РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ в.
Развитие образования. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 21 % в 1897 г. до 31% в 1917 г. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26, 5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс. ) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250). Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т. д. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н. А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.
Развитие науки. В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е. Н. Жуковский; математик С. А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П. Н. Лебедев; геохимик и биохимик В. И. Вернадский; физиолог И. П. Павлов; иммунолог И. И. Мечников; родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова (Ленина), А. А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах В. И. Ключевского, С. Ф. Платонова, П. Н. Милюкова, Н. П. М. Н. Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, М. М. Ковалевский, П. Сорокин).
Литература и искусство. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л. Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В. Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников “искусства будущего”– футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В. В. Маяковский). Живопись, архитектура, музыка. В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М. В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В. А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников “Мир искусства” (А. Н. Бенуа, К. Сомов, Н. К. Рерих и др. ), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества “Бубновый валет” (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк), а затем - “Ослиный хвост” (МФ. Ларионов, Н. С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В. В. Кандинский; основатель “супрематизма К. Малевич; создатель “аналитической живописи” П. Н. Филонов; “бытовой символист” М. З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новыйстиль “модерн”. Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф. О. Шехтель. В том же стиле строили Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возникнеорусский, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р. Р. Клейн, Ф. И. Лидваль), так и в чистом виде (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р. Р. Баха, С. М. Волнухина. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и “Могучей кучки” Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С. В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры. Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К. С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В. И. Немирович-Данченко основали с помощью С. Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность. В России массовой формой искусства становится кинематограф (Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др. ). Таким образом, в России произошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору. Список литературы
1. Ахиезер А. С. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М. , 1992.
2. Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв. ) М. , 1994. 3. Щетинина Г. Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в. М. , 1997. 4. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв. М. , 1991.
5. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М. , 1997.