Реферат по предмету "Биология"


Биологические ритмы человека

Муниципальное образовательное учреждение


Оричевская средняя общеобразовательная школа №2


Биологические ритмы человека


Выполнила: Целищева Юлия


ученица 10 "а" кл.


Руководитель: Целищева


Елена Федоровна


педагог-психолог


Учитель: Суворова Галина


Леонидовна


пгт. Оричи, 2009 г



Содержание


Введение


1. Теоретическая часть

1.1 Исторические сведения


1.2 Индивидуальные биоритмы


1.3 Внутриклеточные биоритмы


1.4 Недельные биоритмы


1.5 Месячные биоритмы


1.6 Хрономедицина


2. Исследовательская часть

2.1 Тест на определение типа работоспособности


2.2 Биоритмотест


2.3 Штрих-тест


3. Результаты исследований


3.1 Результат определения типа работоспособности


3.2 Результат биоритмотеста


3.3 Результат штрих-теста


Выводы


Рекомендации


Литература


Приложения


Введение


Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука – биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в нашем организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями.


Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.


Поэтому человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность.


Цель исследования

:
изучить особенности индивидуальных биоритмов для оптимизации работоспособности.


Задачи исследования

:


1) изучить теоретический материал по теме;


2) освоить правила, технику проведения и обработки результатов тестовых методик;


3) проанализировать полученные результаты исследований;


4) разработать рекомендации по оптимизации работоспособности.


Предмет исследования:

состояние и ритм работоспособности


Объект исследования

: подросток


Методы исследования:

штрихтест; самооценочный тест-опросник работоспособности; биоритмотест


Этапы исследования:


I-й этап – поисково-теоретический
(анализ литературы, изучение проблемы);


II-й этап – опытно-экспериментальный
(исследование по методикам);


III-й этап – заключительно-обобщающий
(систематизация материала, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций);


IV-й этап – презентационный
(подготовка презентации и защита проектной работы).



1. Теоретическая часть


1.1
Исторические сведения


Первые точные сведения об изменениях, происходящих в течение суток, месяца и года в организме самого человека были описаны задолго до нашей эры. В китайской рукописной "Книге перемен"уже достаточно подробно описаны изменения, происходящие в организме человека в течение суток, месяца, года и даже 12 летних периодов. За 300 лет до нашей эры греческие врачи обнаружили, что пульс человека в течение дня значительно изменяется.


Известный шведский ученый Карл Линней оригинальным и изящным способом убедил всех сомневающихся в существование биоритмов в живой природе. Он создал "живые часы", состоящие из разных цветов, вернее из цветов с разными суточными биоритмами. Эти "цветочные часы", вызывавшие восхищение современников, работали с приемлемой точностью (точность хода этих "живых часов" составляла 1 час). С 4 до 6 часов утра раскрывали свои бутоны цирконии, в 7 часов приходил черед колокольчиков, в 8 часов открывались ноготки… последними в 21 час показывали время бутоны горицвета, которые с удивительной точностью распускались именно в 9 часов вечера.


В 1797 году Сегуэн и Лавуазье пришли в выводу, что в случае снижения амплитуды суточных колебаний температуры тела человека или исчезновения (то есть сохранение постоянной температуры в течение суток) есть основания утверждать о нарушении здоровья этого человека. Примерно в это же время Христофор Гуфеланд высказал догадку, что в организме человека существуют "внутренние часы", ход которых определяется вращением Земли вокруг своей оси.


В 1887 году российский врач Г.А. Федоров в своей диссертационной работе "О влиянии времени дня на жизненную емкость легких и на силу вдоха и выдоха" впервые дал количественную характеристику одного из важнейших проявлений жизнедеятельности организма – дыхания на протяжении суток.


В 1893 году под руководством крупнейшего невропатолога и психиатра Росси В.М. Бехтерева была изучена скорость некоторых психических процессов здоровых людей на протяжении суток. Было обнаружено, что скорость этих реакций максимальна с 9 до 10 часов и с14 до 17 часов, а минимальна с 13 до 14 и с 19 до 20 часов.


Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что всем живым организмам, включая и человека, свойствен вполне определенный ритм обмена веществ, активности физиологических процессов и поведенческих реакций в течение суток, месяца, в разное время года и даже в течение более продолжительных интервалов.


1.2 Индивидуальные биоритмы


Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение, благодаря им развиваются опережающие реакции приспособления, вырабатываются адаптивные суточные, сезонные, годовые ритмы. Все в организме (каждый орган, клетка, состав крови, температура тела и т.д.) имеет свой собственный ритм, измеряющийся в секундах, часах, днях, неделях и даже годах.


Ученые выяснили что, высокий подъем работоспособности человека наблюдается с 8 до12 часов и с 17до 19 часов. В эти часы активизируются все функции организма, в то время как с 2 до 3 часов и с 13 до 15 часов они значительно снижаются. Это можно проследить по специальным методикам.


Известно, что люди с хорошо выраженными биоритмами быстрее адаптируются к изменяющимся условиям среды.


Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в организме человека, занимается особая наука – биоритмология.

Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а так же космическими влияниями. Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательное сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.


1.3 Внутриклеточные биоритмы


Биоритмы рассматриваются с клеточного уровня. Каждая клетка представляет собой самостоятельную функциональную единицу. Активность организма как целого слагается из активности и взаимодействия отдельных клеток. Содержимым клетки является протоплазма, в которой постоянно идут два противоположных процесса: анаболизм и катаболизм.


Анаболизм
– это биологический процесс, при котором простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, что приводит к построению новой протоплазмы, росту и накоплению энергии.


Катаболизм
– это противоположный анаболизму процесс расщепления сложных веществ на более простые, при этом ранее накопленная энергия освобождается и производится внешняя или внутренняя работа.


Анаболизм ведет к наращиванию протоплазмы, а катаболизм, наоборот – к уменьшению и ее деструктуризации. Но эти два процесса, сочетаясь, взаимно усиливают друг друга. Так, процессы распада клеточных структур стимулируют их последующий синтез, а чем больше сложных структур накапливается в протоплазме, тем активнее может идти последующее расщепление с высвобождением большого количества энергии. В этом случае наблюдается максимальная жизнедеятельность клетки, а, следовательно, всего организма в целом.


Существуют два основных фактора, угнетающие биоритмы клеток:


1. Несоблюдение ритма бодрствования и сна

. Рекомендуется отказаться от ночных смен и от противоестественного образа жизни.


Существует деление на "сов" и "жаворонков". "Совы" ведут противоестественный образ жизни, который разрушает согласованность ритма клеток с освещенностью в течение суток. Дело в том, что солнечная энергия (инфракрасное, фоновое, ультрафиолетовое, электромагнитное излучения, а также потоки других частиц) через повышение температуры тела, образование витаминов (например, витамин D образуется при освещении тела), ионизацию жидкостных сред организма и другие факторы усиливает биохимические реакции, что приводит к повышению активности организма. В темное время суток эта естественная подпитка отсутствует, к тому же ночью организм охлаждается, а большинство ферментов оптимально активны при температуре 37-38 0
С. Понижение температуры тела значительно снижает их активность, спазмируются сосуды. Только эти два фактора ухудшают переваривание принятой ночью или на ночь пищи, а также удаление из организма продуктов метаболизма. В результате такого образа жизни происходит сильнейшая зашлаковка организма.


2. Нарушение в заряженности частей тела человека

. Организм имеет свой собственный заряд. Ввиду того, что поверхность Земли заряжена и околоземные слои атмосферы имеют отрицательный заряд, ноги заряжаются отрицательно. Голова за счет дыхания положительно заряженным воздухом и контакта с ним приобретает положительный заряд. Но средний заряд туловища должен быть нейтральным. Эти показатели являются важнейшими при нормальной жизнедеятельности организма, что влияет на внутреннюю среду и биотоки. Ввиду того, что современный человек изолирован от Земли (обувь на электроизоляционной подошве, синтетическая одежда, искусственные половые покрытия, мебель из пластика и т.д.), подпитка организма отрицательными зарядами через ноги сильно затрудняется. В результате организм приобретает избыточный положительный заряд, который смещает внутреннюю среду в кислую сторону и ориентирует макромолекулы организма в пространстве в неблагоприятную для их функционирования сторону.


