Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых стран 1. Проблемы свободного предпринимательства
Наиболее острыми экономическими проблемами на современном этапе развития капиталистической экономики являются вопросы, связанные с недопущением господства монополий в различных сферах производства. Рыночная экономика является экономическим фундаментом развитого общества, поскольку в условиях свободы конкуренции возможно проявление и развитие творческого потенциала нации. Антиподом свободной конкуренции является монополии, которые склонны к установлению диктата в производстве, в распределении и обмене материальных благ, снижении творческого развития мелкого и среднего бизнеса. Жизнь подтвердила, что монополии вызывают нерациональное распределение ресурсов, замедляют темпы научно-технического прогресса, вызывают расслоение в доходах населения, представляют собой угрозу демократии вообще и политической демократии в частности.
Однако в обществе есть немало экономистов, которые защищают предпринимательскую монополию, выдвигая в ее оправдание следующие аргументы.
Фирмы, которые приобретают большую долю рынка в свое распоряжение, прелагают покупателю продукцию более высокого качества.
Монополия предпринимателей обладает большим весом своего производства на рынке, по мнению защитников такой монополии, делают эти монополии более конкурентоспособными на межотраслевом и международном уровне, поскольку в таких структурах имеется больше возможностей для использования прогрессивных технологий.
Однако государство оказывает самое непосредственное влияние на деятельность крупных производственных структур с помощью антитрестовых законов. Наиболее известны в этом отношении следующие законы антимонопольной направленности. Закон Шермана в США (1980 г. ) и закон Клейтона (1914 г. ) устанавливают следующее: “Любое соглашение, объединение или тайный сговор, имеющие целью ограничение торговли между несколькими штатами являются незаконными” и что любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать масштабную торговлю, виновно в совершении преступления.
Закон Клейтона конкретизирует некоторые положения закона Шермана, особенно в части ценообразования на сбываемую продукцию, где утверждается, что ценовая дискриминация, принудительное межкорпоративное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция. В том же направлении действуют законы о Федеральной торговой компании (1914 г. ) и закон Селлера-Кефовера (1950 г. ). Сложность соблюдения требований указанных законов заключается в том, что бывает очень трудно оценить отрасль как монополистическую по ее структуре или по поведению и по негативному влиянию на конкуренцию.
Антимонопольная направленность деятельности правительства развитых капиталистических стран проявляется также в отраслевом регулировании, смысл которого заключается в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий. В этом случае правительство вмешивается в регулирование цен и качества обслуживания. Законодательство, принятое во второй половине XX века в странах Запада, привело к дерегулированию в различных отраслях, таких как авиалинии, грузовых перевозок, других видов транспорта, банковского дела, телевизионного вещания и т. п. Дерегулирование авиакомпаний в США способствовало снижению тарифов и повышению эффективности данной отрасли, что принесло американскому обществу значительную экономическую выгоду.
Государство вмешивается не только в экономические процессы, но и все в большей степени оказывает воздействие на социальные процессы.
Социальное регулирование касается в первую очередь проблем безопасности условий труда, стандартизации качества продукции, уменьшения загрязнения окружающей среды, утверждения законов, способствующих развитию социального партнерства во всех сферах общественно-полезного труда в стране. 2. Отраслевое регулирование
Отраслевое регулирование в области сельскохозяйственного производства является важной и острой проблемой производств с развитой рыночной экономикой. Фермерская проблема на протяжении длительного исторического периода развития находилась в поле зрения интересов общества. В силу особых специфических условий развития сельского хозяйства, когда природные условия определяют в значительной мере эффективность производства сельскохозяйственной продукции, особенности людских ресурсов аграрного сектора, рыночная система оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем упования на закон стоимости и свободную конкуренцию. В этих условиях поддержка со стороны правительства является объективным требованием благополучного развития других отраслей производства, которые используют результаты труда сельскохозяйственного работника.
Первоначально правительство ориентировало развитие сельского хозяйства на такое формирование цен, которое обеспечивало бы так называемый паритет в ценообразовании. Эта концепция паритета цен предполагает, что отношение цен, по которым фермер продает свою продукцию, к ценам, по которым они покупают товары для своего производства, должны быть не только постоянными, но и обеспечивать соответствующую долю прибыли. Для сохранения этого паритета органы власти установили соответствующие уровни цен и скупали излишки продукции по минимальным ценам.
Использование минимальных, или поддерживаемых цен имеет ряд экономических последствий. К числу главных следует указать на такие, как: появление избыточной продукции; увеличение доходов фермеров; 3. увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию;
4. общество в целом получило увеличение поступления налогов (налог с продаж); 5. общество несет большие издержки связанные с хранением избыточных продуктов. Но это все в конечном счете оправдывает себя вследствие стабильного развития данной отрасли производства.
