам:
“.... умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” [11 Послание Ефесянам 4: 1-5 “Единство веры и Церкви”. ]. 2. Тело Христово
Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом в изучении экклесиологии в патристике первых веков христианства. На основании Священного Писания отцы ранней Церкви написали много книг на эту тему. С одной стороны, они находили в Библии очень яркий образ Церкви, как Невесты Христа [12 Ефесянам 5: 32 и др. ]. Это образ брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в Книге Песнь Песней [13Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого Завета, об отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря об отношениях Христа и Церкви. ]. С другой стороны - Тело Христово - образ глубокий и таинственный. Это Тело едино во Христе. В этом Теле - особое значение приобретает христианское общение верующих. Жизнь этого его - в Крови Иисуса Христа. Господь дает жизнь, поддерживает и сохраняет Свой народ. В этом Теле мы собраны, прежде всего, не вокруг наших человеческих достоинств или недостатков, но именно вокруг Его Слова и вокруг Таинства– в евхаристическом общении.
Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны подчеркиваем единство верующих [14 В данном контексте выражение “единство верующих” и “единство крещеных” имеет то же значение], где каждый друг другу близок, как часть тела, как единый организм, а с другой стороны - мы видим Церковь собранную у Алтаря, вокруг Причастия. Этих людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными Телу Его и Крови Его. Таким образом, для нас, в образе Тела Христова открывается глубокая истина и о евхаристическом собрании, и об общении людей и о Таинстве Причастия. “Христос живет в нас не только духовно, но и телесно - через переданное нам в Таинстве Тело и Кровь Христа” [15 Василий Великий].
Слово и Таинство - это важнейшие понятия в определении церкви. Чистая проповедь Евангелия и совершение Таинств, в соответствии с Божественным установлением вот что определяет Церковь, которая есть Тело Христово [16 Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII “О Церкви”]. Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее Главой. Он правит этой Церковью в Духе Святом.
“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в вас, верующих по державной силе Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. ” [17Ефесянам 1: 15-23. - именно это послание Апостола Павла цитируется и в Апологии. Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего принципиально нового. ]
Что же нас делает живыми членами этого Тела Христова? Среди страданий этого мира и человеческих заблуждений, вопреки неверию многих, Господь собирает Свою Церковь, и Сам делает нас ужездесь и теперьпричастниками вечных благословений, вечного утешения, вечной жизни и Святого Духа, и праведности, которая исходит от Бога - и сегодня, и вплоть до грядущего Пришествия Его.
Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит перед нами в лице священника. Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и Плоть мы вкушаем в Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми членами Его Тела. 3. Собрание верующих
Церковь - это собрание святых и истинно верующих [18Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г. Дополнительно: Апология А. В. ]....
Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является первым официальным догматическим определением церкви и ее единства, идущим дальше, чем Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви часто не касались догматической стороны экклесиологии. Много говорилось о структурах и об авторитетах. При этом, хотя и не было Соборных определений, отцы Церкви все же неоднократно говорили о верных признаках, определяющих христианскую общину. Во время же Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая противостояние католической иерархии с одной стороны и радикального [19 Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере анабаптистов и др. ] учения о Церкви –с другой. Именно в такой обстановке формируются определения Аугсбургского Вероисповедания и появляются особые учения со стороны оппонентов. Таким образом, после никейской [20Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы - 325, 381 г. г. от Р. Х. ]экклесиологии первое официальное определение о Церкви дано лютеранами, после этого последовал ответ римо-католиков и ответ реформатов. Так что, теперь многие из существующих различных догматических определений о Церкви берут начало от времён Реформации, с 16-го века.
Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем “собрании верующих”. Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о совершении Таинств - как о признаках Церкви. В этой части моей работы я бы хотел внимательнее взглянуть на Церковь, именно как насобрание, потому что это видимая сторона.