Данные факторы отрицательно влияют на протекание нормальных биоритмов на уровне клеток. Медикаментозно лечить эти расстройства неэффективно


1.4 Недельные биоритмы


Солнце испускает потоки заряженных частиц, которые называются солнечной плазмой. Солнечная плазма "тянет" за собой магнитное поле, которое образует межпланетное магнитное поле. Это поле, идущее от Солнца, имеет секторную структуру. Так, отрицательные частицы под его воздействием движутся к Солнцу, а положительные - наоборот. В результате этого плазма и плотность летящих от Солнца частиц систематически меняются. Так как Солнце вращается вокруг своей оси за 27 дней, то Земля, в среднем, пересекает различные сектора межпланетного магнитного поля в течение 7 дней. Через каждые 7 дней Земля оказывается то в положительном, то в отрицательном секторе этого поля. Все это отражается на магнитосфере Земли, от этого меняется и погода, происходят изменения pH внутренней среды на кислую и щелочную в организма человека. Кислая среда связана с активностью организма, а щелочная – с его пассивностью. Изменение внешнего магнитного поля ориентирует молекулы организма определенным образом, что сказывается на функциональном состоянии. Таким образом получается, что организм человека в течение 7 дней пребывает в фазе повышенной активности. Этому благоприятствуют кислая среда и повышенный приток плазмы от Солнца. Следующие 7 дней приходятся на угнетенную фазу, когда прибывают щелочная среды и пониженное поступление солнечной плазмы. На практике изменения секторов межпланетного магнитного поля ощущается в следующем:


o Одну неделю – повышенное настроение, легко даются физические и интеллектуальные нагрузки, легко переносится пищевое воздержание в течение 24-48 часов;


o Другую неделю труднее воздержаться от пищи, настроение подавленное, а физические нагрузки даются со "скрипом". Особенно не благоприятны дни, когда происходит смена одного сектора межпланетного поля на другой. В эти дни, чтобы помочь организму перестроиться, необходимо вести очень умеренную жизнь: физическая нагрузка должна быть легкая, еда небольшая по объему легко усваиваемая и т.д.


1.5 Месячные биоритмы


Современная наука нашла связи, посредствам которых луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли в дни новолуний и полнолуний меняются следующие физические параметры:


- влажность,


- атмосферное давление,


- температура,


- электрическое поле,


- магнитное поле


Небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм. Но если это происходит резко и сильно, а организм человека ослаблен, то это приводит к появлению разнообразных болезней.


Ученые считают, что лунный биологический цикл по своей значимости не уступает суточному при своем движении относительно Солнца Луна то приближается к нему, то удаляется. Возврат Луны в одно и то же положение космического пространства относительно Солнца происходит за 29,5 суток это называется "синодический" месяц – от лат. слова "сближение"



1.6 Хрономедицина


В современной медицине возникло новое направление – хрономедицина, которая изучает биоритмы различных заболеваний и разрабатывает методы эффективного воздействия на болезнь с их учетом. Ею уже выделены два основных положения:

1. Учитывая особенности биоритма болезни, больным назначают прием лекарств и физиотерапевтических процедур в период наибольшей активности больных органов. Это позволяет достигать извлечения гораздо меньшими дозами лекарственных средств, что приводит и к снижению побочных эффектов химиотерапии.

2. Больному вводят лекарства или выполняют физиотерапевтические процедуры за некоторое время до обострения болезни. Например, проведение сеанса накапливания углекислоты до наступления астматического приступа может вообще ликвидировать его.


Ученые к настоящему времени обнаружили у человека более трехсот ритмически меняющихся функций в течение 24 часов.


