МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра финансов РЕФЕРАТ на тему: “Бюджетный процесс в США”. Студент V курс, ФЭФ, ФФ - 4 Д. В. Славников Руководитель Н. А. Кузнецова МИНСК 2001 Общая характеристика бюджетного процесса в США. 1. Стадии бюджетного процесса.
В настоящее время бюджетный процесс предусматривает несколько основных стадий и начинается за 18 месяцев до начала финансового года (финансовый год начинается в США с 1 октября). В апреле текущего года Административно-бюджетное Управление Президента разрабатывает для федеральных министерств и ведомств рекомендации по подготовке основных положений, показателей и т. п. , используемых при планировании бюджета на прогнозируемый год. К 1 сентября текущего года Федеральные агентства и ведомства готовят и представляют проекты программ (смет) в Административно-бюджетное Управление Президента (АБУ), которые (при наличии замечаний) могут быть возвращены им на доработку. По каждому агентству и ведомству (в разрезе программ) расчеты затрат делаются на прогнозируемый год и на 5 лет с пояснительной запиской. В конце декабря текущего года на уровне АБУ завершается формирование проекта бюджета, который затем направляется Президенту; в феврале следующего года Президент представляет в Конгресс проект бюджета (предложение Президента). Верхняя и Нижняя Палаты Конгресса готовят раздельные варианты резолюций (заключения) по проекту бюджета и принимают их на раздельных заседаниях. Имеющиеся разногласия по проекту резолюции устраняются в рамках работы согласительной комиссии. Поcле принятия резолюций комитеты по бюджету обеих палат докладывают членам Конгресса об изменениях, которые необходимо внести в законопроекты по бюджету ( в соответствии с принятыми резолюциями). Законопроекты по бюджетным расходам разрабатываются в комитетах по ассигнованиям (по соответствующим направлениям) на основе проекта, предоставленного Президентом, и с учетом утвержденной резолюции по бюджету. Подготовленные законопроекты голосуются в каждой палате и согласовываются на совместном заседании. После повторного голосования в палатах (как пакет документов по проекту бюджета в виде единого тома) проект бюджета до 15 апреля направляется на подпись Президенту. В случае, если Президент накладывает вето, то его можно преодолеть при наличии двух третей голосов в каждой палате или внести необходимое количество изменений в законопроекты, чтобы Президент их подписал (или начать сначала выше указанную процедуру рассмотрения и утверждения бюджета). После утверждения бюджета АБУ делает поквартальную разбивку расходов (на законодательном уровне эти разбивки не утверждаются) и доводит основные показатели до Казначейства. До 1 апреля АБУ своими приказами доводит размеры выделенных ассигнований до Федеральных агентств (министерств) и ведомств. Федеральные органы (за исключением Министерства обороны и Государственного Департамента) своих бюджетных счетов не имеют и их бюджетные расходы проводятся через счета Казначейства. 2. Казначейская система исполнения бюджета.
В США применяется казначейская система исполнения бюджета. Все бюджетные средства хранятся на генеральном счете Нью-Йоркского банка Федеральной Резервной Системы (ФРС). ФРС и система коммерческих банков являются агентами Правительства и каких-либо самостоятельных решений в работе с бюджетными средствами не принимают (действуют исключительно по указанию Казначейства). Полномочия ФРС определены законодательно, коммерческие банки участвуют на основе соглашений с ФРС. 3. Доходы федерального бюджета.
