Реферат по предмету "Медицина"


Профилактика ультрафиолетовой недостаточности

“Профилактика ультрафиолетовой недостаточности у детей и подростков. ” Биологическое действие УФ-радиации.
Ультрафиолетовое излучение представляет собой электромагнитные колебания, которые являются коротковолновой частью светового излучения. Одна из его основных характеристик - длина волны (от 200 до 400 нм. ), кроме того существует деление на 3 группы, в зависимости от длины волн: 1) УФ-лучи группы А - 400-320 нм. 2) УФ-лучи группы В - 320-280 нм. 3) УФ-лучи группы С - 280-200 нм.
УФ- излучение обладает широким биологическим действием, проникая в ткани на глубину 0, 5 - 1, 0 мм, оно активно влияет на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, приводит к активации биохимических процессов и, таким образом, оказывает влияние на метаболизм клеток. Повышается скорость химических процессов в организме, что в свою очередь улучшает обменные и трофические процессы, ускоряется рост и регенерация тканей организма, повышается сопротивляемость инфекции, кроме того, улучшается физическая и умственная работоспособность. Под влиянием значительных доз УФ-лучей на коже возникает эритема , достигающая своего максимального развития через 18 - 20 часов. На месте которой к 7 - 9 дню возникает пигментация - загар. Процессы, происходящие при эритемообразовании лежат в основе обезболивающего, противовоспалительного, рассасывающего действия.
Специфическим биологическим действием УФ-излучения является образование эндогенного витамина D, которое происходит под в коже под влиянием небольших доз УФ-лучей группы А с длиной волны, равной 315-365 нм.
Дегидрохолестерин, находящийся в коже, превращается в витамин D3. Последний принимает участие в регуляции фосфорно- кальциевого обмена в организме. Важным свойством ультрафиолетовых лучей является бактерицидное действие. В его основе лежит непосредственное влияние этих лучей на микроорганизмы. При поглощении лучистой энергии в последних происходят сложные биохимические процессы, приводящие в конечном итоге к гибели микроорганизма. Говоря о биологическом действии ультрафиолетового излучения, необходимо напомнить и о его возможныхпобочных эффектах. Так, при одноразовом избыточном УФ-облучении возможно: возникновение фотохимического ожога, который проявляется в виде эритемы, волдырей, головной боли, возможна фотоофтальмия. При этом происходит усиление ПОЛ, что ведет к повреждению клеточных мембран и гибели клеток. обострение хронических заболеваний, таких как туберкулез, ревматизм и др. , т. к. при усилении образования меланина увеличивается потребность в незаменимых аминокислотах, витаминах, солях кальция, что неблагоприятно сказывается на течении хронического процесса.
при воздействии УФ-излучения группы С с длиной волны 200- 280 нм происходит инактивация холекальциферола в токсичные его производные.
При длительном воздействии избыточного УФ- излучения возможно: образование перикисных и эпоксидных веществ, обладающих мутагенным действием. индуцирование рака кожи. повышение фотосенсибилизации. возникновение у группы людей фотоаллергий.
возникновение солнечного удара и осложнений, с ним связанных. Искусственные источники УФ-радиации.
Существует несколько наиболее распространенных искусственных источников УФ-радиации, на основе которых и создаются приборы, используемые в медицине. Чаще всего используется аргоно-ртутно-кварцевая горелка типа ПРК. В практике используют ПРК-2, ПРК-7, ПРК-4. Возникающее УФ-излучение объясняется возбуждением атомов паров ртути, находящихся в горелке, при пропускании переменного тока.
Все большее значение приобретают лампы с избирательным излучением в определенной части спектра, т. к. они обладают более избирательным действием. Это, например, эритемная увиолевая лампа (ЭУВ), бактерицидная увиолевая лампа (БУВ). При работе этих ламп создается УФ-излучение с максимумом в спектральной линии = 313 нм. , которое создается слоем люминифора, который возбуждается коротковолновыми УФ-лучами, возникающими при ртутном разряде. Кроме того, используются ксеноновые лампы, с большим спектром УФ-излучения. Именно с применением данных ламп и горелок конструируются светооблучательные установки и фотарии, о которых будет рассказано ниже.
