Ишманова Г. Д. аспирант кафедры политологии БГУ ДОВЕРИЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Динамика политической жизни нашего общества складывается из разнообразных проблемных ситуаций, возникновения которых тем или иным образом связано с феноменом политического доверия.
Доверие это эмоционально окрашенное, устойчивое отношение людей к политическим институтам, руководителям, выражающееся в поддержке их, в отождествлении личности, определенной социальной группы с ними, в рассмотрении их как своих представителей. Оно может возникать как результат практического подтверждения соответствия деятельности политических институтов интересам массы, так и в следствии манипуляции сознанием.
Определяющим фактором при распределении благ и затрат в любой политической системе является власть. Любая политическая власть стремится создать и упрочить поддержку со стороны большинства народа, так как прежде всего от того, на сколько эта система опирается на поддержку и доверие народа зависит эффективность и стабильность политической системы. Доверие выступает здесь важным фактором законной власти, позволяющим фактически влиять на умы и поведение людей. Народ должен верить, что власть разделяет его идеалы и ценности. Поэтому правительство должно позаботиться о том, что бы закрепить в сознании масс представление, что именно ему они обязаны получением всех благ. Это достигается с помощью различных политических символов, таких как“демократия”, “равенство”, “свобода”и т. д... Когда такие символы прочно войдут в сознание народа и ассоциируются с его правами и благосостоянием, то доверие и поддержка правительству обеспечены.
Очевидно, что доверие может быть как завоевано, так и потеряно. Поэтому, что бы избежать постоянные угрозы беспорядков и хаоса, властям как минимум требуется стабильная гарантия признания и реализации принимаемых ими решений. На лицо чрезвычайно низкий уровень доверия основной массы населения политическим лидерам, сочетающийся с такими же низкими показателями собственной активности и политического участия. Одним из факторов распространения атмосферы недоверия является отсутствие полноценного диалога, взаимодействия между политической элитой и широкими слоями общественности. Поскольку в конечном счете уровень популярности нынешних политических лидеров определяется не реальными настроениями рядовых избирателей, а степенью совершенства политических технологий, используемых в борьбе за их голоса. Наиболее выраженные всплески доверия можно обнаружить, пожалуй, только в отношении отдельных политических лидеров. Все данные о росте и спаде уровня доверия к политическим деятелям, политическим лидерам свидетельствуют о пассивном ожидании сильного лидера, который бы мог переломить ситуацию. Так или иначе, но основным мобилизующим и консолидирующим моментом в политической сфере остаются именно политические фигуры, а не партии, политические движения.
Как показывают результаты последних социологических исследований, так и результаты нашего исследования*, наибольшим доверием среди населения на сегодняшний день пользуется В. В. Путин. Ему доверяют 28% опрошенных респондентов. Вторую позицию занимает Е. М. Примаков (25%), 16% опрошенных доверяют Г. А. Зюганову.
Постепенный рост уровня доверия населения В. Путину, видимо, свидетельствует о том, что в политическом пространстве начинает складываться иная ситуация. Власть впервые обращается к народу на прямую, без посредников в лице политической, интеллектуальной и прочей элиты. Стиль общения Путина с аудиторией более понятный. Он не говорит сложно и запутано о проблемах, а выдает их решение, простые и понятные. И в этом одна из важнейших составляющих его популярности.
Показательно и другое. Среди всех публичных политиков он занял позицию общенационального лидера. И не потому, что его назвал Ельцин, а в следствии всех тенденций развития социально-политической ситуации в стране за последние годы. На него уже работает вся система политических традиций и менталитета россиян.
Что касается результата ОВР и лично Примакова, то во многом он был предопределен так называемым“административным ресурсом”. Ни технологически, ни идеологически ресурсы не могут противостоять ему. Именно административный ресурс позволяет привлекать максимум материальных, коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, которые и предопределяют победу. Политических сил, которые могли сравняться по своим возможностям с кандидатами и блоками, имевшими поддержку республиканских органов власти просто нет. Именно поэтому проиграли и коммунисты и все остальные кандидаты, которые выступали с оппозиционных позиций.
Что касается Г. Зюганова, то следует заметить, что его личный рейтинг последние годы ниже, чем у партии. От части это объясняется тем. Что политики типа Зюганова уходят в прошлое. Они останутся в этих безумных десяти годах. Они все из ельцинской эпохи, из которых выберутся единицы. И видно, что на смену идет совершенно новое, жесткое поколение, которое уже привыкло вставать, когда делает обращение к избирателям. В этом как раз и есть залог того, что рано или поздно мы все таки приучим политиков обращать внимание на себя. Среди политических же институтов наибольшим доверием пользуется президент Республики Башкортостан. По мнению 63% опрошенных респондентов именно президент сегодня больше влияет на социальную, экономическую и политическую ситуацию в республике. Вторую позицию занимают местные руководители (33%), третью органы республиканской исполнительной власти и управления (правительство Республики Башкортостан . администрация президента Республики Башкортостан ) (24%), четвертую позицию органы власти России (президент, дума, правительство) (22%). И еще один важный момент, 18% опрошенных полагают, что сегодня больше всего на социальную, экономическую и политическую ситуацию влияют криминальные структуры. Представляется совершенно очевидным, что во властные структуры всех уровней упорно рвется криминал. А все потому, что у нас участвовать в выборах может и человек, находящийся под следствием, и прибывающий в розыске, и скрывающийся за границей. Главное был бы старше 21 года.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в последнее время возросла доля опрошенных, которые не доверяют ни одному из ныне действующих политических лидеров. По данным опроса это 17% респондентов.
Представляется совершенно очевидным, что данное недоверие связано прежде всего с крушение иллюзий и надежд на быстрые перемены.
Таким образом, доверие, являясь обязательным элементом легитимности, выступает как необходимый фактор функционирования политической системы, обеспечивающий ее стабильность и эффективность управления. ___________________
* Исследование было проведено автором в ноябре 1999 года. Выборочная совокупность составила 500 человек.