Введение.
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. " Харак терно, что ни один из советских историков прошлого не занимался сис тематическими исследованиями в области истории церкви, да, и по-ви димому, не ставил перед собой такой задачи, " - написал доктор исто рических наук, профессор А. И. Клибанов в своей вступительной статье к книге "Русское православие: вехи истории" (Политиздат, (c) 1989). История Русской православной церкви не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общест венные противоречия на всем протяжении своего пути.
В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в своей книге " Предания веков " говорил: " История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и других историков.
Я. Н. Щапов в работе " Церковь древней Руси ( до конца XIII в. ) " говорит о том, что введение христианства на Руси было закономерным явлением по той причине, что в VIII - IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй. Формирование местных княжений и создания на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централи зованной ренты - даней, полюдья, требовало изменений в идеологичес кой области, т. е. в религии.
Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас, на мой взгляд, проходит эпоха "Второго Крещения Ру си". Для того, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, сможем мы найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с Российской церковью. Эту тему можно рассматривать, как зеркало последующих событий. Для нас, живущих в XX веке, эта проблема становится все более актуальной с каждым го дом.
Быть может, проведением параллели между древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией ХХ века, с ее идолопоклонничеством и "вторичным крещением", будет выглядеть неубедительно, но, на мой взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток на своем пути по спирали.
Казалось бы: прошло всего 1 000 лет, а Россия уже была готова вновь принять христианство, хотя, на мой взгляд, дело не в возвраще нии религии как таковой, а в той атмосфере серьезных перемен, воца рившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы не изменяло, по-видимому, народный строй и образ, суть ре зультат предшествовавшего развития народной жизни.
" В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании о древнерусских летописях, составленном членом русской Академии наук XVIII в. , знаменитым ученым немцем Шлецером, на немец ком языке и изданном в начале прошлого века. Вот основные черты Шле церова взгляда, которого держались Карамзин, Погодин, Соловьев. До половины IX в. , т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правле ния, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришель цами из Скандинавии, варягами, около половины IX в. Известная карти на нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили " зве ринским образом, скотски " в лесах, как все звери, убивали друг дру га, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: " живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим ". Итак, нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. Изображением тех первичных исторических про цессов, которыми везде начиналась человеческое общежитие, картиной выхода из первобытного дикого состояния. Другой взгляд а начало на шей истории прямо противоположен первому. Он начал распространяться в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX в. Наи более полное выражение его можно найти в сочинениях профессор Мос ковского университета Беляева и г. Забелина, в первом томе его " Ис тории русской жизни с древнейших времен ". Вот основные черты их взгляда. Восточные славяне искони обитали там, где знает их наше На чальная летопись; здесь в пределах русской равнины, они поселились, может быть, еще за несколько веков до р. х. Обозначив так свою исход ную точку, ученые этого направления изображают долгий и сложный ис торический процесс, которым из первобытных мелких родовых союзов вы растали у восточных славян целые племена, среди племен возникали го рода, и среди этих городов поднимались главные или старшие города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные полити ческие союзы полян, древлян, северян и других племен, и, наконец, главные города разных племен приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в один общерусский союз. При схематической ясности и последовательности эта теория несколько затрудняет изучаю щего тем, что такой сложный исторический процесс развивается ею вне времени и исторических условий: не видно, к какому хронологическому пункту можно было бы приурочить начало и дальнейший момент этого процесса и как, в какой исторической обстановке он развивался. Сле дую этому взгляду, мы должны начинать нашу историю задолго до р. х. , едва ли не со времен Геродота, во всяком случае, за много веков до призвания князей, ибо уже до их прихода у восточных славян успел ус тановиться довольно сложный и выработанный общественный строй, от лившийся в твердые политические формы " ( проф. В. Ключевский " Курс русской истории " часть 1. Москва, (c) Соцэкгиз 1937 ).
Я буду придерживаться первого взгляда на начало русской исто рии. Глава I.
Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зо вут " отцом истории ", посетил северные берега Черного моря; верным взглядом посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и запи сал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно другим, образовалось могущественное государс тво, но явление замеченное Геродотом остается в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.
