Реферат по предмету "Литература"


Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

Роман А. Н. Толстого “Петр Первый” Шемякина Людмила 11 кл.
Роман А. Н. Толстого " Петр Первый " А. М. Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно венной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и др. Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет ровскую эпох, показать характер петровских преобразований. " На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А. Н. Толстой. - Я видел все пятна на его кам золе, - но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род ной страны. " Да, полно, - пишет он , хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как пола гают исследователи, с неприятием и непониманием А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.
В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской литературы на истори ческую тему стал "превосходный", по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого "Петр Первый".
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами. ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот ветствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро приятий, их историческую закономерность и необходимость. 3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА
"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории.... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника.... В моем романе центром является фигура Петра I. " Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори ческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа. Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов .... кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - ".... стали ду мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось" Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын , что Борис одна от них радость".
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия , - пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат.... Не живут торопятся.... В бездну катимся.... " Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: "Всю зиму были пытки и казни.... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей". Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре одолевать Петру на пути преобразования Руси.
Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх.
Большое место отведено в этой книге психологическим характе ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др. ) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.
В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой, - самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части. "
Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы. " Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе тербург.
Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом. Книга осталась, к сожалению, незавершенной.
" Человека, - писал А. Н. Толстой, - равно как исторический отрезок времени можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии". Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со старым.
В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад".
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине. А. С. Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей.... -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа". _


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.