Кризис феодально крепостнической системы в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. Россия вступает в полосу кризиса феодальной системы. Развитие кризисных явлений в конечном счете привело к отмене крепостного права, к серии буржуазных реформ. Изучение многообразия проявлений кризиса феодальной системы важно для понимания особенностей цивилизационного развития России, специфики ее социально-экономической и политической структуры. В процессе работы над литературой, первоисточниками, лекционным материалом обратите внимание на следующие наиболее важные проблемы, сформулируйте собственную точку зрения, обоснуйте ее конкретными фактами. 1. Понятие кризиса феодально-крепостнической системы.
Одной из ключевых проблем является уяснение самого понятия “кризиса”. Что такое кризис системы? Каковы его истоки, причины? Почему в России кризис феодальной системы наступил значительно позднее, чем в странах Западной Европы? В поисках ответов на эти вопросы следует обратить внимание на то, что источником существования государств, народов является окружающая их природная среда, которую они активно осваивают. По мере исчерпания возможностей природы к естественному восстановлению в человеческом обществе возникают признаки хозяйственного и экономического кризиса, постепенно перерастающие в общий кризис системы. В понятие “кризис системы” входитсовокупность хозяйственного, экономического, социального, политического и культурно-идеологического кризисов. Общий кризис может быть ускорен давлением извне со стороны других государств в техническом плане более сильных. В XIX веке экстенсивная система земледелия в России, являвшаяся основой феодальной экономики, еще не исчерпала до конца своих возможностей. Развитие кризисных явлений, отмена крепостного права и буржуазные реформы были в значительной степени ускорены экспансией со стороны технически более развитых стран (Англия, Франция), что наглядно проявилось в ходе Крымской войны.
2. Основные признаки и проявления кризиса феодально-крепостнической системы. Подготовка к ответу на данный вопрос требует основательного изучения фактического материала. Кризис феодальной системы - это не только разложение устаревших хозяйственных, политических форм, структур, разрушение идеологических и духовных основ существующего строя, но и зарождение нового в экономике, политике, идеологии, культуре. Какие новые явления наблюдались в экономической жизни России в первой половине XIX века? Что означает разложение натурального хозяйства, общинного строя? Что такое промышленный переворот? К каким социальным последствиям он ведет? Как протекал в России процесс зарождения буржуазии и наемных рабочих? Какие реформы Александра I и Николая I можно рассматривать как проявление кризиса феодальной системы и почему? Распространение в России западных идей, разрушающих духовные устои феодальной системы (носителями их были декабристы, позже - западники) также можно рассматривать как проявление кризиса. Объясните, в чем вы видите разрушительный характер западной идеологии? 3. Внешняя политика России в первой половине XIX века.
При изучении фактического материала выделите главные направления внешней политики России. Стержнем европейского направления внешней политики России были в начале XIX века российско-французские противоречия, вызванные растущей агрессивностью наполеоновской Франции. В последовавшие за поражением Наполеона годы Россия с ее сильнейшей в мире армией выступала в Европе оплотом монархического строя в условиях нарастания антифеодальных революционных движений. Во второй четверти XIX века центральное место во внешней политике России занял восточный вопрос, связанный с ослаблением Османской империи и стремлением России в этих условиях добиться наиболее выгодного режима черноморских проливов, укрепления своего влияния на Балканах и освобождения православных государств от османского ига. Подумайте, что послужило причиной, а что поводом к Крымской войне? На какие два этапа можно разделить военные действия? Каковы ее важнейшие итоги? Задания для самоконтроля 1. Проблемные вопросы.
а) Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил значительно позже, чем в странах Западной Европы?
б) Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-крепостнической системе?
в) Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену крепостного права?
г) В чем главные отличия конституционного проекта Муравьева от “Русской правды” Пестеля?
д) Что означает принцип разделения властей, предложенный Сперанским в его проекте преобразования органов государственной власти в России? е) Что такое “Тарутинский маневр”, задуманный Кутузовым в ходе Отечественной войны 1812 года? ж) Почему некоторые историки называют Николая I русофилом?
з) Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в целом? 2. Тесты для самоконтроля:
а) Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией? 1) Сенат 2) юстиц-коллегия 3) министерство юстиции
б) Кто был наставником Александра I до его вступления на престол? 1) А. А. Аракчеев 2) Ф. С. Лагарп 3) М. М. Сперанский
в) Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля? 1) конституционная монархия 2) демократическая республика 3) самодержавная монархия
г) Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева? 1) демократическая республика 2) самодержавная монархия 3) конституционная монархия д) Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г. ? 1) отступать по Владимирской дороге 2) отступать через Смоленск 3) отступать через Калугу и Тулу е) В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах? 1) 1801 2) 1803 3) 1812
ж) Какой полк пришел первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года? 1) Московский 2) Преображенский 3) Семеновский
з) Каких крестьян касалась реформа, проведенная П. Д. Киселевым? 1) частновладельческих 2) государственных 3) крестьян западных губерний
и) Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е годы? 1) М. М. Сперанский 2) В. П. Кочубей 3) А. Х. Бенкендорф 3. Проверьте знание карты.
а) Найдите на карте и покажите территории, присоединенные к Российской империи в первой половине XIX века (Грузия, Финляндия, Аландские острова, Эриванское и Нахичеванское ханства, Бессарабия и др. ) В результате каких войн были присоединены эти территории? 4. Работа с первоисточниками
Прочтите приводимые отрывки из “Философических писем” П. Я. Чаадаева и “О том же” К. С. Аксакова. Чем отличаются их взгляды на характер и особенности русской истории, русского народа? (Тексты приводятся по изданию: В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории Российской общественной мысли XIX и XX веков. Часть 1. М. , 1994). П. Я. Чаадаев Философические письма (1828-1831)
“.... Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей - годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру... .. Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу... .. В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы... ..... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды ....... Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера. Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись.... В крови у нас есть что-то такое, что отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования.... ” К. С. Аксаков О том же. (предположительно 1850)
“Россия - земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны......
Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу! .... История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной....
Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно утвердилась у покоренных народов...... Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти....... Таким образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.
Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой.
Пути совершенно разные.... до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях.... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма.... если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, - первый Руси, второй Западу. ”