Современные [21 В этом случае имеются ввиду постротестантские общины. ]формы церковности, внешне уже мало похожи на эти евхаристические собрания и мало отличаются от любых других социальных, общественных встреч. Мне довелось это пережить изнутри. Семь лет я был в такой “современной” церкви. Что было в той общине и чего не было? Было ли это собраниемверующих? Да, безусловно, это искренне верующие люди, читающие Библию и поддерживающие друг друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах окружающей жизни. Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое переосмыслить в моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь раньше? Честно говоря, для того, чтобы услышать проповедь, полезную для жизни и чтобы поговорить с людьми, которые уже стали как родные, подобно одной христианской семье. А теперь, в американской обстановке совершенно иначе осуществляется моя церковность. Ввиду недостаточного знания английского языка - проповеди во многом остаются не понятыми и далёкими. В общение с людьми–трудно. Другая культура, другой язык. Что говорить, я тут чужой человек. Что же осталось? Святое Причастие.
Более глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии. Яснее становится и смысл слов“собрание верующих”. Не имея практически ни чего общего в повседневной жизни, здесь - у Алтаря - мы все вместе, мы собраны Господом, чтобы быть с Ним, чтобы быть Причастным Его Телу. Здесь рушатся все преграды, все человеческие разделения и распри. Здесь нет тех, кто ближе или дальше, но все мы - нищие духом, пришедшие обрести прощение и жизнь. Он Сам объединяет нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам благодать с избытком [22 Иоанн. 10: 10, и далее: Втор. 30: 4, 9 “Хотя бы ты был рассеян от края неба и до края неба, и от туда соберет тебя Господь.... А ты обратишься и будешь слушать гласа Господа.... С избытком даст тебе Господь.... ”].
“Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих.... ” В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти слова - лишь фрагмент из определения Аугсбургского Вероисповедания о Церкви. Артикул VII далее поясняет - каково же место тех людей в церкви, которые не являются верующими, но внешне неотличимо прибывают вместе со всей христианской общиной. В своей догматике лютеранские вероисповедания не разделяют Церковь на видимую и не видимую, подобно кальвинистскому учению “о двух церквях”. С другой стороны, и не отождествляет внешнюю церковную организацию с той Церковью в которую мы верим. Что всё это значит? Дело в том, что мы не видим единую святую христианскую Церковь, но мы верим в нее. Подобно тому, как в Евхаристии, мы не видим физически Тело и Кровь Христа, но мы верим, что сие есть истинная Кровь и истинное Тело. Таким образом, с веройв единую святую Церковь мы ожидаем конца истории, когда будет все явно и открыто. Ныне же, только Господь знает сердца людей в церковном собрании и ведает о чем они помышляют и какие цели преследуют. В Его руках - и суд и спасение. Для нас же есть внешние признаки Церкви, открытые в Писании, сохраненные Христом неизменно, действительные на протяжении веков, до наших дней. В Апологиимы читаем, с одной стороны и о церковной организации и о внешних обрядах и о различных институтах управления, но с другой стороны– евхаристическая община единство в христианской вере, исполненное Святым Духом. Где эта Церковь? Где Слово Божие проповедуется чисто, и Таинства совершаются в соответствии с Евангелием - это несомненно есть Церковь и христиане [23 Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII ]. 3. Евхаристическая община [24В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу “Лютеранское Богослужение”]
Природа самой Церкви - евхаристична [25“Евхаристия”. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской семинарии в Париже].
Евхаристический характер церкви открывается не только во внешнем действии, но и внутренне, по существу. Одно из наиболее ёмких и глубоких определений поместной церкви - этоевхаристическая община [26 О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как Шмеман, Афанасьев и др. ]. Это община, собранная вокруг Слова и Таинства. Это община, живущая литургической жизнью.
Как во времена апостольские, так и в последующие века - и на Востоке и на Западе, жизнь христианина была связана с церковным служением, вливалась в процесс Богослужения, концентрировалась в Евхаристии. Святое Причастие в сознании христиан с самого начала было центром всей богослужебной жизни. Все священнодействия Литургии и различные обряды сосредотачивались именно вокруг Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным [27 Значит - таинственным, в таинстве. ] насущным хлебом для всех верующих. Мы находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви. Дионисий [28 Псевдо-Дионисий Ареопагит. ] называет Евхаристию “таинством таинств”. Семеон Солунский учит, что “завершение всякого священнодействия и печать всякого божественного таинства есть священное причащение”. Евхаристию, Святое Причастие, как основное церковное священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие другие. Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Именно в Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа. В Божественной Литургии мы причастны этому Телу Христа, мы становимся живой частью Церкви, начиная в Крещении, а потом, продолжая нашу христианскую жизнь в Причастии.
