Реферат по предмету "Литература"


Творчество Ч.Айтматова

Творчество Ч. Айтматова (краткий литературный обзор)
Чингиз Айтматов (род. в 1928 г. ) - одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах. Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: "Джамиля" (1957), "Тополек мой в красной косынке" (1961), "Первый учитель" (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: ".... в "Первом учителе" я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе.... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах". Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей -сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В. Панкин, что "уважать учителя - эта наука почему -то дается труднее других".
Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ( "Прощай, Гульсары! "), предания, мифы, легенды ("Белый пароход", "Пегий пес, бегущий краем моря"). От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений. Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч. Айтматова. "Джамиля", "Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель" - произведения первого этапа. Второй образуют повести "Материнское поле" (1963 г. ) и "Прощай, Гульсары! " (1966г. ). Третий же начинается с "Белого парохода" ( 1970 г. ). Это также "Ранние журавли", "Пегий пес, бегущий краем моря" и роман "Буранный полустанок". "Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям", - пишет исследователь творчества писателя Г. Грачев. Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести "Пегий пес, бегущий краем моря". Смысл ее в думах старика Органа: ".... перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров". Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману "Буранный полустанок" ( другое название "И дольше века длится день" ). Главное в романе это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.
Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выходит в свет "Плаха". Эта книга об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени - наркомании, и многом другом. По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Единство и различие методов изучения традиционной политической экономии и Экономикса
Реферат Что мы знаем об изобретателе маргарина Ипполите Мега-Мурье?
Реферат Законы XII таблиц - памятник права рабовладельческого Рима
Реферат Світова валютна система: історія розвитку та сучасний стан
Реферат Сказка как жанр фольклора
Реферат Лабораторная диагностика токсоплазмоза
Реферат Обучение аудиторов Система государственного финансового контроля
Реферат Определение усилия штамповки в открытых штампах
Реферат Ролевые игры как средство развития диалогических навыков у учащихся 3-го класса на уроках немецкого
Реферат Symbolism In Edgar Allan Poe S The
Реферат Argumentative Essay 2 Essay Research Paper Argumentative
Реферат Apple Computer 1992 Essay Research Paper Apple
Реферат Общественная благотворительность в России
Реферат Jacques Cousteau Essay Research Paper JacquesYves Cousteau
Реферат Работа социального педагога с семьей "группы риска"