Московский Государственный Педагогический Университет Географический факультет Р Е Ф Е Р А Т Музей-заповедник “КОЛОМЕНСКОЕ” Студентки 1 курса 3гр. 6 п/гр Фурсовой Ирины Москва 1998г.
Государственный музей-заповедник “Коломенское” был основан в 1924году на месте старинной загородной усадьбы великих русских князей и царей. На относительно небольшой территории расположен единственный в своем роде комплекс памятников истории, архитектуры, археологии, геологии и природы. Музей расположен на месте двух древних сел –Коломенское и Дьяково. В 19-м веке археологи обнаружили на территории Дьякова древнее городище середины 1-го тысячелетия до н. э. Раскопки показали, что жители его занимались охотой, рыболовством, изготовлением гончарных изделий. Эти находки дали название целой культуре-дьяковской.
Село Коломенское впервые упоминается в духовных грамотах Московского великого князя Ивана Калиты в 1336 и 1339 годах. Во второй половине 14-го в начале 15-го века село принадлежало внуку Ивана Калиты Серпуховскому князю Владимиру Андреевичу и после смерти его жены перешло к Московскому великому князю Василию Первому.
Однако существует и народное предание, которое относит основание села Коломенского к 1237году. В этом году полчища хана Батыя осадили и разрушили город Коломну. Уцелевшим жителям удалось бежать по льду Москвы-реки по направлению к Москве. И здесь, под Москвой, на высоком холме они основали поселение, которое в память о разрушенном городе назвали Коломенское. С селом Коломенским связаны многие страницы русской истории. Удобное расположение поселения на пересечении важнейших водных и сухопутных дорог к столице превращало его в хороший стратегический пункт в борьбе с внешними врагами. С севера село было ограждено болотными топями Нагатина, с юга оврагами, с востока Москвой-рекой.
В одном из списков “Сказания о Мамаевом побоище” (1380г. ) говорится, что после победы на Куликовом поле войска Дмитрия Донского останавливались в Коломенском до того, как торжественно вступили в столицу:
“Князь же великий прежде прииде в Коломенское село, и ту нача ждати брата своего князя Владимира”. “Люди черные” и “купцы - сурожане” торжественно встречали русских воинов хлебом-солью и мехами. С пребыванием в Коломенском Дмитрия Донского связана легенда о строительстве храма, памятника Куликовской битве, - церкви Георгия Победоносца. К сожалению, церковь не сохранилась. Свидетелями того времени стали гигантские древние дубы. И когда смотришь на них, то невольно удивляешься их могуществу и красоте. Куликовская битва 1380г. положила начало борьбе русского народа за освобождение Руси от ордынского ига. Но еще в течение двух веков село было свидетелем отражения набегов золотоордынских и крымских ханов на Москву. В конце 15-го начале 16-го века идет процесс образования мощного централизованного Русского государства, создания единой общерусской культуры. В столице и ряде городов работают итальянские и русские зодчие. Вырабатывается новый архитектурный тип шатрового каменного храма, который постепенно становится общенациональным.
Одним из первых шатровых храмов на Руси была церковь Вознесения, построенная в Коломенском в1532 году. Современный летописец отметил это выдающееся событие, воздав хвалу храму, какой не удостаивалось ни одно другое сооружение:
“Бе же та церковь велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преж сего в Руси”. (Львовская летопись под 7040 (1532)годом). По легенде, этот храм был заложен по велению Василия 3 либо в 1529г. как моленный о даровании сына- наследника престола, либо в 1530г. в честь рождения сына Ивана (в будущем Ивана Грозного) и освящен в 1532году. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Величественный столп храма, стремительно возносящийся ввысь, опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки.
Высота сооружения составляет 62метра, толщина стен-2, 5-3метра. Площадь церкви 8, 5/8, 5метров. Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись (типа росписи шатра собора Василия Блаженного в церкви Иоанна Предтечи в Дьякове). Отдельные детали внешнего оформления-пилястры с капителями, белокаменные бусы на шатре–говорят о знакомстве строителей с архитектурой итальянского Возрождения. А С. С. Подъяпольский предположил, что церковь Вознесения была построена итальянским зодчим Петроком Малым, приехавшим в Москву в 1528году.
