Реферат по предмету "Химия"


Секреты биологических часов человека. Наша способность времявосприятия и его природа

.


Е. В. Мохов, к.т.н.


Времявосприятие у человека в обыденной жизни целиком связано с периодическим контролем его по отношению к показаниям часов или к смене фаз дня (утро, день, вечер, ночь). Данное контролирование и подстраивание под земные сутки ведется человеком с помощью визуального или слухового восприятия информации, с помощью которых можно отследить и осознать текущее время. Но что будет, если оградить человека от всех часовых ориентиров? На что тогда будут ориентироваться наши внутренние часы?


Человек – живое биологическое существо, у которого собственный организм ведет свой индивидуальный распорядок дня, никак не связанный с земными сутками.


Это легко было подтверждено, когда путем экспериментов людей изолировали от окружающего мира в отдельных закрытых комнатах без окон, часов и всякого рода современных «времясинхронизаторов» в виде телевизоров и радиоприемников.


О том, что замкнутые пространства заставляли людей по другому ощущать течение времени, люди знали еще в незапамятные времена, когда жили в пещерах.


Однако с тех пор, как из пещер мы вышли, об этом забыли. А вспомнили лишь тогда, когда спелеологи всего несколько десятилетий назад заговорили о феномене, который был связан с трудностями, возникающими при оценке времени в период пребывания человека в пещерах. Непосредственно в пещерах никто специально не ставил подобных экспериментов, но многие ведущие спелеологи и новички в один голос говорили, что времявосприятие "заслуживает изучения как очень любопытное и труднообъяснимое явление".


Если соотнести времявосприятие под землей с аналогией скучного просиживания в кресле с одновременным поглядыванием то в потолок, то на ворон в окне, то должно сложиться ощущение, что в недрах Земли человек осужден на однообразное скучное существование, бытовые неудобства, неуверенность, страх, холод и сырость, и что все эти трудности способны превратить для него минуты пребывания под землей в долгие часы мытарств.


Но в действительности, происходит все в точности наоборот.


Под землей или в горных пещерах у людей очень быстро теряется представление о времени (привычка следовать наземному ритму), но кажущееся время там течет быстрее, чем на поверхности.


Еще основоположник спелеологии - Мартель, отмечал эту любопытную особенность, так описывая свои первые подземные экспедиции:


"Выходя из грота Даржилан в глухую ночь, мы всякий раз удивлялись, устанавливая, что уже прошел целый день, тогда как под землей нам казалось, что минуло всего лишь несколько часов".


Подобное чувство испытывают все без исключения спелеологи, если не смотрят регулярно на часы, тем самым искусственно синхронизируя свои биочасы с земным временем современной цивилизации.


Вот один из примеров, описанный в [Норбер Кастере "Зов бездны"]:


«Однажды, в ноябре 1951 года в подземельях Юры внезапным потоком воды были блокированы 7 человек. Поток унес и поглотил шестерых из них. И только доктор Мерей, судорожно уцепившись за каменный выступ, прижав голову к низкому своду и погрузившись по шею в ледяную и мутную от грязи воду, никак не сдавался. Мерей не потерял хладнокровия, не испытывал галлюцинаций, он просто скрепя зубами терпел... И как только начался отлив, оцепеневший от холода и обессилевший исследователь, наконец, оторвался от спасительного выступа, добрался до выхода из грота и увидел дневной свет. Вызволение из лап смерти ошеломило его, но более всего поразила другая новость – его спасители сказали, что пытка водяным потоком для него длилась 27 часов. Ему же казалось, будто он находился в воде всего лишь несколько часов...»


Проводившиеся эксперименты по изучению времявосприятия человека в наших российских пещерах Сьяны и Никиты (Домодедовский район Подмосковья) показали аналогичные результаты, правда, со своими особенностями. Такие опыты по изменению внутреннего времявосприятия не раз проводились в 1996-99 годах среди начинающих поисковиков "Космопоиска", студентов МАИ и химкинских старшеклассников из аэрокосмического лицея N13. В экспериментах единовременно были задействованы группы по 16, 31 и 54 человека [1].


Вот как это происходило:


«Каждый раз у участников после инструктажа и отсева неподготовленных еще за несколько часов перед спуском отбирались (не насовсем) все наручные часы и раздавались листочки с карандашами. В определенные моменты все добровольцы без совещаний с соседями записывали свое мнение о том, который сейчас час.