Подмечено следующее:


- Солнечная
погода оказывает на организм человека возбуждающий, тонизирующий эффект, который наиболее выражен при видимом восходе Солнца.


- Зимой в солнечную погоду происходит сочетание светового и холодового возбуждения, усиленное отражением солнечного света от снежного покрова и легким ветром.


- Сырой, пасмурный
день действует успокаивающе.


- Густая низкая облачность
несколько угнетает. Облака, грозовые разряды действуют угнетающе на нервную систему.


- Морозная сырая погода, шторм способствует депрессии.


Из вышеуказанной связи лунно-земных влияний вытекает наиглавнейший закон оздоровления: "Соблюдай ритмы природы и согласуй свою деятельность с ними".


2. Исследовательская часть


Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие - в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют. Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.


Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности, так считают хронобиологи.


Для определения индивидуального биоритма человека, существуют тесты.


2.1 Тест на определение типа работоспособности


Оборудование: таблица самооценки (Приложение 1).


Ответив на вопросы теста, выбирая подходящие ответы на поставленные вопросы и подсчитывая баллы, можно определить тип работоспособности.


По набранной сумме баллов можно определить тип работоспособности:


· свыше 92 баллов – четко выраженный утренний тип;


· 77-91 балл – слабо выраженный утренний тип;


· 58-76 баллов– аритмичный тип;


· 42-57баллов – слабо выраженный вечерний тип;


· ниже 41балла – четко выраженный вечерний тип.


2.2 Биоритмотест


Для данного исследования необходимо каждый день в течение лунного месяца, в одно и тоже время, отвечать на вопросы таблицы №1 (Приложение 2). Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром, днем и вечером.


На вопрос: "Как вам спалось прошлой ночью?" предусматривает два критерия оценки – положительный (количество) и глубина (качество) сна. Необходимо оценить оба критерия по семибалльной шкале (+3,+2, +1, 0, -1, -2, -3) и в клеточку, обозначающую день месяца, внести соответствующее число красных кружков, если оценка положительная (+1, +2, +3) или синих, если оценка отрицательная (-1, -2, -3). При отсутствии определенного ответа клеточку оставлять пустой. Ежедневно баллы суммируются, подводится итог, затем строится кривая. (Приложение 3).(Приложение 4).


2.3 Штрих-тест


Для того, чтобы проверить результаты самооценки своего состояния, проводят контрольные испытания с помощью штрихтеста.


Испытуемый в максимально быстром темпе на чистом листе бумаги шариковой ручкой в одну или несколько строчек чертят, возможно, большее количество вертикально не совпадающих линий высотой около сантиметра. Подсчитывается число штрихов, сделанное за 30 секунд. Поскольку в течение дня работоспособность меняется, лучше получить усредненное значение выполнения штрихтеста. Оптимально – выполнять этот тест каждые 2 часа. Первый контрольный срез проводится в 7 часов, а последний в 23 часа.


По выполнению данного теста строится кривая. (Приложение 5).


3. Результаты исследований


3.1 Результат исследования определения типа работоспособности


Таблица ответов























































































№ п/п Баллы
1 2 3 4 5
1 ´
2 ´
3 ´
4 ´
5 ´
6 ´
7 ´
8 ´
9 ´
10 ´
11 ´
12 ´
13 ´
14 ´
15 ´
16 ´
17 ´
18 ´
19 ´
20 ´
21 ´
22 ´
23 ´
Сумма баллов 39 32 10
Общая сумма баллов 81

В результате исследования по данному тесту

общая сумма набранных баллов равна 81, что соответствует слабо выраженному утреннему типу. Для достижения оптимальных результатов в умственной и физической работе больше подходит время с 9 часов и до 12 часов. (Приложение 2)


3.2 Результат исследования по биоритмотесту


В результате исследования

обнаружено, что в первой половине лунного месяца (с 1 по 11 лунные сутки) наблюдается неустойчивость биоритмов в организме, что отражается на общем самочувствии (значительные перепады настроения, психической и физической активности). Вторая половина лунного месяца (с 12 по 26 лунные сутки) более устойчивая в биоритмах, соответственно и общее самочувствие более ровное (нет резких перепадов настроения, психической и физической активности).