" По четырем главным речным системам Русская земля делилась в древности на четыре главные части: первую составляла озерная область Новгородская, вторую - область западной Двины, т. е. область Кривская или Полоцкая, третью - область Днепра, т. е. область древней, собст венно, Руси, четвертую - область верхней Волги, т. е. область Ростов ская "(0 С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль"). Более полное описание племен, обитавших на территории древней Руси, можно найти у Н. М. Карамзина ( Н. М. Карамзин " Предания веков " (c) 1988 " Правда ") ; он пишет: " Многие славяне, единоплеменные с лехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевс кой губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем лехов, основате лей государства польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жили ще на берегах Сожа в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калуж ской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной зем ли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бу гу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор карпатских; северяне, соседы полян, на берегах Десны, семи и су лы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними поло чане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после рождества Христова основали Новгород. "
Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С. М. Со ловьев ( С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") в своих сочинениях. Он считал, что " Природа роскошная с лихвою воз награждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последне го, как телесную, так и умственную.... Природа более скудная на свои дары.... держит человека всегда в возбужденном состоянии: его дея тельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится он к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя креп кие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоречивым ". С другой стороны, щедрая природа разви вает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к ис кусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества мужчин. Но сред природы относительно не богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер на рода является более суровым, склонным более к полезному, чем к при ятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что разумеется приводит к еще большей суровости нравов. Все сказан ное прилагается в известной мере к историческому различию в характе ре южного и северного народонаселения Руси.
Что касается быта славянских восточных племен, то начальный ле тописец оставил нам о нем следующее известие: " каждый жил своим ро дом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим " ( В. Н. Татищев " История Российская ", т. 2) . Славяне жили в деревянных из бах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто пере меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов. Вот почему славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: " У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники " ( С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") .
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной сторо ны: при господстве физической силы человек слабый был существом са мым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточный славян поразительно сходна с первона чальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физичес ким божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего ан тропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1 (c) 1988 " Мысль ") .
Мы видим, что к концу IX века область России вследствие природ ного влияния разделилась главным образом на две части: племена, жив шие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племе ни, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-за паде, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводи телям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгна ли последних за море.
При изображении нравов и обычаев славян, замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на что указывает летопи сец: "как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая принудила бы ослушников к исполнению принятого уста ва".
Итак, русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не видя возможности выхода из родового, особого быта, призы вают князя из чуждого рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое, сосредотачивает силы северных племен, используется этими силами для сосредоточения остальных племен Сред ней и Южной России. До нашего начального летописца дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух лет от призвания младшие братья - Синеус и Трувор умерли, и всю власть принял один старший Рюрик; эта власть простиралась уже на кривичей Западнодвинских, то есть полочан на юге на мерю и мурому на Северо-Востоке.
В этой главе я постарался собрать одни из оставшихся моментов начала Русской истории. Безусловно, события предшествовавшие периоду Христианизации имеют большое значение для раскрытия его сути. Глава II
Итак, продолжая мысль I главы, следует сказать о том, что Сла вяне в VII и VIII в. в. находились в состоянии все усиливающегося об щественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный союз распался на составлявшие его части (племена), племена разложи лись на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семей ные хозяйства, какими эти славяне стали жить днепровском новоселье. Но здесь под действием новых условий завязался среди них обратный процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный к действию свойствами страны и высшими обстоятельствами. Южные реки и равнины и наложенное со стороны иго втянуло восточных славян в оживленную внешнюю торгов лю. Эта торговля втянула разбросанные одинокие дворы в сельские тор говые средоточия, погосты, потом в большие торговые города с их об ластями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали новый ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных скла дочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями; некоторые их этих областей сделались варяжскими княжест вами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь эконо мических и политических фактов в нашей истории: ...."экономические ин тересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы" - сказал В. Ключевский (В. Ключевский "Курс Русской истории", т. 1, 1937, ГСЭИ).
Итак, первой династией "русских" князей на Руси были Рюрикови чи. Обратимся к истории этого рода.