Неподалеку от церкви Вознесения расположена ее современница, Георгиевская колокольня. Это небольшая круглая двухъярусная башня, завершенная маленькой главкой. Стены башни, украшенные ложными арками, пилястрами и кокошниками на основе ордерной системы, свидетельствуют о влиянии на старый тип башенной постройки новых принципов. Храм Вознесения и Георгиевская колокольня располагались за пределами Государева двора, занимавшего центральное место в Коломенской усадьбе. По мнению ряда исследователей, колокольня была построена в первой половине 16-го века на месте легендарного храма Георгия Победоносца. Это отчасти подтверждается недавними археологическими раскопками, в результате которых были найдены древние плиты кладбища 14-го-16-го веков. Другой памятник архитектуры 16-го века - церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - расположен в Дьякове. Пройти к церкви можно через Дьяковские южные ворота (Водовзводная башня), построенные в середине 17-го века. Ворота сделаны из большемерного кирпича и разделены на три прясла. В нижней части центрального прясла располагается сводчатый проезд. Сооружение завершается бочкообразной кровлей, крытой металлическим лемехом. В 70-х годах 17-го века мастер Петр Высоцкий установил в башне механизм подъема воды для нужд дворца. К сожалению, механизм не сохранился. Точная дата постройки церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи неизвестна. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царствование в 1547году, другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554году. Церковь представляет собой сложное сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Здание не имеет подклета, и столпы как бы стянуты вместе крытой галереей. Высота центрального столпа составляет 34, 5метра, его окружают массивные полуцилиндры. Декоративное оформление храма состоит из кокошников, филенок, пилястров, фронтончиков. В процессе реставрационных работ, завершенных в 1964году, зданию вернули его первоначальных облик.
В 1962году на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи (изображение круга со спиралями из кирпичиков), выполненной красным цветом. Значение ее до сих пор не раскрыто. По мнению ряда исследователей, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является прообразом Покровского собора на Красной площади.
В 16-ом веке основной задачей внешней политики Русского государства становится ликвидация крупнейших ханств - Казанского и Астраханского, вассалов Турецкой империи. В 1552году царь Иван Грозный во главе войска отправился на завоевание Казани. Его путь пролегал через Коломенское. Здесь же четыре года спустя он получил известие о взятии Астрахани. В декабре 1564года, перед отъездом Ивана Грозного в Александровскую слободу, царская семья пробыла две недели в Коломенском. Свидетель этого времени- клад серебряных монет, найденный у церкви Вознесения.
17-ый век современники называли “бунташным”. В 1601-1603годах страшный голод обрушился на страну. Усилился гнет землевладельцев. Дальнейшее закрепощение крестьян вызвало ряд крестьянских и городских восстаний, что привело к ослаблению государства. Именно в это время появляется самозванец Лжедмитрий 1, попытавшийся с помощью Польши захватить русский престол. Летом 1605года войска Лжедмитрия 1 остановились в Коломенском, где был построен маленький военный городок из шатров, огражденных стеной с четырьмя башнями и воротами. Захватив Москву, Лжедмитрий 1 недолго продержался у власти. Он был убит в 1606году восставшими москвичами. Пришедшее к власти правительство Василия Шуйского не принесло облегчения народу. Нараставшие социальные противоречия вылились в первую Крестьянскую войну под руководством И. И. Болотникова. И некоторые события этой войны связаны с Коломенским. Война охватила южные, юго-западные и центральные области государства. В конце октября 1606года войска Болотникова вошли в Коломенское. Началась осада Москвы. Отряды Болотникова состояли не только из городской бедноты, казаков и крестьян, но и из дворян, пытавшихся лишить движение антифеодальной направленности. В ноябре 1606года в разгар боев дворянские отряды перешли на сторону Шуйского. 2 декабря Болотников потерпел поражение и отошел в Коломенское.
