Реферат по предмету "Литература"


А.И. Куприн - "Поединок"

А. И. Куприн
26 августа (7 сентября) 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии в семье чиновника. 1890 год – окончив юнкерское училище, поступает в армию.
1894 год –оставляет военную службу, работает грузчиком, актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортёр и фельетонист. В ранних произведениях сочувственно рисует нужду бедняков (“Чудесный доктор”1897 год), трагическую участь артистки цирка (“ALLEZ! ” 1897 год), издевательства над солдатом (“Дознание” 1894 год, “Ночная смена 1899 год). Протест против порабощения личности содержится в повести “Молох” (1896 год). Куприн противопоставляет современной цивилизации естественную жизнь в общении с природой (“Олеся” 1898 год и “Чёрный туман” 1905 год).
Творчество Куприна отличается прежде всего своей яркостью и своеобразием среди произведений других писателей-реалистов того времени. Александр Иванович очень своеобразный писатель–он много путешествовал по всему миру, перепробовал множество профессий (от грузчика до управляющего имением), именно поэтому большинство его произведений так интересны читателям. 1905 год – вышла в свет повесть “Поединок”. 1907-1919 годы – выходят повести и рассказы.
В рассказах “Гамбринус” (1907 год), “Гранатовый браслет”(1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами (“Суламифь” 1908 год). Эти и другие его произведения (“Сны”, “Свадьба”, “Река жизни”, “Убийца”, “Бред”, “Обида”) были откликом на события первой русской революции. 1919 год – вынужден был эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве. “Поединок” “… трепещет и бьется пульс целой эпохи, рвущейся из мрака безличия и покорности– к свету…” (журнал “Правда”, 1905, сентябрь-октябрь).
Повесть “Поединок”принесла А. И. Куприну всероссийскую славу. Переведенный еще в рукописи на немецкий, французский, а затем на польский, шведский, итальянский языки, “Поединок” уже в 1905 году стал известен западноевропейскому читателю. Правдивое изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат вызвало огромный общественный резонанс. Картины“Поединка”словно отвечали на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы (разгром русского флота при Цусиме). Но проблематика“Поединка”выходит за рамки традиционной военной повести, потому что Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от душевного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Иными словами, смысл повести–в борьбе старого мира с новым. И пусть сегодня еще побеждают устои прошлого, загнивающего мира, но налицо и ростки нового, прогрессивного, позволяющего“…ощутить гнет окружающей жизни и искать из нее выхода”. (“Вестник и библиотека самообразования”, 1905, № 28). Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление двух героев, которым свойственно два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Отношение автора к ней двойственно, ему ближе“безрассудное благородство и благородное безволие”Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична. Ромашов– “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению после встречи с солдатом Хлебниковым, “униженным и оскорблённым”, в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает способность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то“доказать”окружающим. Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.
Образ же Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие“светозарной жизни”, предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств. И последнее“Прощайте” Назанского служит подтверждением этому. Эпилог повести достаточно суров – это дуэль, в результате которой главный герой погибает. Воздействие “Поединка”на умы и сердца современников определялось тем, что общественно-значительное содержание повести, ее передовые идеи были облечены в прекрасную художественную форму. Реализм картин повести Куприна, тонкость психологического анализа высоко ценил Л. Н. Толстой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.