Контрольные часы находились лишь у меня, и замеры начинались еще при первой перекличке в городе, затем в заказном автобусе, затем у входа и т.д. Никаких сравнений результатов или определения лучшего "живого хронометра" не допускалось, о результатах все узнавали только по выходу из пещер. Более 90% всех испытуемых до этого прежде никогда не бывали в пещерах и подземельях, естественно, что все они испытывали просто шквал новых в своей жизни ощущений, наша задача была лишь в том, чтобы оценить позже - как и насколько ощущения влияют на времявосприятие. Ну а для полноты ощущений иногда под конец подобных миссий, если только не начинались первые признаки предистеричного состояния у нервных клаусстрофобиков, мы иногда подбрасывали новичкам какую-нибудь ужасную новость (вроде той, о которой шла речь выше)...» [1]


Результаты исследований выявили конкретные моменты, когда у человека начинало резко искажаться времявосприятие. Стало напрямую ясно, что ощущение времени в критические для человека моменты напрямую зависит от способности человека активно либо пассивно противостоять возникающим трудностям, от пола человека и других факторов... [1]


Однако число мест, где происходят аналогичные смены времявосприятия у людей, вовсе не ограничены пещерами гор или подземельями. Помимо этих, к подобным ощущениям приводит и пребывание в храмах, на кладбищах, древних руинах (особенно в ночное время и/или в одиночестве).


Есть свидетельства того, что для человека по другому течет время при нахождении его в/на воде.


Здесь подразумевается не путешествие на теплоходе, лайнере, а одиночное пребывание непосредственно в водной среде (просто вплавь или на небольшой лодочке) и как можно дальше от берега, чтобы не было видно суши. Если подобные условия соблюсти, то можно наблюдать удивительные метаморфозы с времявосприятием – плавающие оценивают прошедший период времени как примерно вдвое более короткий. Это особенно хорошо подмечают заядлые рыболовы.


Таким образом, можно сказать, что способность человека ориентироваться во времени никак не связана с земными сутками и сменами дня и ночи. Еще великий физиолог-экспериментатор - И.П.Павлов когда-то пришел к выводу, к которому позже пришли и Л.Ляпик, Ю.П.Фролов и другие ученые, что "в основе отсчета времени в центральной нервной системе лежит смена возбуждения и торможения", которая является "самым основным часовым прибором" [2].


Эксперименты с людьми, добровольно помещенными в течение месяца в полную изоляцию от внешнего мира, показали, что распорядок питания, звуковой фон, окружающая обстановка были полностью произвольными и не зависели от реального времени. Но биологический ритм чередования сна и бодрствования смещался всегда в сторону удлинения. На сколько значительным было это удлинение, зависело от пола и возраста человека.


О чем все это может говорить?


Здесь можно выделить ряд возможных объяснений.


Первое – на степень время ощущения влияют генетические факторы, заложенные в человека.


Второе – на степень время ощущения влияют факторы силы гравитационного воздействия.


Третье – на степень время ощущения влияют факторы ускорения или замедления биологических процессов в организме (активное состояние или спокойное).


Если верно первое, то весьма вероятна возможность того, что Земля – это не Родина человека как вида. Есть много аргументов в пользу данного обстоятельства, к числу которых, помимо не родных суток (для человека биологические сутки не равны земным), относится полная неприспособленность для существования в этом мире, если отбросить силу человеческого интеллекта.


Степень воздействия второго фактора весьма значительна, причем не только на человека.


Из тех же экспериментов с длительной изоляцией людей, удалось однозначно выявить, что менструальные циклы у женщин не зависят от ротации сна и их активности.


Это может говорить о том, что только смена Лунных фаз, гравитационное влияние которых невозможно исключить никак, влияет каким-то образом на смену циклов у женщин. Отсюда им, наверное, и было дано соответствующее название – месячные.


Гравитация влияет и на другие живые существа на Земле. У всех животных и растений есть чувство ориентации – способность ощущать правильно направление земного притяжения. Благодаря этой способности животные могут сохранять баланс своего тела, а растения расти строго в противоположном силе тяжести направлении (к солнцу).


Способность человека ощущать скорость течения времени показала несоответствие обобщающего понятия времени для всего и вся, положенного сначала астрономами, а затем и физиками.