Началась осада села царскими войсками. Лагерь восставших обстреливался “огненными ядрами”, которые тушили с помощью мокрых воловьих шкур. На территории Коломенского найдено много белокаменных и чугунных ядер того времени. Потерпев поражение под Москвой, войска Болотникова отошли к Калуге, а позже к Туле, где в течение четырех месяцев обороняли город и только после его затопления сложили оружие. Правительство жестоко расправилось с участниками Крестьянской войны. По словам голландского купца Исаака Массы, тысячи людей убивали дубинкой по голове и спускали под лед. Болотников был отправлен в Каргополь, ослеплен и утоплен. Поражение крестьянского восстания привело к еще большему закрепощению крестьян. В 1649году был принят новый свод законов “Соборное уложение”, который юридически оформил крепостное право. Усиление налогового гнета вызвало ряд крупных городских восстаний. События одного из них - Медного бунта, связаны с Коломенским. Пытаясь выбраться из экономического кризиса, правительство выпустило партию денег, серебряных по номиналу. На рынок поступило большое количество фальшивых монет, что привело к падению курса медных денег. Поднялись цены на товары и продукты питания. Об этом было сказано в “сказках”- сведениях с мест, собранных по наказу царя в начале 1662года: “…в прежних летех мочно было мастерскому человеку и с женою быти сыту алтынным хлебом, а ныне надобно на 26 алтын”. 25июля 1662года по всей Москве появились расклеенные “листы”, в которых обвинялись в измене бояре Милославские, окольничий Федор Ртищев и крупный “гость” Василий Шорин. Собралась пятитысячная толпа из посадских людей, стрельцов и бедноты, которая отправилась в Коломенское с требованием выдачи изменников, “и царь в том деле обещал учинить сыск и указ”. Поверив царским словам, люди отправились по домам. В это время в Москве восставшие грабили дворы купцов Василия Шорина и Семена Задорина. После этого они пошли в Коломенское, соединившись по дороге с теми, кто возвращался в город. Прибыв к дворцу, они вновь стали требовать выдачи изменников-бояр, угрожая и царю. К этому времени в Коломенское уже прибыли два стрелецких полка, которые получили приказ“тех людей бити и рубити до смерти и живых ловити”. Восстание было подавлено. “А им было противиться не уметь… начали бегать и топиться в Москву-реку и потопилося больше 100 человек, а пересечено и переловлено больши 4000 человек, и того же дни около того села повесили со 100 человек”. Так закончился медный бунт, предшествующий Крестьянской войне под руководством Степана Разина.
В 60-е годы 17-го века царь Алексей Михайлович, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, задумал строительство деревянного дворца в Коломенском. Строевой лес заготавливался в брянских, муромских, рязанских лесах, откуда зимой перевозился в Коломенское. 2 мая 1667года состоялась торжественная закладка дворца. Над созданием этого грандиозного сооружения трудились русские, белорусские и украинские мастера. Работами руководили стрелецкий плотник Иван Михайлов и плотницкий староста Семен Петров. Строительство основного комплекса продолжалось около года, а внутренняя отделка - в течение трех лет. Крупнейшие мастера Оружейной палаты Московского Кремля руководили работами по росписи: Иван Филатов, Симон Ушаков, Богдан Салтанов. “Предивною хитростию, пречюдною красотою в селе Коломенском новосозданный”дворец напоминал сказочный городок, и особенно был красив весной, когда вокруг цвели фруктовые сады. Дворец Ивана Грозного стал частью этого похожего на сказочный терем дворца, сверкающего позолотой и яркими красками, изукрашенного резьбой. Дорога в Коломенское проходила по берегу Москвы-реки, и уже при подьезде к селу можно было видеть прихотливые очертания теремов среди усыпанных белым цветом деревьев. Дворец состоял из 24 теремов, связанных между собой переходами. Во дворце было 270 комнат, освещенных множеством светлых больших окон. Отдельные постройки возвышались на 40-50метров. Главный фасад отсутствовал, и по мере обхода дворца вокруг открывались новые виды на терема. В центре располагались хоромы царицы, под двойными шатрами –покои царевичей и царевен. На восток выходили палаты царя с парадным Красным крыльцом, происходили встречи посольств, торжественные царские выходы. Сейчас местоположение царских палат можно определить по сохранившемуся челобитному столбику (солнечные часы). Помимо внутренней росписи, дворец был расписан снаружи. Цветные шатры и бочки в сочетании с позолоченными резными украшениями, лужеными оловянными гребнями