ТРУДОВОЕ УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА
Адам Смит (1723-1790), один из крупнейших представителей английской классической политической экономии, в значительной степени ее основопо ложник. О силе влияния идеи Адама Смита в различных странах Европы в конце 18-начале 19 веков можно судить хотя бы по тому факту, что А. С. Пушкин, характеризую круг чтения героя своего романа "Евгений Оне гин" счел нужным подчеркнуть: "Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой про дукт имеет". Многое в этих строках поэта требует "расшифровки", которой отчасти и посвящен данный вопрос.
Среди научных сочинений А. Смита главное место занимает его "Исследо вание о природе и причинах богатства народов", опубликованная в 1776 году. В нем классическая _политэкономия . была впервые сформулирована в полном и систематическом виде.
* Адам Смит утверждал , что _богатство народов . - это _массы товаров . ,соз даваемые как промышленным, так и сельскохозяйственным трудом. При этом _источником богатства . страны является _производительный труд ...Всякая новая стоимость создается трудом, стоимость товаров выражает общест венное богатство народов,
* _Труд . ,основа богатства общества, _является неотъемлемым свойством чело . _веческого существования . ,ибо в форме труда реализуется естественное стремление человека к благополучию, желанию добиться более высокого положения в обществе,
* _Гармония общественных и личных интересов . выражается при этом через _общественное разделение труда ...По мнению Смита , именно развитие раз деления труда, его усложнение и совершенствование может служить важ нейшим критерием исторического пргресса. Разделение труда создает возможность для достижение более высокой производительности труда и поэтому ведет к росту общественного богатства,
* Общественное разделение труда позволяет запустить в действие сложный механизм взаимного обмена трудом, который выступает как _обмен произ . _веденными товарами ... Весь этот механизм Смит определял понятием _ры . _ночной экономики . ,полагая, что она наилучшим образом отвечает целям согласования общественных и личных интересов,
* Другим преимуществом рыночной экономики, по убеждению Адама Смита, бы ло то, что она обладает способностью к саморазвитию и саморегуля цию. Основой этой способности он считал конкуренцию между производи телями, стремящимся к улучшению своего материального блага и социаль ного положения,
* Рыночная экономика развивается , по мнению Смита , в соответствии соп ределенными законами, важнейшим из которых является _закон стоимости ... Согласно закону стоимости , товары на рынке обмениваются по их стоимости , т. е. по труду, вложенному в их производство, при этом це ны, выражающие стоимость в денежной форме, стихийно колеблются вокруг стоимости. Колебание цен товара зависит от _соотношения спроса . и _пред . _ложения . и _ соотношения индивидуальных . и с _редних затрат труда на его _производство ... I. Спрос > Предложения = Цена > Стоимости Спрос II. Инд. затраты > Средних затрат = Цена Инд. затраты Инд. стоимости
Закон стоимости поэтому выполняет две основные функции : _регулирует _производство (т. к. капиталы перетекают в те отрасли, где высок спрос) и _стимулируют технические усоверешенствования (т. к. в более выгодном _положении тот производитель, у которого затраты ниже),
* Исходя из этого. Смит выдвигал три основных условия процветания госу дарства: _господство частной собственности, невмешательство государства _в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициати . _вы ...Издержки общественного разделения труда можно компенсировать пу тем введения всеобщего образования, при этом безусловно недопустимы покровительственные пошлины, монополии, вторжение государства в эконо мическую жизнь общества,
* Смит предложил также и собственный анализ социальной структуры об щества, разделив его на _наемных рабочих, капиталистов . и _землевладель . _цев ...Первые живут за счет заработной платы, вторые - прибыли, третьи доходов с земли (ренты). 1Основные понятия:
закон стоимости, стоимость, цена, общественное разделение труда, конкурен ция, условия процветания рыночной экономики. 1Вопросы и задания: 1) Определите основные понятия темы.
2) С учетом полученных знаний попытайтесь объяснить смысл характерис тики, данной А. С. Пушкиным понятию эконом.
3) Что из наследия Смита остается актуальным и сегодня ? Какие его вы воды не подтверждаются опытом истории ?