Согласно общепринятым понятиям, эталоном измерения скорости течения времени являются показания атомных часов, идущих по КВАНТОВЫМ СТАНДАРТАМ ЧАСТОТЫ. «Они представляют из себя устройства для точного измерения частоты излучения при квантовых переходах (в СВЧ- и оптических спектрах) атомов, ионов или молекул из одного состояния в другое. В пассивных квантовых стандартах частот, используются частоты спектральных линий поглощения (цезиевая атомно-лучевая трубка), а в активных - вынужденное испускание фотонов (квантовые стандарты частоты на пучке молекул аммиака, атомов водорода). Стабильность частоты атомно-лучевого квантового стандарта частоты, достигает 10-14. Квантовые стандарты частоты используются в навигации и службе времени в качестве эталонов частоты (времени)».


Сами КВАНТОВЫЕ ЧАСЫ (атомные часы), - «устройства для измерения времени, содержащие кварцевый генератор, управляемый стандартом частоты. Роль "маятника" в квантовых часах играют атомы. Частота излучения атомов при переходе их с одного уровня энергии на другой регулирует ход квантовых часов…»


Таким образом, мы все дружно взяли и подстроились под некую скорость течения процессов, идущих при квантовых переходах атомов из одного состояния в другое. Данный эталон применили ко всем телам и явлениям природы, считая скорость течения времени одной и той же для всех других идущих процессов. Но так ли на самом деле? [3]


Все люди, животные и растения каждой особи живут неодинаковый срок. Они все и стареют с разной скоростью. А ведь живут все вместе на одной планете – Земля, где согласно ученым, скорость течения времени можно считать постоянной.


Другое дело, если рассматривать зависимость скорости течения времени от гравитации и ускорения. Относительность времени, открытая Альбертом Эйнштейном в начале 20 века, в этом смысле реальна и подтверждается на практике. Но почему мы зациклились на механике и гравитации?


Почему мы завидуем исполинским черепахам, живущим при оптимальных условиях свыше 100 лет, завидуем деревьям, некоторые виды которых (например, тисс ягодный) живут тысячи лет, и в тоже время, сочувствуем насекомым, некоторые особи которых живут всего один летний сезон. А стоит ли это делать? [4]


Ведь все эти цифры – это измерения согласно скорости течения физических процессов атомного мира, в частности частота излучения атомов цезия. А много ли в нас с Вами содержится цезия?


Вот, для простоты сравнения, процентное содержание основных химических элементов в организме человека:


Кислород – 65%, Углерод – 18%, Водород – 10%, Азот – 3%, все остальное меньше 1%. Как видите, Цезием здесь и не пахнет.


Биологические часы, которые определяют срок жизни каждого живого существа на Земле, у каждого идут по своему, со своей скоростью.


Например, скорость реакции комнатной мухи в 10 раз превышает скорость реакции человека. Когда мы заносим над ней рукой свернутую газету и со всей нашей быстротой пытаемся ее шлепнуть, ей видно, что некое существо плавно что-то опускает на нее, создавая ей угрозу. Муха успевает сориентироваться, что есть угроза, откуда она исходит и куда ей лучше отлетать для сохранения жизни, после чего поднимается в воздух и улетает, делая десятки взмахов крыльями в секунду. При этом чаще всего избегает удара.


Таким образом, она успевает за свой короткий период жизни познать в десятки раз больше, чем человек, за этот же период времени. То есть она успевает зафиксировать в десятки раз больше событий и интервалов между процессами. Для мухи, один световой день длится примерно один наш месяц. [3]


С черепахой все по-другому. Она живет дольше человека. Но скорость ее реакции в 2-3 раза меньше, чем у человека. Для нее, прошедший пешком мимо человек, пролетает с такой скоростью, будто он проехал на мотоцикле со скоростью 50 км/ч. Тем самым, за свою жизнь черепаха видит и познает в 2-3 раза меньше, чем человек.


Подобная картина характерна и для деревьев-долгожителей. Чем медленнее растет дерево, тем дольше оно живет. Если срубить дерево, то верхняя часть кроны умрет не сразу, а иногда даже через неделю-две. Помимо этого, у дерева есть еще периоды спячки, в то время, когда мы активны.


Понятие времени на самом деле намного шире, чем мы его себе представляем. Чтобы оценить скорость течения времени по эталонам частоты в каждой конкретной точке пространства – это одно. Чтобы оценить скорость течения времени для каждого конкретного индивидуума – это другое.


По видимому, есть нечто обобщающее между этими, и еще другими понятиями «времени», которые характеризуют иные идущие процессы.