Бюджетные доходы собираются в более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счет Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая "подушка") в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств , остающихся на счетах в виде указанной "подушки". Хранение остатков бюджетных средств осуществляется под залог государственных ценных бумаг в банках ФРС. 4. Расходы и финансирование дефицита федерального бюджета. Расходы федерального бюджета состоят из двух частей:
дискреционные расходы - это расходы, осуществляемые на основе ежегодно принимаемых 13 законов о выделении ассигнований. В настоящее время на данный вид расходов распространяется лимит государственного долга; обязательные расходы - они являются постоянными и исполняются без ограничений в соответствии с обязательствами государства по выплатам, установленным определенными федеральными законами (к ним относятся выплаты по пенсионному обеспечению, социальному страхованию, обслуживанию госдолга и т. д. ). В ходе исполнения бюджета расходы производятся путем выдачи чеков через 6 расчетно-кассовых центров. Чеки направляются в кредитные учреждения (в том числе и коммерческие банки), где производятся необходимые платежи. Учет платежей осуществляется в 12 банках ФРС. Контроль за оформлением документов осуществляется непосредственно в банках (при отсутствии отклонений чеки оплачиваются и бюджетные средства дебетуются со счетов Казначейства, в случае обнаружения ошибок кредитные учреждения консультируются в соответствующих органах Казначейства. Дефицит федерального бюджета покрывается только за счет размещения государственных ценных бумаг. Расходы осуществляются строго в соответствии с запросами министерств и ведомств в пределах поквартальной разбивки и по факту произведенных затрат (независимо от объема собранных доходов). От объемов собранных доходов зависят плановые объемы размещения государственных ценных бумаг. На крайний случай нехватки средств при исчерпании 60-ти миллиардного резерва предусмотрена возможность внеочередного, экстренного выпуска государственных долговых обязательств. 5. Процедуры корректировок бюджетных назначений.
В течение финансового года изменения и дoполнения по расходным статьям могут ocуществляться следующим образом: Переброска средств с одной программы на другую (подпрограмму, статью сметы) в пределах одного агентства (в случае, когда такое изменение не превышает 10 процентов от ассигнований, выделенных для исполнения программы) производится этим агентством самостоятельно (Комитет по ассигнованиям Конгресса начинают требовать, чтобы их в обязательном порядке информировали о всех подобных изменениях). В случае изменения объемов по расходам (в результате увеличения стоимости одной из программ за счет сокращения затрат по другой программе) свыше 10 процентов заинтересованные агентства обращаются за разрешением Комитета по ассигнованиям Конгресса. Дополнительное увеличение общих расходов по агентству (по предложению Президента) производится только на основании специального закона. Уменьшение расходов в целом по агентству (по какой-либо программе) осуществляется по решению Конгресса, либо путем наложения Президентом вето на какую-либо строку бюджета. Указанные выше положения по изменениям и дополнениям относятся только к дискреционным расходам. Обязательные расходы производятся по факту и непредвиденные затраты по ним не требуют отдельного законодательного или иного решения. 6. Экспертно-аналитическая функция Бюджетного Бюро Конгресса США. Бюджетное Бюро Конгресса (ББК) осуществляет формирование бюджета на следующий год и составляет экономический прогноз на 2 и 10 лет, а также оказывает помощь Конгрессу США. ББК анализирует: вероятные способы снижения дефицита;
стоимостное выражение Президентского бюджетного предложения; стоимостное выражение будущих законов и их проектов; ведет учет трат в разрезе Агентств; ведет учет трат на уровне Штатов;
осуществляет долгосрочный анализ политики в области бюджета и влияния этой политики на экономику. Несмотря на аналитический характер данной работы, последняя, по существу, является элементом дополнительного контроля со стороны Конгресса США. Учитывая, что в США вся информация о внутреннем долге США и бюджетному процессу публична по закону, ББК имеет возможность получать полную и адекватную информацию из Казначейства США и ФРС, и, как следствие, осуществлять контроль на соответствие.
Выполнение банковской системой США агентских функций государства. Банковкая система США имеет два уровня.
Первый уровень - Федеральных органов, осуществляющих функции финансовых агентов государства, а также регулирование и надзор над вторым уровнем системы. В их числе: Федеральная Резервная Система, Федеральная Корпорация Страхования Депозитов, Офис Контролера Денежного Обращения (входящего в структуру Казначейства США). Второй уровень - различного рода банковские учреждения (банки), осуществляющие свою деятельность (в том числе и агентскую) на основании соглашений и в соответствии с требованиями законодательства. 1. Федеральная Резервная Система США
Конгрессом США в 1913 году принят Закон о Федеральной Резервной системе (далее ФРС). ФРС функционирует как независимый федеральный орган. Законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США, хотя Президент США и назначает членов Совета Управляющих ФРС. ФРС структурно состоит из рабочих органов трех уровней: - Совет Управляющих ФРС; - двенадцать Федеральных Резервных банков; - коммерческих банков - членов ФРС.
Кроме того, в ФРС, как составная часть входят два комитета и одна конференция: - Федеральный Комитет по Открытому Рынку; - Федеральный Консультационный Совет; - Конференция Главных аудиторов.
