Р Е Ф Е Р А Т Тема: “Развитие культуры 1920 – 1930гг. ” Проверила: Хисамова О. В. Выполнила: Бронникова Екатерина г. Салават 2002 г.
Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции
Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следуя по буржуазно капиталистическому пути, решила совершить новая Россия, избравпролетарско - социалистический путь развития. Революционные события в России стали также вызовом марксизму, поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния.
Хотя Россия в начале века занимала пятое место в мире по общему экономическому уровню, в целом она оставалась страной достаточно отсталой. К этому следует добавить то обстоятельство, что Россия к началу строительства нового общества пережила три года участия в Первой мировой войне, три революции и три года гражданской войны. Она была полностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда еще никакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения.
Именно в таких, крайне неблагоприятных условиях начиналось строительство социалистического общества и социалистической культуры. Все это прекрасно видел и понимал главный вдохновитель строительства новой России - В. И. Ленин. Ленин пришел к убеждению, что история и исключительные условия предоставили России уникальный шанс: попытаться– пусть не без риска –построить социалистическое общество и осуществить мечту о светлом будущем. Реализация этого шанса продолжалась 74 года.
В военно – экономическойобласти Советский Союз, в которой Россия преобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой– после США. Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно –технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себя главным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокие технологии не получили должного распространения в гражданских отраслях производства, за исключением космоса.
В развитии культуры советского периода России можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917 –1932гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932 –1956гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Содержаниепоследнего этапа (1956 –1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму.
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально–экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами.
Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью встал вопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следует охранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом невыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, в соответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа от Церкви. Школьное образование исключило духовные дисциплины.
По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.
Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированыЭрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев. Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает широкую программу поликвидации безграмотности, которая составляла 3\4 взрослого населения. Поэтому в 1919г. , правительство принимает декрет, по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование.
Формирование новой интеллигенциипотребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых.
Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения сталамассовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность.
За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин.
Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной жизни. В России 20-х годов существовало множество разных литературно– художественных течений, школ и группировок.
Пролеткульт – культурно–просветительная и литературно-художественная добровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики– А. Богданов, В. Плетнев, Ф. Калинин. РАПП –Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович.
Были художники и писатели, которые предпочитали остаться “вольными стрелками”. Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов.
Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл М. Горький - признанный “буревестник революции”, оказавший огромное влияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих“заметках о революции и культуре” он высказал глубокие мысли, назвав их “несвоевременными”, о серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось.
В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий о формальном методе в искусстве, благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных и сегодня журналов: “Новый мир”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда” и другие. Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации, ситуация постепенно меняется. Число художественных течений начинает неуклонно сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены естественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальных органов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется. От прежнего культурного плюрализма и художественного многообразия практически ничего не остается. Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается найденой. В развитии советской культуры начинается новый этап.