Под другими процессами, кроме механики, гравитации и биологических, следует понимать: скорость течения химических реакций, которые очень часто зависят от катализатора, ускоряющего эти процессы; силы и процессы электромагнитных полей; электродинамика; квантовые поля; и еще масса тех, о которых мы до сих пор ничего не знаем. [3]


Все известные неравномерности в оценке человеком скорости изменения времени психологи объясняют особенностями человеческой психики: чем больше мы спешим куда-либо, тем быстрее «летит время»; чем скучнее дело, которым мы заняты, тем медленнее оно тянется.


Это уже влияние третьего фактора, упомянутого ранее (ускорения или замедления биологических процессов в организме).


Психология объясняет часть таких явлений, которые происходят с нами в будничной обстановке.


Но есть существующие документированные свидетельства, объяснить которые особенностями психики невозможно. В них люди не просто голословно утверждали, что их субъективное время сильно ускорялось, а внешнее (земное время) - замедлялось. Ими были описаны увиденные явления, подтвердить которые могла бы только ускоренная киносъемка; всего за доли секунды они совершали в десятки и сотни раз больше работы, чем могли сделать люди с самой хорошей реакцией в обыденной жизни!.. Правда, самому «человеку-молнии» подобные быстрореактивные действия никогда не приносили удовольствия, хотя часто и спасали их от неминуемой смерти.


Речь идет о людях рискованных профессий.


«В 1976 году экипаж летчика-испытателя Марины Лаврентьевны Попович во время полета на Ан-12 по маршруту "Москва-Горький-Ахтубинск" попал в крайне опасную ситуацию: внутри грузового отсека разгерметизировался топливный бак от МиГ-29, на пол разлилось около 4 тонн керосина. Самолет превратился в большую летающую бомбу, готовую взорваться от любой искры. И в этот момент Ан-12 попал в мощный грозовой фронт; яркие вспышки молний окружили беззащитный самолет буквально со всех сторон... В этот-то момент все 12 человек экипажа почувствовали, что их самолет как бы застыл в воздухе, время на борту вдруг замерло...» [1].


«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка Галлая, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени... Снизу в кабину пополз едкий сизый дым... Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограничено, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!" Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел... Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать - испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да - то сколько примерно раз. "Да раз десять, - был ответ, - наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды!.."» [1].


«Летом 1993 года во время воздушного парада на авиабазе Фейрфорд на западе Англии столкнулись в воздухе два истребителя МиГ-29 (почему-то в нашем расследовании марка этого самолета встречается гораздо чаще других). Пилотам для принятия решения и для действий по катапультированию времени осталось меньше мгновения ["РГ" 14.08.1993]. Однако оба - Сергей Тресвятский и Александр Бесчастный - использовали свое мгновение "до конца": оба остались живы и здоровы...» [1].


1989 год. По телевидению показали короткие для нас кадры (всего в 3-4 секунды), на которых у летящего на минимальной скорости на высоте 92 м вблизи зрительских трибун аэродрома Ля Бурже под Парижем, у нашего МиГ-29 вдруг отказывает двигатель (из-за попадания в него птицы), самолет клюет носом в землю, дает крен вправо, уходит в сторону от людей и взрывается на земле.


Времени у пилота для спасения самолета от падения на головы сотен зрителей не было так же, как и для спасения него самого. Летчик катапультировался в последнее мгновение и на высоте 16 м он все еще находился в кресле с нераскрытым парашютом. Данные события происходили, согласно показаниям "черного ящика", в 13 часов 44 минуты 00 секунд 8 июня 1989 года. Эта же запись впоследствии показала, что летчик-испытатель - Анатолий Квочур за секунду до катапультирования успел сделать так много операций по управлению неисправным самолетом, что в нормальной обстановке на это могли бы уйти минуты. А рассказ, который провел затем пилот, чтобы дать оценку и анализ своим действиям во время катастрофы, занял вообще несколько часов: "...Отчетливо увидел, как почему-то медленно стали сминаться, пошла гофром носовая часть фюзеляжа, как ударил огонь, но взрыва не слышал. Наверное, потому, что в эти секунды старался сгруппироваться, чтобы как-то смягчить неизбежный удар о землю... После взрыва самолета - кстати, он показался мне как бы растянутым во времени и беззвучным, как в немом кино, - ударная волна пошла в стороны и вверх. Она-то и развернула меня так, что ноги оказались вверху, и я довольно здорово приложился к земле спиной, на мгновение отключился, но сразу пришел в себя..."