До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на мно гие народы: на кривичей, т. е. полочан на юге, на мерю и мурому. О войнах есть известия, что призванные князья начали воевать повсюду. Судя по тем правительственным мерам, которые проводил Рюрик, можно судить о том, что именно с него началась важная деятельность русских князей - построение народов, сосредоточение народонаселения. Сохра нилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу пришел к Ильменю, срубил город над Волхвом, назвал его Новгородом и сел тут княжить. Это место летописи прямо показывает, что собственный Новго род был основан Рюриком; и так как он остался жить и после него здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объяс няется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни на зывался (С. М. Соловьев, Сочинения, кн. 1, Мысль, 1988).
Середина IX века. Убив Аскольда и Дира, Олег утвердился в Кие ве, сделал его своим стольным городом, как свидетельствует летопи сец. Первым делом Олега в Украине было построение городов, острожков, для утверждения своей власти в новых областях и для защиты со сто роны степей. Построив города и установив дани у северных племен, Олег, по преданию, начинает подчинить себе другие славянские племе на, жившие к востоку и западу от Днепра.
Олег правил государством еще в то время, когда его приемник Игорь уже был достаточно взрослым. Приученный с детства к повинове нию, Игорь не осмеливался требовать своего наследия от правителя властолюбивого, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храб рыми товарищами, которые считали его власть законной, так как он "умел его возвеличить государство". В 903 году Олег выбрал супругу для Игоря, Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пско ва, - так пишет Нестор. В других исторических книгах было сказано, что она варяжского простого рода жила в веси, именуемой Выбушской, около Пскова. Говорится так же, что юный Игорь приехав из Киева и приметил Ольгу. Он предпочел ее скромность и разум всем другим не вестам. Вот что пишет Н. М. Карамзин: "Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супруги в самом низком состоянии людей, что красота уважалась более знаменитого ро да.... Имя свое Ольга приняла, кажется, от имени Олега, в знак дружбы его к сей достойной княгине и в знак Игоревой к нему любви" (Н. М. Ка рамзин, "Предание веков", Правда, 1988).
Вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом не пре рывалось со времен Аскольда и Дира; вероятно, что греческие цари и патриархи старались умножить число христиан и в Киеве и "вывести са мого князя из тьмы идолопоклонничества". Но Олег, принимая дары от императора и приглашая священников и патриархов верил больше мечу и довольствовался мирным союзом с греками и терпимостью христианства. Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости, хотя в Новгород он пришел с Рюриком.
Игорь в зрелом возрасте принял власть. Он спешил доказать, что в его руке меч Олегов, смирил древлян и прибавил им дани. Но скоро появился сильный враг - печенеги. О них упоминается в русских, ви зантийский и венгерских летописцах от X до XII веков. Игорь заключил с печенегами союз и, по свидетельству Нестору, пять лет они не при ходили на Русь.
Княжение Игоря не оставило в летописях глубокого следа ка ких-либо значительных происшествий до 941 года, когда Нестор описы вает согласно с византийскими историками, войну Игоря с греками. Это был один из неудачных походов русского князя.
Второй поход Игоря на греков окончился более удачно, нежели первый. Правитель, неуверенный в победе и желающий спасти империю от бедствий войны отправил к Игорю послов. Встретив его у Дунайского устья они предложили ему дань за то чтобы Игорь ушел с миром. Игорь согласился на это и вернулся в Киев.
Игорь погиб от руки древлян, недовольный величиной той дани, ко торую наложил на них Игорь. Так началось время правления княгини Ольги.
Древляне должны были ждать мести от родных Игоря, от Руси из Киева; Игорь оставил сына - младенца и жену Ольгу. Воспитателем Свя тослава был Асмуд, воеводою - Свинельд. Ольга стала дожидаться со вершеннолетия сына и отомстила сама Древлянам, как требовал закон. Месть ольги очень подробно описана в летописях Нестора: "о местях и хитростях Ольгиных". Это был очень важный шаг для утверждения своей власти для Ольги и авторитета. Мне кажется, что не стоит повторять то, что каждый человек знает еще из истории школьной программы, об ратимся непосредственно к личности княгини, к ее нововведениям и ус тавам.