Совет Управляющих ФРС состоит из 7 постоянных членов, назначаемых Президентом, с одобрения Сената. Срок их полномочий - 14 лет. Президентом США на 4-х летний срок назначаются и, соответственно, утверждаются Сенатом, Председатель Совета Управляющих и его заместитель. Местоположение Совета Управляющих ФРС - Вашингтон, округ Колумбия. Федеральная Резервная система США состоит из 12 округов, выделенных по географическому признаку (приложение № 2). Особое место среди 12 региональных банков занимает Нью-йоркский Федеральный Резервный банк. Фактически он с течением времени все более приобретает ряд признаков собственно Центрального банка. Каждый из 12 региональных банков США возглавляется Президентом (Председателем), избираемым соответствующими банками - членами ФРС данного округа. Также, каждый из региональных банков имеет Генерального аудитора (Главного инспектора), подотчетного не банку, а Совету Управляющих ФРС. Федеральный Комитет по Открытому Рынку (ФОКР) определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками. ФОКР состоит из 12 постоянных членов: - 7 управляющих ФРС;
- 5 из 12 Президентов региональных банков ФРС (на ротационной основе, Президент Нью-йоркского банка автоматически член ФОКР). Тем не менее, все 12 Президентов региональных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета. Согласно Закону о ФРС в банковской системе США функционирует координационный консультативный орган для обеспечения связи между всей банковской сферой и ФРС - Федеральный Консультационный Совет. Данный Совет состоит из 12 членов делегируемых каждым региональным банком ФРС. Конференция Главных аудиторов - собрание 12 Генеральных аудиторов региональных банков ФРС. Данный орган разрабатывает правила и нормы аудита в банках ФРС. Конференцией разработано два документа. Первый определяет правила исчисления и оценки рисков, как связанных с характером операций (бизнес-риски), так и риски, связанные с эффективностью управления. Второй документ определяет нормы института внутреннего аудита. 2. Функции ФРС, как финансового агента правительства США.
Федеральная резервная система США выполняет 2 функции в качестве агента правительства США (по поручению Казначейства США): - по расчетно-кассовому обслуживанию бюджета США в доходной и расходной частях; - по операциям по размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств США. Данные агентские полномочия ФРС неразрывно связаны друг с другом. На основании ежедневной информации о собранных доходах и акцептованных платежах, а также необходимых затратах на обслуживание государственного долга Федеральной Резервной Системой производится для Казначейства США расчет необходимых вновь размещаемых заимствованиях. 2. 1 Расчетно-кассовое обслуживание бюджета в доходной части. Все банки и иные кредитно-финансовые учреждения США, депозиты которых застрахованы в Федеральной корпорации страхования депозитов могут осуществлять функцию агента по расчетно-кассовому обслуживания бюджета в доходной части. При этом, какой либо узкой группы уполномоченных банков, избираемых произвольным образом, в США не существует. Банковская система США и установленный законом порядок ее взаимодействия с органами федеральной власти не предполагают наличия каких-либо уполномоченных банков в части расчетно-кассового обслуживания бюджета США. Количество банковских учреждений, задействованных на выполнение агентской функции по расчетно-кассовому обслуживания бюджета в доходной части составляет более 11 тысяч (включая филиалы - более 13 тысяч). При поступлении налоговых платежей в банковское учреждение, последнее в следующий банковский день с момента поступления средств обязано: 1) либо перечислить собранные средства в свой региональный банк Федеральной резервной системы, 2) либо известить ФРС о временном размещении средств бюджета на депозит; при этом средства, размещенные на депозитах в коммерческих банках, могут быть затребованы Казначейством США оперативно и в бесспорном порядке. Во втором случае банк обязан:
- разместить в ФРС залог в виде государственных ценных бумаг, либо иных ценных бумаг, признаваемых Казначейством США высоколиквидными, на сумму, достаточную для 100% страхования депозита; - уплачивать в пользу Казначейства США процент за пользование депозитом; величина процентной ставки установлена на 0, 5 пункта ниже действующей "Дисконтной ставки ФРС". Перечисление на счет Казначейства США средств, а также передача информации о размещенных депозитах осуществляется региональными банками в конце рабочего дня по строго установленному расписанию. Получателем средств и информации о размещенных депозитах является Нью-йоркский банк ФРС. Счет в Нью-йоркском банке ФРС, на который перечисляются средства (именуемый "Чековая книжка Казначейства") - единственный расходный счет Казначейства США. Утром следующего дня Нью-йоркский банк ФРС сообщает Казначейству США сведения о доходах за прошедший день, о расходах, об остатках средств, в том числе и о размещенных депозитах, а также свой прогноз об необходимых объемах размещения государственных долговых обязательств. Ежедневный остаток на счете "Чековая книжка Казначейства" в пределах 5 млрд. долларов США, и средства, размещенные на депозитах в пределах 60 млрд. долларов США, служат для обеспечения сглаживания возможных колебаний в получении доходов. 97% всех доходов несезонного характера составляет подоходный налог, при этом на 40% крупных корпораций приходится 90% всех несезонных поступлений в федеральный бюджет. Ввиду необходимости ежедневного осуществления балансировки доходов, расходов и заимствований, а учитавая, то что информация о собранных доходах запаздывает на один день, Конгресс США принял закон, обязывающий крупные корпорации предварительно декларировать в ФРС за два дня свои предстоящие налоговые платежи. Одновременно, проценты за размещенные депозиты начисляются на один день ранее (в день размещения). По оценке ФРС данный закон принесет Казначейству США экономию порядка 200 млрд. долларов в год. 2. 2 Расчетно-кассовое обслуживание бюджета в расходной части. Расходование средств Казначейством США осуществляется с единого счета "Чековая книжка Казначейства США" в Нью-йоркском банке ФРС. Управление счетом осуществляется Казначейством США. Расходные чеки выписываются Казначейством США в 6 региональных центрах казначейства (приложение № 3), террито-риальное расположение которых не совпадает с местоположением банков ФРС. Расходные платежные документы (чеки) Казначейства США, предъявленные к оплате в коммерческие банки, через компьютерную систему ФРС аккумулируются в 12 банках ФРС. Отделы по денежному обращению и государственному долгу каждого из 12 банков ФРС ежеутренне, во взаимодействии с Нью-йоркским банком ФРС, осуществляют сопоставление вчерашних доходов с расходами по предъявленным чекам с целью принятия решения о необходимых объемах заимствований (ежедневная коррекция краткосрочных и среднесрочных планов заимствований). В части платежного агента Казначейства США ФРС выполняет роль расчетно-кассового центра. Соответствие цели, суммы и назначения платежа бюджетным строкам ФРС не проверяется. Проверяется только правильность оформления чеков. В случае их неправильного оформления соответствующий региональный банк ФРС связывается с Казначейством для получения необходимой информации по платежу, и, на основании необходимых разъяснений, платеж акцептуется. Ответственность за неверно принятое решение в этом случае несут ФРС и Казначейство солидарно. При обнаружении ошибок в течении того же банковского дня ФРС составляется "Сводный отчет о расхождениях" и в 1030 вечера осуществляются исправительные проводки (исправление отнесения платежей на счет соответствующего агентства). Чеки имеют обязательный реквизит - код агентства (2 знака) и бюджетной строки (4 знака), что позволяет вести учет того, от имени какого агентства был осуществлен Казначейством США платеж, и по какой бюджетной строке. Сводная информация о произведенных платежах в разрезе агентств и бюджетных назначений составляется региональными банками ФРС, передается вечером того же дня в Нью-йоркский банк ФРС, где составляется единый свод произведенных платежей. Данный свод утром следующего дня предоставляется (вместе с суммой доходов за день и информацией о размещенных депозитах) в Казначейство США.
2. 3 Агентские функции по размещению и обсуживанию государственного долга США описаны в разделе "Характеристика процедур размещения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств и состояния государственного долга США".
2. 4 Контроль за выполнением ФРС агентских функций казначейства США. Государственным аудитором ФРС, в дополнение к обязательному внешнему аудиту независимой аудиторской компанией, является Главное Счетное Управление США (ГСУ). ГСУ полномочно осуществлять любые аудиторские мероприятия в ФРС , за исключением следующих полномочий ФРС: 1 - регулирование денежного обращения; 2 - операций в "дисконтном окошке".