Трагедия повторилась спустя ровно 10 лет и вновь на французском авиасалоне Ля Бурже, где разбился российский Су-30МК, из которого только в самый последний момент на такой же минимальной высоте успели выпрыгнуть оба наших пилота. Та же история с затянутыми ощущениями времени у пилотов повторилась снова.


У летчиков, работа которых сопряжена с большим риском, таких случаев была масса, в том числе и во время ведения ими воздушных боев.


И вообще ситуации на войне, где смерть преследует по пятам и может настигнуть в любой момент, аналогичные события происходят со всеми бойцами – участниками конфликта.


Но война, войной…, а случаи замедления времени были отмечены и водителями (и пассажирами) на автодорогах, при возникновении опасных аварийных ситуаций, а также при возникновении аварийных ситуаций на производствах.


«В 1973 году рабочий В.М.Медведев из Севастополя также видел в замедленном виде и описал во всех красках быстропротекающий процесс работы агрегата: "...Мы с братом сверлили отверстия диаметром 32 мм. Станок работал со скоростью 260 об/мин. В какой-то момент я вдруг увидел, как брат слегка коснулся сверла тыльной стороной правой руки. Сверло... приклеилось к рукавице и медленно-медленно стало ее наматывать. Брат попытался плечом надавить кнопку, но промахнулся. Сверло продолжало медленно вращаться и выворачивать ему руку... Я стою и все это спокойно наблюдаю. Потом медленно поднял руку и надавил на кнопку. Сразу ворвался шум и грохот цеха... Я еще подумал, что для того, чтобы оторвать руку на таком диаметре сверла, достаточно... максимум два оборота, а ведь, когда я нажал на кнопку, сверло повернулось примерно на 1/2, я это хорошо видел. Это заняло 1/8-1/9 секунды, а субъективно длилось секунд 25-30..."» [1].


И вообще, все подобные ощущения переживали те очевидцы, которые сталкивались с какими-либо кризисными ситуациями и реально осознавали их.


Все эти ситуации ассоциируются у нас с понятием «жизнь пролетела за мгновенье перед смертью». Действительно, в моменты, когда человеком осознается скорое наступление смерти, он успевает ускорить работу своего мозга (вероятно до значений, превышающих скорость реакции злосчастной мухи) и проанализировать многие события прошедшей жизни.


И это не случайно. Мозг, в периоды опасности и осознания возможной грозящей смерти, начинает ускоренно рыться в памяти, пытаясь найти нужную, аналогичную ситуацию из жизни, которая могла бы пригодиться человеку для того, чтобы попытаться справиться с этой опасностью.


Но это все относится к внутреннему ощущению времявосприятия человеком.


А ведь, в такие периоды кризиса, у человека помимо ускорения реакции появляется и сверхсила.


Сила человека возрастает не за счет увеличения силы мышц, а за счет того, что их работа происходит за меньший промежуток времени (увеличивается импульс силы, причем во столько же раз, во сколько растягивается время).


«При такой реакции организма становится понятным, почему, спасаясь от волков, люди иногда забираются вверх по совершенно гладким стволам деревьев; отчего, увидев хищника, можно с помощью всего одной руки забраться по голой сосне; что помогает на пожаре вытаскивать массивные вещи или выносить с поля боя "неподъемных" раненых...» [1].


Но были и особые случаи:


Например, после землетрясения под развалинами железобетонного панельного дома мать в безумии ищет своего ребенка. За несколько секунд, по оценке очевидцев, стоящих рядом, она перескакала подобно кузнечику вокруг всего развалившегося дома и под одной панелью нашла своего ребенка живым, но подающего крики боли под тяжестью навалившейся на него железобетонной плиты.


А дальше происходит совсем необычное!


Мать хватается за панель и, прикладывая молниеносное усилие, поднимает ее, весом в 1,5 тонны (!) и держит(!), пока ребенок не вылез!


В такого рода ситуации хрупкий организм человека в 60 кг, не столько приобретает силу сверхимпульса мышц, сколько концентрирует весь свой организм, который становится сверхупругим, подобно телу муравья, который способен поднять объекты в 10 раз больше своего веса.


Но эти свойства не всегда именно такого рода.


В стрессовых ситуациях, организм человека способен перестраиваться на такую форму, которая необходима ему для выхода из подобной ситуации живым.