3.3 Результаты исследования по штрих-тесту


В результате проведенного теста
определено время наивысшей работоспособности (с 10.00 до 12.00 часов), период утомляемости наступает в районе 15.00 часов. Во второй половине дня пик работоспособности приходится на период с 15.00 до 19.00 часов, период утомления наступает с 20.00 часов. (Приложение 5)



Выводы


В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека, т.к. психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей и учет индивидуальных биоритмов помогут оптимизировать работоспособность.


В результате проведенных исследований определен тип работоспособности; выявлены часы максимальной и минимальной активности в течение суток; действие лунно-земных связей на организм человека в течение лунных суток.


Таким образом, учет индивидуальных биоритмов поможет правильно организовать, как режим дня, так и различные режимы деятельности в течение лунных суток для оптимальной психической и физической активности.



Рекомендации


Для выравнивания внутриклеточных биоритмов необходимо поступать следующим образом.


1. Свято соблюдать ритм бодрствования и сна.

Вовремя ложиться спать, а на рассвете просыпаться. Умеренная физическая нагрузка в течение дня будет дополнительно стимулировать внутриклеточные процессы распада синтеза – основы существования жизни.


2. Регулировать в течение дня общий заряд организма

. Для этого надо меньше лежать днем, ибо в человеческом организме хорошая циркуляция энергетики возможна в вертикальном положении. В горизонтальном положении заряд располагается совсем по-другому, нарушается разность потенциалов между подошвами ног и головой.


3. Чтобы самостоятельно подобрать для себя ритм активной и пассивной недели, надо внимательно проследить за колебаниями своего настроениями, физической и интеллектуальной активности. Для этого в течение 1-2 месяцев ведите дневник куда записывайте свои физические нагрузки, как они вам даются, колебания настроения и т.д. Проанализировав эти показания, вы увидите, что они меняются. Там, где вы более активны, - вам помогает межпланетное поле магнитной "подкачкой", и наоборот.



Литература


индивидуальный внутриклеточный космический биоритм работоспособность


1. Ахиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции.- М., 1990.


2. Дорохов А. Про тебя самого. М., 1989.


3. Иванов В.И. Управление самочувствием. – М.: Аграф, 1996.


4. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД "Весь", 2001. С. 8-76.


5. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: "5 за знания"; СПб.: ООО "Виктория плюс", 2006. С. 52-60.


Приложение 1


Вопросник


1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?


























Часы зимой Часы летом Баллы
5.00-6.45 4.00-5.45 5
6.46-8.15 5.46-7.15 4
8.16-10.45 7.16-9.45 3
10.46-12.00 9.46-11.00 2
12.01-13.00 11.01-12.00 1

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?


























Часы зимой Часы летом Баллы
20.00-20.45 21.00-21.45 5
20.46-21.30 21.46-22.30 4
21.31-00.15 22.31-1.15 3
00.16-1.30 1.16-2.30 2
1.31-3.00 2.31-4.00 1

3. Нужен ли вам будильник, если утром вы должны встать в строго определенное время?
















Баллы
Совершенно не нужен 4
В отдельных случаях нужен 3
Нужен почти всегда 2
Не могу обойтись без будильника 1


4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
















Баллы
Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать. 4
Была бы некоторая польза. 3
Работа была бы достаточно эффективной. 2
Работа была бы высокоэффективной. 1

5. Легко ли вы встаете утром?
















Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
















Баллы
Не чувствую: очень большая сонливость 1
Чувствую небольшую сонливость 2
Довольно ясная голова 3
Полная ясность мыслей 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
















Баллы
Аппетита совершенно нет 1
Аппетит снижен 2
Довольно хороший аппетит 3
Прекрасный аппетит 4


8. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
















Баллы
Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать. 1
Была бы некоторая польза. 2
Работа была бы достаточно эффективной. 3
Работа была бы высокоэффективной. 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
















Баллы
Большая вялость (вплоть до полной разбитости) 1
Небольшая вялость 2
Не чувствую усталости 3
Чувствую себя бодрым и отдохнувшим 4

10. Если вам нужно идти на работу на следующий день, когда вы ляжете спать?