и коньками кровель поражали современников живописным богатством. Поэт Симеон Полоцкий сравнивал дворец с восьмым чудом света: “Седмь чудес света древний мир читаше, осьмый див сей дом время имать наше”. Дворец простоял 100 лет и был разобран за ветхостью по приказу Екатерины 2 в 1768году. Перед разборкой были сняты чертежи фасадов, которые позволили сделать деревянные модели дворца. Первая модель дворца не сохранилась. Вторую модель выполнил знаменитый резчик Д. А. Смирнов в 1865-1868 годах. Она дает достаточно полное представление о дворце, но все же имеет ряд недостатков. Это неточность пропорций, отсутствие раскраски. Сейчасмодель дворца находится в музее “Коломенское”. К селу Коломенскому, насчитывавшему в это время 80 дворов, было приписано четыре приселка и девять деревень. Государева земля обрабатывалась крестьянами, которые выполняли ряд повинностей. Большое развитие получило садоводство. На территории хозяйства располагались восемь крупных садов, в которых росли не только плодовые деревья и кустарники, но и кедры, пихты, грецкий орех. Центром усадьбы 17-го века являлся Государев двор. Эта территория была отгорожена каменной и деревянной оградами с двумя въездами и хозяйственными воротами. На территории двора размещались хозяйственные каменные постройки, а в центре - деревянный дворец. В1649-1653годах на Государевом дворе была сооруженацерковь Казанской Богоматери, соединенная переходами с дворцом. Церковь была построена по типичной для 17-го века схеме: несколько грузный по пропорциям четверик, завершающийся пятиглавием, поднят на высокий подклет с арками и окружен во втором ярусе обходной галереей с двумя приделами. С севера к храму примыкает шатровая колокольня, вход с юга оформлен крыльцом с небольшим шатровым верхом. Роспись стен относится к 19-ому веку. В иконостасе церкви есть иконы 17-го века, среди которых следует отметить образ “Казанской Богоматери”.
В 17-м веке парадным въездом на Государев двор служили Передние (Красные) воротана востоке и Спасские ворота на западе. Над крышами ворот и служебных построек возвышались разнообразные шатры, бочки, чердачки, придававшие комплексу живописность и нарядность. Предполагается, что во втором ярусе ворот, в Органной палате, находился механизм “львова рыканья” работы Петра Высоцкого. Он приводил в движение механических львов, которые встречали въезжающих в ворота гостей грозным рычанием. В третьем ярусе был установлен часовой механизм также работы Петра Высоцкого, но он не сохранился. Сейчас здесь находится действующий механизм (вторая половина 19-го века), который отбивает время каждые 15 минут. Завершались ворота глухим побеленным шатром над часозвоней. Нарядность сооружению придавала двухцветная окраска и большой “указной круг” часового механизма на западной стороне, украшенный полихромной росписью. С северной стороны Передних ворот одновременно с ними были построены четыре Приказных палаты. Из них сохранились только две. Здесь размещалась канцелярия усадьбы. С южной стороны располагались Полковничьи палаты, где размещалась охрана. Музеем в настоящее время восстановлен интерьерПриказной платы по дошедшим до наших дней описям. В центре –стол, покрытый красным сукном, на нем лежат свитки грамот, книги древнерусского законодательства. Освещалось помещение шандалами, в которые вставлялись восковые и сальные свечи. На столе и лавках–разнообразные по форме сундучки, в которых хранились деловые бумаги. В окна вставлены подлинные слюдяные окончины. Пол устлан красной суконной тканью, таким же сукном были обиты стены. Потолок с зелеными карнизами был затянут побеленным холстом. Отапливалось помещение муравленой печью. Сейчас на ее месте восстановлена полихромная печь из Михаило– Архангельской церкви, находившейся в Москве в Немецкой слободе. К Полковничьим палатам примыкал комплекс хозяйственных построек Сытного двора. Он состоял из ледников, Поваренной палаты, Фряжских погребов, сушила, Уксусной (или Хлебной) и двух Клюшничьих палат. В Сытном дворе приготавливались напитки, хлеб. К хозяйственным постройкам также относился кормовой двор, остатки стен которого можно видеть у Спасских ворот. В нем хранились продовольственные припасы.
В Коломенском проходили приемы иностранных посольств, о чем свидетельствуют некоторые документы. Так, секретарь посольства римского императора Леопольда А. Лизек пишет о том, что 2 сентября 1675года во время представления посольства Алексею Михайловичу, маленький Петр неожиданно распахнул дверь и иноземцы увидели русскую царицу, следившую за приемом.