ГСУ осуществляет контроль агентских функций ФРС наряду с иными контрольными мероприятиями и не выделяет их особо. Аудит внутреннего долга и агентских функций по нему планируется проводить ГСУ ежегодно, начиная с этого (1996 г. ). 2. 5. Бюджет ФРС. Прибыль ФРС. Источниками дохода ФРС являются: - отчисления коммерческих банков - членов ФРС;
- комиссионные, в том числе за выполнение агентских функций. Бюджет ФРС, как независимой организации, поставляется самой ФРС, однако, он является приложением к федеральному бюджету и принимается к информации Конгрессом США. Обязательный ежегодный отчет по бюджету ФРС также заслушивается для информации в Конгрессе США. Каждые две недели, в соответствии со сметой доходов и расходов ФРС перечисляет сметную прибыль в доход федерального бюджета. На протяжении ряда лет ФРС удерживает незначительную часть доходов для увеличения собственного капитала. Состояние дел по перечислению прибыли характеризуется следующими цифрами: 450 млрд. дол. - активы ФРС; 4 млрд. дол. - первоначальный собственный капитал;
4 млрд. дол. - удержано добавочно в собственный капитал на протяжении ряда лет; 25 млрд. дол. - размер ежегодного дохода.
Таким образом, в полном соответствии с действующим законодательством США, ФРС практически весь доход перечисляет в пользу федерального бюджета, и, при этом, платежи осуществляются равномерно в течении финансового года независимо от утверждения финансового отчета по результатам года. 3. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД).
Особое место в структуре банковской системы США занимает ФКДС. Банки, чьи депозиты застрахованы ФКДС (почти все из банков США) уплачивают ФКДС ежегодную страховую премию в размере 12 центов на 100 долларов депозитов, вне зависимости от их происхождения. Предметом страховки является гарантия в 100 тыс. долларов на вклад. ФКДС придерживается позиции, что более крупные вкладчики банков способны сами адекватно оценивать и, соответственно, нести риск по своим вкладам. В отличии от нашей банковской системы норма обязательного резервирования (в 5% от депозитов) не рассматривается как гарантия депозитов и скорее служит одним из инструментов монетарного регулирования со стороны ФРС. Контрольные требования ФКДС носят рекомендационный характер, однако, в качестве последней меры ФКДС может применить приостановку страхования депозитов с заблаговременным уведомлением всех вкладчиков банка. Очевидно, что применение этой меры означает незамедлительное банкротство банка. Как следствие, все рекомендации ФКДС превращаются в строго обязательные директивы. Особая роль ФКДС в назначении временной администрации банка и проведение процедуры банкротства. ФКДС может применить две процедуры:
1. Реализация с торгов активов банка и покрытие собственные расходов. 2. Выставление банка на аукцион с целью его слияния с другим банком. В этом случае ФКДС предоставляет банку-покупателю фонды, а банк-покупатель принимает на себя обязательства по обязательствам банка-банкрота. В любом случае происходит выплата вкладчикам банка-банкрота суммы депозита, но не более 100 тыс. дол. на вкладчика. При этом, процедуры всегда начинается с попытки продажи банка с целью слияния. Решение о том каким образом действовать предписано законом. Выбирается способ с наименьшими издержками для ФКДС. В результате подобной процедуры банкротство банка, как правило, не означает прекращение его деятельности как учреждения, а лишь смену владельца и управляющих банка. 4. Полномочия контролирующих органов.
Полномочия контролирующих органов в применении санкций к банку и к его руководству достаточно широкие. 1. Наложение штрафов.
Так, ФРС полномочно наложить штраф на банк в размере до 1 млн. долларов за один день нарушения. 2. Требование к банку по изменению структуры активов и пассивов. 3. Временное запрещение отдельных видов банковской деятельности. 4. Временное запрещение привлекать депозиты.
5. Отстранение кого-либо из руководства банка. Последнее предполагает персональную ответственность. Отстраненному предъявляется т. н. "Запретительный акт", который предписывает лицу впредь не занимать соответствующих должностей в банковской сфере. 6. Назначение временной администрации с инициацией в судебном порядке процедуры банкротства. На практике временную администрацию, как правило, назначает ФКСД, как страхователь банковских депозитов и, следовательно, имеющий к банку-банкроту финансовые требования. 5. Второй уровень банковской системы США. Обеспечение надежности. Банковский контроль.