Характер Ольги, как он является в предании важен для нас и в других отношениях: не только в одних именах можно найти сходство ве ликой княжны со знаменитым приемником Рюрика. Как Олег, так и Ольга отличаются мудростью ( по преданию), то есть по тем понятиям хит ростью и ловкостью.
Ольга хитростью мстит древлянам и хитростью берет Коростель. (Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и гражданские законы языч ников оправдывали неумолимую месть). НО не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга - мудрейшею из людей. Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю российскую землю, предание гово рит, что немедленно после мести древлянам, Ольга вместе с сыном и дружиной пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на ее "стано вища" и "ловища", то есть на места, где она останавливалась и охоти лась, указывали еще во времени летописца (С. М. Соловьев, Сочинения, кн. 1). Уставом называлось определение, как что-нибудь делать, а уро ком - обязанность выполнять что-либо к определенному сроку. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в Древ лянской земле и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествия ее с хозяйственной целью охватило все русские владения и повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Учредив внут ренний порядок государства, Ольга возвратилась к юному Святославу в Киев. "Здесь, по сказанию Нестера, оканчиваются дела ее государст венного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей цер ковной истории", - говорил Н. М. Карамзин (Н. М. Карамзин, "Предание ве ков").
Ольга была язычницей, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена необыкновенным умом, увериться в святости их учения. "Как женщина Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной дея тельности; как женщина она была способнее к принятию христианства", - считает С. М. Соловьев (С. М. Соловьев, Сочинения, кн. 1).
По счету летописца в 955 году Ольга отправилась в Константино поль и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевке. При крещении Ольга была наречена именем Елена. О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в извест ных списках нашей летописи ни в иностранных источниках. Могло быть так, что Ольга отправилась в Царь-град язычницей, еще без твердого намеренья принять новую веру, была поражена в Константинополе вели чием греческой религии и возвратилась домой христианкой.
Не одна надежда корысти могла привлекать Русь в Константинопо ле, но и любопытство посмотреть чудеса образованного мира. Те кто приезжал из Константинополя приводили с собой массу впечатлений и рассказов, у других же разгоралось желание побывать там. После этого было бы страшно, если бы Ольга, которая считалась мудрейшей из лю дей, не отправилась туда. Прежде всего в Константинополе ее внимание привлекло то, что резче всего отмечало греков от Руси - религия. Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христи анству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой рели гии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения боясь язычников (В. Н. Татищев, "Исто рия Российская", т. II). Опасность от язычников не уменьшилась для Ольги и в том случае когда она принимала крещение в Константинополе, утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно. По возвраще нии, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианст ва, но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, следовательно, хотя и не было явного пресле дования, однако, насмешки были уже знаком его начала и знаком усиле ния христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиной и след ствием. Можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждеб ное внимание выразилось насмешками. "Борьба началась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить мало положи тельного и поэтому должно было скоро преклониться перед ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству вст ретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии", - писал С. М. Соловьев (С. М. Соловьев, Сочине ния, 1988).
Святослав много воевал, начал он с вятичей, одолел казар. Далее Святослав был с походом по Волге, а на обратном пути с востока Свя тослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С этого времени начинаются подвиги Святослава, мало относящиеся к на шей истории.
После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Яропол ку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвова ли ее собственные князья. В то же время новгородцы прислали к князю гонца с просьбой о том, чтобы Святослав дал им в правители своего сына. Ярополк и Олег не захотели принять над ними власть, но у Свя тослава был еще третий сын, от Ольгиной ключницы Малуши, дочери Лю банича Малька. Так Владимиру была дана власть над Новгородом. Позже, Владимир с помощью хитрости, предательства и варягов, ов ладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное усердие к языческим богам. Он соорудил новый истукан Перуна и поста вил его около "теремного двора" на священном холме, вместе с другими идолами. Здесь часто приносились человеческие жертвы и совершались другие обряды. Можно предположить, что Владимир таким образом хотел вымолить прощение за братоубийство, так как сама языческая вера не принимала таких злодеяний. Добрыня, посланный от своего племянника управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхва, богатый идол Перуна.