В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со Словом Примирения. Он прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни, утешает, укрепляет нас в вере. Без этого Слова Примирения, без Крещения и Причастия, без Божественного Служения нет ни какой церковности, ни христианской жизни вообще. Также как невозможно ограничить понимание церкви определением “собрание верующих”, так и понятие “Литургия” нельзя сводить лишь к порядку религиозных обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию. Форма и литургический чин может отличаться в зависимости от времени и места, но сущность Богослужения остается прежней: Господь Иисус Христос - дарует нам прощение и обновляет жизнь; мы - верующие в Него, с благодарностью слушаем Слово Его и вкушаем Его Тело и Кровь. Это - благодать Божьего Слова и наше благодарение в ответ. “И вы - Тело Христово” [29 1 Коринфянам 12: 27]. Это значит, что верующие уже теперь живут благодаря Крови Христовой жизнью во Христе. Это - жизнь в Нем, в Его Слове и в Его Таинствах, в Его Церкви и в Его Литургии.
Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина, воспринимает всю его скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и стремления. Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к пассивному потребительскому отношению или только к энтузиазму нашего человеческого делания. Что это значит? Прежде всего, Литургия - это Слово Благовестия и Таинство. Господь говорит. Его Слово рождает в нас веру и совершает наше освещение. Он дает нам дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса Христа силою Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только присутствием и соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно живёмвсе происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение и благодарим. Таким образом, Литургия - это диалог, в котором Бог говорит, а мы слушаем и отвечаем. Он - дарует благодать и прощение, а мы принимаем и благодарим Его. Слова о Церкви и слова о Литургии - удивительно схожи. В Литургии находит свое выражение и христианская теология и христианская доксология. Яркое описание такой литургической жизни мы находим в Деяниях Апостолов. Жизнь апостольской церкви вращалась вокруг: учения, общения, преломления хлеба и молитвы [30 Деяния 2: 42 и 1 Кор. 10: 16]. Что это? Четыре отдельные части или что-то иное? Попробуем взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического богословия: “они постоянно пребывали в учении Апостолов” - о чем это учение? – о Иисусе Христе – “общение” - что это значит? - это богослужение, литургия - в чем же выражается это “общение”? – “в преломлении хлеба и в молитвах”. Преломление хлеба - это Евхаристия, а молитвы, это возможное указание на часть литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь апостольской общины, в соответствии с тем образцом, который установлен Христом в молитве“Отче наш”.
Изучая внимательнее Деяния 2: 42 мы можем лучше понять - чем жила апостольская Церковь, что для нее было важно и значимо.
О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего, о Личности Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие в“общении”, т. е. в Божественной Литургии: Слово готовит к Таинству. Что же такое “евхаристическая община”? - Это община, собранная Христом вокруг Его Слова и Таинства. Читая лютеранские конфессиональные определения, важно обратить внимание на пассивную форму глаголов: вернопроповедуемое Слово, и правильно совершаемые Таинства. Кто может верно проповедовать Евангелие? Кто может правильносовершать Таинства? Об этом говорит Артикул XIV Аугсбургского Вероисповедания. Публично учить в Церкви и совершать Таинства может только тот, кто призван на это должным образом, т. е. так, как это установлено в Церкви. Из этого следует, что говоря о евхаристической общине и о Церкви вообще, мы всегда имеем ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят Литургию. Именно из их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу Причастия. Через их проповедь и через все Богослужение - Господь говорит к нам. Благословение священника - мы воспринимаем, как благословение Самого Христа. Именно поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание епископу, т. е. предстоятелю в церкви, предстоятелю в Божественном Служении. Известна знаменитая формула Киприана Карфагенского: “Церковь в епископе, и епископ в Церкви”. Так и Игнатий Антиохский говорит - где епископ, там и Церковь.... За многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее наследие - и в богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким студентам-семинаристам, как я, в этом многообразии - становится все труднее и труднее разобраться в богословских определениях и терминах. Одни богословские понятия дошли до наших дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое значение.
