Правда войны (по повести В. Некрасова “В окопах Сталинграда”)
Великая Отечественная война 1941—1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писателей входит тема патриотизма, литература вдохновляет на борьбу с врагом, правительству зачастую помогает держать фронт, простому народу — выжить. Пожалуй, одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне является повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”, представляющая собой дневниковые записи молодого бойца. Описание боев и воинского быта чередуются с размышлениями героя во время отдыха, перед боем, с воспоминаниями о довоенной жизни. Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от желторотого выпускника института к опытному командиру батальона. Но важнее, пожалуй, то, как через судьбы отдельных людей писатель раскрывает перед нами трагедию войны, принесшей горе всей нашей огромной стране. В. Некрасов впервые заговорил об этой трагедии правдивыми, откровенными словами. Конечно, для этого требовалось мужество, и Некрасов не побоялся сказать об ужасной правде войны, которую он рассматривает с разных точек зрения. Автор пишет о бесчеловечности войн как таковых. Подобно Л. Н. Толстому, Некрасов считает войну ненормальным явлением, противоестественным человеку состоянием. Вместе со своим героем автор переживает потрясение от увиденного: “Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее разрушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть”. Писатель осмысливает войну философски, он видит ее бесчеловечность, он видит людей, которые постепенно привыкают к этой бесчеловечности. С точки зрения В. Некрасова, нет ничего более страшного и гибельного, чем подобное привыкание. Война становится бытом для людей.
Есть в повести правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в огромном корпусе государственной машины. Некрасов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерянную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Это был протест не только против сталинских методов ведения войны, но и против сталинских комиссаров, внимательно наблюдавших за словами и поведением человека, а человек этот шел на смерть: “Не везет нашему полку. Каких-нибудь несчастных полтора месяца воюем, а вот уже нет ни людей, ни пушек. По два-три пулемета на батальон.... Необстрелянных, впервые попавших на фронт, нас перебрасывали с места на место, клали в оборону, снимали, передвигали, опять клали в оборону.... Мы терялись, пугались, пугали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке”. В. Некрасов против беспорядочности на войне: бездарность руководства стоит многих человеческих жизней, люди становятся “пушечным мясом”. Раскрывая подлинный облик войны, В. Некрасов не проходит и мимо народа, его роли в ней, отмечает восприимчивость простых солдат к чужой беде, их открытость, их думу о России: “Фронт отступает. У ворот стоят женщины —молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят”. Безысходность в душах людей, отчаяние в душе героя, которого длительное отступление заставляет серьезно задуматься над сложившейся ситуацией. Пожалуй, прав один из героев повести, инженер, который считал, что нельзя обольщаться рассуждениями о патриотизме: “Геройство геройством, а танки танками”.
Действительно, в годы Великой Отечественной войны на всем фронте русские люди проявляли чудеса героизма, но при умелой организации боевых операций, при своевременной поддержке, при заботе о людских жизнях многих смертей можно было избежать.
Анализируя правду войны Некрасова, можно уверенно сказать, что он был человеком-патриотом, который хотел быть “русским писателем” и “жить по совести”.