Показания и противопоказания к проведению УФ-облучения у детей и подростков.
Показания к проведению УФ-облучения у детей и подростков обширны. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Они делятся на местные и общие. К общим показаниям относятся:
профилактика солнечной недостаточности, а вместе с тем и гиповитаминоза. профилактика и лечение рахита.
профилактика понижения общей сопротивляемости организма в зимне- осенний период. профилактика возникновения инфекций.
профилактика понижения умственной и физической работоспособности.
К местным показаниям относитсяэритемотерапия при воспалительных заболеваниях внутренних органов, как , например: бронхит. гастрит. ревматизм. тонзиллит. ангина. бронхиальная астма.
При этом практически все авторы утверждают, что УФ-терапия наиболее эффективна именно в детском и подростковом периодах, в связи с тем, что метаболические процессы еще очень лабильны и не до конца сформированы.
Кроме этого УФ-облучение используется в хирургии, травматологии, дерматологии. К противопоказаниям при применении УФ-радиации относятся: злокачественные опухоли. склонность к кровотечениям. активный туберкулез легких. заболевания крови. кахексия. гипертиреоз. СКВ. натуральная оспа. недостаточность кровообращения I, II степени. Методы профилактики УФ-недостаточности.
При профилактике УФ-недостаточности могут быть использованы различные методы. Использование солнечной радиациикак естественного источника УФ-лучей достаточно эффективно, если время пребывания на улице достаточное. В детской практике используются солнечно-воздушные ванны, как элемент не только закаливания, но и проведения профилактики УФ-недостаточности. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.
В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо. Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра.
Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.
Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 - 20 мин, всего за лето не более 20 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С.
После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма. Кроме того используют прогулки, игры, экскурсии на свежем воздухе. Так для детей первого года жизни достаточно того, чтобы в зимнее время во время получасовых прогулок два раза в день, были открыты кисти рук и лицо, чтобы предупредить возникновение рахита. Но при использовании солнечной радиации необходимо соблюдать меры предосторожности, например, температура воздуха не должна быть слишком высокой, чтобы не было теплового удара, а также слишком низкой, чтобы не возникло переохлаждение и т. д.
Этого вполне достаточно, чтобы предотвратить возникновение УФ-недостаточности у здоровых детей, в районах с благоприятным климатом, но в некоторых регионах погодные условия не позволяют выполнять данные требования, кроме того детям с различными заболеваниями необходима дополнительное УФ-облучение. Искусственное ультрафиолетовое излучение, которое еще несколько лет назад широко применяли не только на Севере, но и в средней полосе в первую очередь с целью профилактики рахита, в настоящее время многие авторы либо не рекомендуют вообще назначать детям раннего возраста, либо использовать крайне осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.
В случаях необходимости используют искусственные источники УФ-радиации. Вне зависимости от конструкции прибора прежде всего необходимо определить биодозу облучения. Для этого используется метод индивидуальной чувствительности и прибор- биодозиметр. За одну биодозу принимают ту дозу УФ- облучения во времени, вызывающую минимальные явления эритемы. При применении приборов могут быть использованы общие и местные методики. При общем облучении обязательным условием является применение защитных очков из темного стекла. Облучатели устанавливают на уровне верхней трети бедра. На курс здоровым детям назначают 16-20 процедур, ежедневно или через день. Начинают с 1/8 биодозы и доводят к концу лечения до 3 биодоз. Детям, страдающим различными заболеваниями увеличивают количество процедур до 26-28 процедур и доводят облучение до 4 биодоз, проводя лечение ежедневно. Местную методику используют только при лечении различных заболеваний, а не для профилактики УФ-недостаточности, используют эритемные дозы облучения(1-8 биодоз), на расстоянии 50 см. от источника.
В настоящее время используют следующие светооблучательные установки: облучатель ртутно- кварцевый с горелкой ПРК-2, в зависимости от методики используется на расстоянии 0, 5-1, 0 м. Для индивидуального местного или общего излучения.