Например, как называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер, старейшина, епископ, предстоятель, священник, диакон? Как различить верно в работах разных авторов– что имеется ввиду, под определением служения епископа или диакона? В рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга проблем. Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века христианства, так и до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании - Христа представляет священнослужитель, предстоятель общины.
Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть поставлен на служение должным образом? [31 Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV]Этот вопрос актуален также и в контексте спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может совершать Таинства? ”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским вероучением - Таинства в узком смысле - это только Крещение и Причастие [32О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А. В. и, сответственно - Апология]. Однако, в широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т. е. ординацию мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам Господь. “.... слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным,
но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его”. [33 Исаия 55: 11] 5. Служение и служения
“Он признал меня верным, определив на служение” [34 1Тим. 1: 12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение...]
Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется Слово и совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом [35Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в “Шмалькальденских артикулах”. ].
В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос: кто служит в церкви? И более широко: что такое христианское служение? В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о жизни в христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском призвании. Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три основных типа понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении, прежде всего говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления. Реформатские [36Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его современных разновидностей. ]теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде всего, христианскую этику вообще и проявление разного вида личного благочестия в христианской общине. И только Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по сути этоодно служение - Служение Христа.
Церковное служение, по существу - это Служение Христа, Который и сегодня несёт Евангелие в мир, Который даёт Себя верующим, Который Духом Святым утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в истинной вере. Это совершает Он Сам. Термин “служение” используется в богословии и в узком и в широком смысле. В широком смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или преподавание средств благодати,  так, как это может быть осуществлено любым верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле [37 Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать -“конкретно” и “абстрактно”. ], предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там, где существует община и предстоятель.
“Шмалькальденские артикулы”так раскрывают библейское учение по этому вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове Крит, он велел Титу [38 Тит. 1: 5] в каждом городе [39 Вероятно, там где образовывались поместные церкви] рукополагать пресвитеров, которых он также называет епископами [40 Тит. 1: 7]. Опять же, после того как Павел и Варнава основали поместные церкви в Малой Азии, они рукоположили там“пресвитеров к каждой церкви.... ” [41 Деяния. 14: 23]. Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией [42 1Тим. 3: 5], внимать “себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь”, “бодрствовать” [43 Деяния. 20: 28-31], “подавать пример...” [44 1Петр. 5: 3]и т. д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить в своих общинах как верные священнослужители, призванные Самим Господом.
Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное служение пресвитера [45 В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора, служение епископа. ] осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди. “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею 5: 17)
Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова. Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство - это “видимое слово”, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким образом, действие обоих едино [46 Апология, Артикул XIII].
“Апология” [47 Апология, Артикул XIII] также говорит: “Служение Слова совершается по заповеди Божьей и содержит в себе славные обетования”. Герхард [48 Герхард - один из крупнейших богословов периода лютеранской ортодоксии. ] пишет: “Служение Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение Церкви было установлено.... Самим Богом” [49Эти цитаты из Герхарда и Гуттера приводятся в “Христианской Догматике”. Мюллер. ].
Христианское служение названо “публичным” не по месту, где оно совершается, но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и официально поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени Церкви проповедуют Евангелие, отправляют Таинства, и осуществляют Служение Ключей [50 Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См. Иоанн. 20]. Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное определение христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический характер общины, и особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом собрании. Итак, служение одно - это Служение Слова, которое мы слышим [51 “Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего” - Римлянам. 10: 17] и которое мы видим в Таинстве [52 Апология, Артикул XIII]. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через Церковь. Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства. Действительно, слова о всеобщем священстве: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” [53 1Петра 2: 9]- относятся к каждому верующему. Но, все ли Апостолы [54 См. 1Коринфянам. 12: 27-31]? Все ли учителя? Все ли пророки? Все ли епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но служения различны.... [55 См. 1Коринфянам. 12: 4-11] Не разделяя Служение Слова, мы видим различияв служениях. У каждого из нас есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине. При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не только абстрактное единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальноесо-причастиеТелу Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном священнослужении.
Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое служение. Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или пресвитер совершать священнодействия без народа Божьего? Может ли христианская община быть без предстоятеля? Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и священника без церкви. Есть одна “Церковь Божия во Христе”, как единое целое. Невозможно разделить на части тело Христово. “Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня”. [56 Иоанн 17: 21] Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять служение предстоятеля и общины [57 “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4: 7]. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки различно, согласно Писанию [58 Римлянам. 12: 3-8, Ефесянам. 4: 1-7, Евреям. 2: 4, 1Коринфянам. 12 гл. ]. На евхаристическом собрании, как мы видим, каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются Церковью и в Церкви, т. е. это тоже Служение Христа, в котором открывается и Его сакраментальное действие и наше причастие к этому Служению, наше благодарение и жертва [59 Римлянам. 12: 1].
Воспринимая догматически христианское Служение, как единое действие, как единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и о наших различных призваниях. Становятся на должное место все внутрицерковные структуры и функции и все признаки внешней церковной деятельности в мире. “Для сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь. ”(Ефесянам 3: 14-20) 6. Миссия Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение Христа.
Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви был крест с изображением распятия Христа, но .... у Христа не было рук. На вопрос об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие было найдено после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели отреставрировать его, но позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире мы, как призванная Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы – Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны, теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании - идти в мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение Примирения. [60 2Коринфянам. 5: 16-20]
Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же, продолжая тему Служение - важно сказать о христианской миссии. Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания [61 2 Коринфянам 10: 15] в познании [62 Филимону 1: 6, 1Тимофею. 2: 4, Колосянам 3: 10 ] и в учении [63 1 Тимофею 4-я, 6-я главы], но для себя ли только мы обретаем эту благодать Евангелия? Нет. Наше призвание - идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира [64 “Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков, научающая нас.... ” - Тит. 2: 11-12].
В богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий приходящий становится “объектом” Божественной милости. При этом происходит не только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной “религиозной нужды”. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей Земле. Это и называется -“литургия после литургии”.
Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой Вести, о спасении и о новой жизни. В таком понимании, оно само уже является присутствием и откровением Христа, откровением Спасения.
Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение Христа, Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит в жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет прощение грехов и Жизнь Вечную.
Слово Божие растет и распространяется [65 Деяния. 6: 7, 12: 24, 19: 20, дополнительно: 9: 31, 16: 5 и 28: 31 ]- в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу - как во времена Апостолов, так и сегодня -это Деяния Христа, это Служение Его Слова. “И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом” (Деяния. 16: 5) Заключение
Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать “снизу”. Мы видим, чтоевхаристическая община- это и собрание верующих и Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т. е. верующих, собранных во Имя Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания. Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы сказатьо эсхатологической перспективе христианской общины. Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный ответ. Церковь - это осуществление эсхатологииздесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.
Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся две тысячи лет назад, но Он -в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами во все дни до скончания века [66 Матфей 28: 20 б]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда - в будущее. В этом - наша вера, какосуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [67 Евреям 11: 1]. Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение [68 См. Филиппийцам 2: 12-13 ]....


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неоклассическое и Кейнсианское направление развития экономической теории
Реферат Поняття ознаки класифікація правочинів та їх місце в системі юридич
Реферат İqtİsadİ İnkİşaf Nazİrlİyİ
Реферат Euthanasia Is Ethical Essay Research Paper Euthanasia
Реферат People And Territory Essay Research Paper
Реферат Jacksonian Era Essay Research Paper The era
Реферат Учет затрат на ремонт и модернизацию основных средств
Реферат Уровень жизни населения проблемы определения и региональная дифференциация
Реферат Типы планировки торгового зала. Процесс выделения места под отделы и размещение товаров
Реферат "Властелин Колец"
Реферат Кредитовый перевод платежные поручения постоянно действующие платежные поручения платежные требования-поручения
Реферат Разделение властей по российской Конституции
Реферат «Воложинский филиал» ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
Реферат Математическое моделирование и расчет систем управления техническими объектами
Реферат Життєвий і творчий шлях Т.Г.Шевченка