К числу проблем, которые занимают внимание государственных структур, следует отнести такую социальную задачу, как справедливое распределение доходов в обществе и борьба с неравенством жизненного уровня населения и бедность. Эти проблемы при неправильном ее разрешении из экономической может перерасти в социальную, а из социальной в политическую. Поэтому вопросы распределения и перераспределения доходов, проблема занятости и социального партнерства лежит в основе стабильного и эффективного развития экономики любой страны. 3. Проблемы рынка рабочей силы
Развитие рынка рабочей силы является наиболее актуальной социально-экономической задачей стран с высоким уровнем производительных сил общества. Этот вопрос по существу является ключевым в системе функционирования производственных отношений. Хотя на первый взгляд речь идет о занятости рабочей силы в различных отраслях народного хозяйства, по существу этот вопрос затрагивает все общество как с точки зрения наличия или отсутствия безработицы, так и с точки зрения уровня оплаты труда в самом производственном процессе, от чего зависит активность рабочих в повышении производительности труда, если вопрос оплаты решается в интересах двух взаимосвязанных между собой сторон— работодателя и рабочих. В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой среди наиболее острых проблем, связанных с рынком рабочей силы, выделяется три главные проблемы: профсоюзное движение и его влияние на уровень оплаты труда рабочих, и его влияние на производительность труда, преодоление дискриминации в оплате рабочей силы, проблемы иммиграции рабочей силы.
Существуют различные точки зрения по поводу того, позитивным или негативным является воздействие профсоюзов на эффективность производства. Одни утверждают, что влияние профсоюзов на производство может быть только отрицательное. Это подтверждается по их мнению тем, что:
причина сохранения численности рабочих независимо от потребности в ней ведет к росту издержек производства;
создает плохие предпосылки к потере национального продукта из-за забастовок; вследствие получения членами профсоюза преимуществ в оплате, формируется нерациональное размещение трудовых ресурсов по стране. Сторонники противоположной точки зрения считают:
благодаря настойчивым требованиям профсоюзов увеличить зарплату, предприниматели вынуждены ускорять применение более совершенной техники и технологии, что ведет к развитию научно-технического прогресса; профсоюзная солидарность способствует повышению производительности труда, уменьшается текучесть рабочей силы;
серьезные гарантии занятости, представляемые членам профсоюза, усиливают их готовность передавать свои производственные и профессиональные навыки рабочим с меньшим стажем работы.
Рынок рабочей силы испытывает на себе давление дискриминации в оплате труда по возрастному, национальному, расовому и половому признакам.
Дискриминация в оплате труда проявляется в том, что неграм и рабочим, принадлежащим к другим национальным меньшинствам, платят меньше чем белым, т. е. белым, выполняющим ту же самую работу. Практика дискриминации в оплате труда цветного населения находиться в противоречии с федеральным законодательством. Существует дискриминация при найме на работу, что проявляется в предоставлении работы белым. Часто негров последними берут на работу и первыми увольняют. Поэтому за последние 15-20 лет уровень безработицы среди негров примерно вдвое превышает этот уровень среди белых.
Дискриминация в сфере человеческого капитала предполагает меньшие затраты на обучение и повышение квалификации негров по сравнению с белыми. Дискриминация при выборе профессии означает, что представителям национальных меньшинств произвольно ограничивают или запрещают доступ к более престижным и высокооплачиваемым профессиям.
Все эти проблемы имеют в своей основе не только экономические, но и социальные корни открытого противопоставления интересов рабочих и работодателей, людей одной национальности—другой национальности, профессионализм одной группой лиц другой группе лиц и т. п.
Только в демократическом обществе, где все подчиняются законам своего общества, можно постепенно преодолевать имеющиеся различия и противоречия в интересах различных социальных слоев.
Действенным инструментом в этом направлении является идеология социального партнерства в трудовых отношениях. Список литературы
1. Нуриев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.
2. Долан, Эдвин Дж. , Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994. 3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука. 1996.
4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В. А. Исаева. М. Инфра-М. 1996.
5. Долан, Эдвин Дж. , Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994. 6. Сакс Дж. С. , Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 1996.
7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994. 8. Политическая экономия. Под ред. А. В. Сидоровича, Ф. М. Волкова. М. Издательство МГУ. 1994. часть 2.
9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.
10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва "Республика". 1995 г. 11. Е. Ф. Борисов, Ф. И. Волков. Основы экономической теории. "Высшая школа". М. , 1993 г.
12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства. Москва. "Международные отношения". 1993 г.
13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.
14. Агапова Т. А. , Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А. В. Сидоровича. М. : ИППК МГУ, 1996 г.
15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. "Международные отношения" 1995 г.
16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г.