Баллы
Не позже, чем обычно 4
Позже на 1 час и меньше 3
На 1-2 часа позже 2

11. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
















Баллы
Очень трудно 1
Довольно трудно 2
Довольно легко 3
Очень легко 4


12. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью занятий физической культурой. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу два раза в неделю, лучшее время для вашего друга с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?














В то время я бы находился в хорошей форме 4
Я был бы довольно в хорошем состоянии 3
Мне было бы трудно 2
Мне было бы очень трудно 1

13. В какое время вечером вы чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?




















Часы Баллы
20.00-21.00 5
21.01-22.15 4
22.16-00.45 3
00.46-2.00 2
2.01-3.00 1

14. Для выполнения двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырех предлагаемых периодов времени вы выбрали бы, если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаниями?

















Часы Баллы
8.00-10.00 6
11.00-13.00 4
15.00-17.00 2
19.00-21.00 0

15. На сколько вы устаете к 23 часам?














Я очень устаю 5
Я заметно устаю 3
Я слегка устаю 2
Я совершенно не устаю 0


16. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. По какой из 4 предполагаемых схем вы будете себя вести?
















Баллы
Я проснусь в обычное время и больше не усну 4
Я проснусь в обычное время и буду дремать 3
Я проснусь в обычное время и снова засну 2
Я проснусь позже, чем обычно 1

17. Вы должны дежурить ночью. Следующий день у вас свободен. Какой из 4 предлагаемых вариантов будет для вас наиболее приемлемым?
















Баллы
Спать я буду только после ночного дежурства 1
Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать 2
Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю 3
Я полностью высплюсь перед дежурством 4

18. Вы должны в течение 2 ч выполнить тяжелую физическую работу. Какое время вы выберите для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?




















Часы Баллы
5.00-6.45 5
6.46-7.45 4
7.46-9.45 3
9.46-10.45 2
10.46-12.00 1

19. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него – 22-23ч. на сколько подходит, судя по самочувствию, это время для вас?
















Баллы
Да, я был бы в хорошей форме 1
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме 2
Немного поздновато, я был бы в плохой форме 3
Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться 4

20. В котором часу вы вставали по утрам в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?




















Часы Баллы
5.00-6.45 5
6.46-7.45 4
7.46-9.45 3
9.46-10.45 2
10.46-12.00 1

21. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, у вас 5 часовой рабочий день (включая перерывы) и ваша работа интересна и удовлетворяет вас. Выберите отрезок времени, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.























Часы Баллы
00.01-5.00 1
5.01-8.00 5
8.01-10.00 4
10.01-16.00 3
16.01-21.00 2
21.01-00.00 1

Для оценки берется наиболее высокий балл


22. В какое время суток вы полностью достигаете "вершины" своей трудовой деятельности?























Часы Баллы
00.01-4.00 1
4.01-8.00 5
8.01-9.00 4
9.01-14.00 3
14.01-17.00 2
17.01-00.00 1


23. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа, так называемых "жаворонков" и "совах". К какому из этих типов вы относите себя?
















Баллы
Четко к утреннему ("жаворонок") 5
Скорее к утреннему, чем к вечернему 4
Скорее к вечернему, чем к утреннему 3
Четко к вечернему ("сова") 2

Подсчитайте сумму полученных баллов, определите ваш тип:


Свыше 92 – четко выраженный утренний тип;


77-91 – слабо выраженный утренний тип;


58-76 – аритмичный тип;


42-57 – слабо выраженный вечерний тип;


ниже 41 – четко выраженный вечерний тип


Приложение 2


Сводная таблица побиоритмотесту в течение лунного месяца




Приложение 3


Диаграмма по биоритмотесту





Приложение 4


Диаграмма общего самочувствия в течение лунного месяца





Приложение 5


Контрольный график по штрих-тесту




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.