переносной ртутно-кварцевый облучатель с горелкой типа ПРК-4, который может быть использован как дома, так и в палате.
облучатель для носоглотки (используется только при лечении). лампы для коротковолнового УФ-облучения, с горелками ПРК-4 и длиной волны 254 нм. Используются на расстоянии 20-20 см. в течение 3-4 минут. бактерицидные облучатели с лампами типа БУВ и длиной волны 253. 7 нм. Они интересны тем, что могут быть встроены в помещениях, и за 8 часов непрерывной работы такого закрытого облучателя человек получает облучение равное одной биодозе.
Фотарии- это специальные помещения, в которых устанавливают лампу “Маяк”, с горелкой типа ПРК-7, они предназначены для проведения групповых облучений УФ-лучами искусственных источников. Возможно облучение 25-30 человек, которые стоят вокруг лампы на расстоянии 2. 5-3. 0 м. Биодозу они получают в течение 3-4 минут, половину времени облучают переднюю поверхность тела, потом -заднюю. При использовании в качестве источника лампы типа ПРК-2 можно одномоментно облучать 8-10 человек с расстояния 1. 5-2. 0 м. Различают коридорную и маячную систему фотариев, принципиально друг от друга не отличающихся. При использовании фотариев необходимо не только соблюдение радиационного режима с индивидуальным правильным подбором биодоз, но и определенные микроклиматические условия. Профилактика УФ-недостаточности в детских учереждениях проводится в фотариях 3 раза в неделю. Заключение.
УФ-излучение является очень важным природным фактором, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность организма и соответствующие рост и развитие в детском возрасте.
Очень важным в профилактике УФ-недостаточности является использование солнечной инсоляции, как естественного источника УФ-лучей, для чего необходима правильная организация режима дня детей и подростков. Следует свести к минимуму использование искусственных источников ультрафиолетового излучения с целью профилактики УФ-недостаточности, учитывая их возможное канцерогенное действие. Использование искусственных источников УФ-излучения допустимо лишь в случаях, когда имеет место значительная УФ-недостаточность при невозможности проведения солнечных ванн. Список используемой литературы:
Адо В. Л. “Патологическая физиология”, издательство Томского Государственного Университета, 1994 год, стр. 132
Капранова Е. И. "Закаливание детей раннего возраста", Русский медицинский журнал, №5 1997 год, стр. 5
Жилов Ю. Д. “Проблема искусственного светового и УФ-климата в гигиене детей и подростков”, автореферат, Москва, 1969 год.
Жилов Ю. Д. “Световой и УФ-климат в помещениях для детей и подростков”, Москва, Медицина, 1977 год, стр. 158
Кардашенко В. Н. “Гигиена детей и подростков”, Москва, Медицина, 1988 год, стр. 231
Петровский Б. В. “Популярная медицинская энциклопедия”, Ташкент, 1993 год, стр. 558
Сперанский А. П. “Учебное пособие по физиотерапии”, Москва, Медицина, 1975 год, стр. 171
Старина В. Л. “Закаливание детей”, Москва, Медицина, 1967 год, стр. 127


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ramayana Essay Research Paper Alexander Eisen 102000UGC
Реферат Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физичес
Реферат Облицовочные керамические материалы
Реферат Відновно-реконструктивні операції на товстій кишці після обструктивних резекцій типу Гартмана
Реферат отчёт по практике в Краснооктябрьском районе
Реферат Васильев Борис
Реферат Соотношение спроса и предложения. Ценообразование
Реферат Head Games Essay Research Paper Head Gamesby
Реферат Памятники монументального искусства города Краснодара
Реферат Требования к мониторам и работоспособность оператора ПК
Реферат Женская аудитория как объект рекламного воздействия
Реферат Ideas Of The Parthenon Essay Research Paper
Реферат Артикль и предлог как актуализаторы имени на материале греческого и русского языков
Реферат Trifles Essay Research Paper In Susan Glaspell
Реферат Freya Goddess Of Love Essay Research Paper