Петр 1 бывал в Коломенском неоднократно. В конце 17-го века Коломенское становится местом постоянных учений “потешных” войск и речных походов Петра 1. Здесь создавался прообраз будущей регулярной русской армии и флота. В 1694-1695годах на территории села Коломенское и соседнего с ним Кожухова были построены безымянный “городок” и пятиугольная крепость, укрепленная высоким валом и рвом. По углам крепости были сделаны бойницы и щиты, на валу расставлены рогатки, а вокруг “городка”–волчьи ямы. Наряду с сухопутными учениями проводились и водные походы, осуществлявшиеся на специально построенном судне. Поэтому не случайно, что после взятия Азова в 1696году и после Полтавской битвы в 1709году, русские войска останавливались в селе перед торжественным вступлением в Москву. В 1703году столица государства переносится из Москвы в Петербург. Значение Коломенского, как резиденции царей было утрачено, и усадьба постепенно начинает приходить в запустение. В начале 18-го века Петр 1 приказывает подвести каменные основания под деревянный дворец и восстановить здания в усадьбе. В 1767году Екатерина 2 принимает решение о строительстве нового дворца. Это было четырехэтажное сооружение к северу от церкви Вознесения, построенное в стиле раннего классицизма. Дворец просуществовал до 1812года и был разрушен наполеоновскими солдатами.
В 1825году архитектор Е. Д. Тюрин создает проект нового дворца в стиле ампир. Дворец состоял из главного здания и двух боковых флигелей. В цокольном этаже были установлены статуи. Но дворец плохо гармонировал с окружающими его памятниками древнерусской архитектуры. Дворец быстро разрушился и был снесен. В 1836году А. И. Штакеншнейдер создает проект коломенского дворца в псевдорусском стиле. Сооружение должно было состоять из огромного дворца, заключенного между двумя зданиями–близнецами: подлинной церковью Вознесения с южной стороны и ее точной копией, установленной у северного крыла дворца. Проект не был осуществлен и осталсяв чертежах и акварелях. Во второй половине 19-го века отдельные здания усадьбы приходят в ветхое состояние, постепенно разрушаются. После некоторых реставрационных работ, проведенных в 60-80-х годах, парк использовался для увеселений. Во время народных гуляний здесь проводились “медвежьи кулачные бои”. После Великой Октябрьской революции Коломенское было передано в ведение музейного отдела Главнауки Народного комиссариата просвещения. С 1923года в Коломенском создается музей под руководством архитектора П. Д. Барановского. Музей постоянно пополнялся материалами, собранными при раскопках на территории Коломенского.
П. Д. Барановский воплотил идею создания музея памятников деревянной архитектуры под открытым небом. В 1927году был установлен первый деревянный памятник–хозяйственная пристройка дворца Петра 1 из села Преображенского. В 1932году в Вознесенском саду устанавливают привезенную с берегов Белого моря постройкуПроездных (Святых) ворот Николо – Корельского монастыря. Они были построены в 1691-1692годах. Ворота представляют редкий образец сохранившегося деревянного крепостного сооружения 17-го века. Строгая монументальность ворот подчеркивается скромной по размеру и декоративному оформлению башней Братского острога, расположенной неподалеку. В Братском остроге в 1654году находился в заточении протопоп Аввакум. В 1934году в Коломенском восстанавливают домик Петра 1, перевезенный из Архангельска. Домик был построен в 1702году на острове Марков русскими и голландскими мастерами для временного пребывания Петра 1. Состоит домик из двух срубов, соединенных сенями, и прируба. В четырех комнатах и сенях расположена экспозиция гражданского интерьера начала 18-го века. Воссозданы кабинет, столовая, почивальня, гардеробная и чулан. В экспозиции использованы материалы по истории строительства и перевозки домика, мемориальные предметы петровского времени. В послевоенные годы началась большая работа по восстановлению музея. Эта работа продолжалась и в наше время и лишь недавно была практически завершена. Сейчас музей– заповедник Коломенское –одно из красивейших мест в Москве. Очаровав москвичей своим великолепием, заповедник продолжает покорять сердца туристов со всех уголков мира. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
М. Ильин, Т. Моисеева “Москва и Подмосковье”. Изд. Искусство. Москва, 1979г. Приложение к журналу “Юный механик”- “А почему? ”. №1/1994г. В. Е. Суздалев. “Коломенское - Государственный музей заповедник ХVI-XIX веков”. Изд. Московский рабочий. 1986г.
В реферате использованы фактические материалы, собранные на территории музея-заповедника “Коломенское”.