Мы видим, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло быть продолжительно: русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших место в Юго-Восточных областях Европы, тем более с христианством; ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукра шенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять язычес тво, дать ему средства что-нибудь противопоставить другим религиям, подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая рев ность и вела прямо к падению язычества, потому что лучше всего пока зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юли ане: ревность этого императора к язычеству более всего способствова ла окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умст венной и нравственной жизни человека, и тем самым резче всего выка залась его несостоятельность, его бедность по сравнению с христианс твом. так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни целых обществ, как иногда самые страстные ревнители вдруг неожиданно покидают предмет своего поклонения и переходят на вражескую сторону, которую защищают с удвоенной ревностью, это происходит оттого, что в их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения. Глава III.
Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодально го общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политическиё взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов { в. Для борьбы с очеред ным мятежником Вардой Фокой, пославшим сесть на императорский трон и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важ ным условием договора, по которому был послан в распоряжение импера тора шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов" Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г. г. После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и отдать сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсо нес) с епископской кафедрой. "Повесть временных лет" говорит о том, что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном случае и Константинополю. Однако, этому противоречат свидетельства "Памяти и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко торое произошло в 978 г. , а после крещения жил еще 28 лет. Это ука зывает, следовательно, на 987-988г. г. , что подтверждается и ссылкой на то, что на третий год после крещения (т. е. в 989/90) он взял Кор сунь.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновыва ют и более ранние и более поздние даты, в частности 990г. (О. М. Рапов "О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами"). По "повести временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по "Житию Владимира" - в притоке Днепра реке Погайне. После возвращения Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и кон стантинопольских священников.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображе ний некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Нов городом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена цер ковь Рождества. По сообщению "Повести временных лет", Владимир начал строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам".
По словам историка Я. Н. Щапова: "распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения" (Я. Н. Щапов "Церковь в древней Руси", политиздат 1989г. ). Подтверждение этому можно найти у Татищева В. Н. (В. Н. Татищев, "Исто рия Российская", Москва 1962г. ), который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: метрополит Илларион Киевский приз навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: "Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его ре лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион ного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох ранилась легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята крестил мечем, а Добрыня - огнем".
Христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в 992 г. князь Владимир с епископами на юго-запад, учил, крестил людей и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере вянную церковь Богородицы.
Вскоре после официального христианства на Руси была создана первоначальная организация Русской православной церкви в форме мет рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит, присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафед ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме метрополита из Царьграда бы ли присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни ков из Корсуля и Анна привезла с собой своих священников. Но всего этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве и других местах, есть известие о том, что священослужители были призваны из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число русских священников, а это не могло произойти иначе, чем через специ альное обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод ного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали учиться к священникам при церквях.
Из летописи можно узнать так же и о том, какое сильное влияние духовенство стало иметь на общественный строй. Владимир советовался с епископами не только о том какими средствами ускорить распростра нение христианства, но и о том, как наказывать преступников, вместе со старцами епископы предлагают князю куда употреблять виры - и он соглашается с ними.
Параллельно с этими событиями идет формирование церковной орга низации. Время учреждения Киевской митрополии определяется косвенным путем, поскольку об этом говорят, главным образом, иностранные ис точники. Можно предположить, что она была основана между 995/997 г. г. Вероятно, Софийский собор первоначально был деревянным, а в 1037 - начале 1940-х годов был построен храм, который сохранялся до сих пор.
Церковное управление на местах, в важных политических и адми нистративных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными метро политу.
Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время христианизации и включения в орбиту церковной власти основной терри тории государства, населенной древнерусской народностью. Все еписко пии были созданы в важнейших центрах феодализирующегося государства. Список литературы 1. С. М. Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.
2. В. Ключевский, 2Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г. 3. Н. М. Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г.
4. Я. Н. Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в. ), "По литиздат", 1989 г. 5. В. Н. Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г.
6. О. М. Ранов, "О дате принятия христианства князем Влалимиром и киевлянами", "Вопросы истории", 1984, N6