Пример подобного я слышал от своего приятеля, который был свидетелем случая, произошедшего на производстве с одним работягой.


Он рассказывал:


«Когда он стоял с другими рабочими, что-то обсуждая, в это время, тот работяга работал на станке, электропровод питания к которому лежал на полу (как обычно, в нарушение техники безопасности). В какой-то момент, работяга отошел на пару шагов, чтобы положить готовую деталь и в это время задел ногой провод, натянув его одновременно так, что, видимо, контактное соединение его к станку частично оторвалось, но задело корпус станка и ток пошел на его основу.


Когда работяга подошел к станку и дотронулся до ручки, его тут же прошиб разряд.


А дальше было следующее.


Работяга за доли секунды осознал, что единственный его шанс спастись – это выключить питание самого провода в виде аварийной кнопки, расположенной сбоку от станка. Но чтобы до нее достать, нужно сделать пару шагов. При этом, током его правую руку держало очень крепко и продолжало трясти, поэтому он не мог сойти с места.


Но мой приятель видел, как работяга, рука которого тряслась и держалась за ручку станка, молниеносно вытянулся сделав шаг вбок и левой рукой сумел обогнуть станок сбоку и дотянуться до кнопки, выключив питание!


В последствие, они все вместе проверяли еще раз, как ему это удалось. Оказалось, что как не крутись, работяга держась правой рукой за ручку станка никак не дотягивался до кнопки сбоку. Ему не хватало около локтя (45 см) длины!»


Как видите, способность организма адекватно реагировать на стресс, относится к комплексному воздействию на тело в целом, а не только на времявосприятие.


Следовательно, говорить о том, что на биологические часы человека влияют только какой-либо из факторов: генетический, силы гравитационного воздействия или факторы ускорения или замедления биологических процессов в организме – это значит сказать ничего.


Все эти факторы, а также, вероятно, еще и другие, неизвестные или не упомянутые здесь, ответственны за ход времени, которое мы ощущаем. Поэтому, если ученые сумеют найти и обосновать такие особенности времявосприятия человеком, люди вплотную подойдут к пониманию биологических часов, как процесса.


Если удастся его разгадать, и окажется, что эти процессы можно регулировать искусственно, (например, в случае если часть свойств времявосприятия заложена на генетическом уровне), то это сулит нам огромные перспективы. Минимум что это даст – лечение бессонницы без применения каких-либо лекарственных препаратов, а максимум – значительное продление жизни. Не менее важными эти достижения окажутся в кардиологии и хирургии - для предсказания точного времени сердечного или астматического приступов. А использование этих возможностей в науке, позволит ученым лучше использовать систему собственного логического анализа полученной информации на уровне мозга. Это может повысить процент научных достижений при сокращении временных затрат.


Список литературы


Черноборов В. А. "ТАЙНЫ ВРЕМЕНИ".


Фролов Ю. "Физиологический анализ отсчета времени в центральной нервной системе животных и человека". Тезисы докладов физиологов в Москве-Ленинграде. М., 1939.


Мохов Е. В. "ВРЕМЯ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВРЕМЯ, МОЖНО ЛИ ЕГО ОСТАНОВИТЬ, ПОЧЕМУ ОНО ВСЕГДА ТЕЧЕТ В ОДНУ СТОРОНУ? МОЖНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ?"


Мохов Е. В. "В ЧЕМ СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ. ПОЧЕМУ МЫ ЖИВЕМ ТАК МАЛО?.."



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Россия в 1917 году 3
Реферат 3. Предыстория развития туризма
Реферат Целые числа - способы представления и хранения в ЭВМ, основные операции обращения с числами
Реферат Повышение прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО "Волгогазоаппарат"
Реферат Финансовый учет, его содержание и цели в условиях рыночной экономики
Реферат Маркетинговые исследования рынка ультразвукового обогревателя фирмы "Невотон"
Реферат Особливості оподаткування суб'єктів малого бізнесу
Реферат Модель процесса с помощью DFD
Реферат Правительство
Реферат Как и сколько тратить на рекламу?
Реферат 09-54-11 (4020133) Танк охладитель молока tcool d1510: 3600л
Реферат Россия в системе Международного разделения труда
Реферат Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права
Реферат HivAids Essay Research Paper HIVAIDS is an
Реферат Вклад специалистов АтлантНИРО и Запрыбпромразведки в изучение рельефа дна и донных осадков мирового океана