Банковские учреждения в США - это депозитные учреждения. Роль кредитных учреждений по действующему в США законодательству могут осуществлять и иные организации (например, корпорации). Управление банковской системой не сосредоточено в ФРС (в отличии от Банка России). Различные функции банковского управления осуществляют разные агенты. Ряд функции, сложным и перекрывающим образом образом распределены между соотвующими федеральными агентствами, а также агентствами штатов. Это - лицензирование деятельности, страхование банковских вкладов, контроль, регулирование и надзор, а также клиринговое обеспечение. Банки в США имеют разный правовой статус: - Федеральный банк (федеральная лицензия); - Банк штата (лицензия выдается штатом).
Однако, в сфере влияния федеральных органов находится и большинство банков штатов. Так, в целом по США почти 100% банков штатов зарегистрированы в Федеральной Корпорации страхования депозитов (ФКСД), из них около 10% являются членами ФРС. Кроме того, членами ФРС являются наиболее крупные банки, и ею контролирует 2, 4 трлн. долларов из 4, 5 трлн. долларов капитала всех банковских учреждений, т. е. более 50%. 5. 1 Лицензирование банковской деятельности.
Лицензирование деятельности банков не является функцией ФРС, за исключением лицензирования деятельности банковских холдингов. Национальные банки лицензирует Офис Контролера Денежного Обращения. Все национальные банки по закону являются членами ФРС. Банки штатов лицензируются соответствующими органами штатов. (Более подробно смотри приложение № 4). Органы лицензирования являются одновременно и органами банковского надзора. Однако, это не единственные органы надзора. 5. 2 Банковский надзор.
Банковский надзор в США носит дублирующий характер. Кроме Офиса Контролера Денежного Обращения (для национальных банков) и органов лицензирования штатов (для банков штатов), контрольные функции осуществляют: - ФРС, для банков-членов ФРС; - ФКСД- для банков, застрахованных в ФКСД.
Кроме того, при приобретении одним собственником более 10% акций банка, Офисом Контролера Денежного Обращения осуществляется жесткий контроль как финансового положения банка, так и финансового положения и репутации потенциального собственника. По результатам контроля предусмотрена разрешительная процедура. По федеральному закону кроме ежегодного независимого аудита каждый банк должен быть проверен соответствующей контролирующей организацией 1 раз в 3 года. Из-за большого числа контролирующих организаций такой контроль на практике осуществляется 1 раз в год по согласованному между ними графику. Распространена практика совместных проверок с попеременной ведущей ролью среди проверяющих организаций. В любом случае, отчетность о проведенной проверке и документы к ней, проведенные одной организацией, "доводятся" до всех остальных проверяющих организаций. В силу разных стандартов проведения проверки и составления отчета по ней различными контролирующими организациями, перед последними встала острая проблема стандартизации контрольной деятельности и отчетности по ее результатам. С целью стандартизации контрольной деятельности ФРС и штатов разработано "Базельское соглашение" (приложение № 5). Предполагается, что это соглашение будет подписано большинством штатов в ближайшее время. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета.
1. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета США осуществляется исключительно в рамках исполнительной власти. Этому способствовал принятый в 1990 году акт (закон) об обязательной открытой отчетности федеральных агентств (министерств и ведомств) об исполнении федерального бюджета в разрезе ведомственной разбивки, по которому агентствами, на 20-й день по окончанию календарного месяца публикуют в открытой печати и передают в электронные средства массовой информации отчет за прошедший период (нарастающим итогом) о проведенных ими расходах. 2. Проверку правильности проведенных расходов, а также полноты поступивших доходов и объема выпущенных государственных долговых обязательств, производит Административно-бюджетное управление Президента. В рамках Федерального Казначейства США существует, готовится и выпускается ежедневная, ежемесячная, ежеквартальная и ежегодная отчетность, отражающая широкий спектр доходных и расходных составляющих бюджета. 3. Возможность представления ежедневной оперативной отчетности об исполнении федерального бюджета США основана на технической процедуре ежедневного исполнения федерального бюджета. Благодаря электронной системе связи налогоплательщики за 2 дня декларируют свои доходы. Эти сведения аккумулируются в 12 банках федеральной резервной системы и собираются в Нью-Йоркском банке федерального резерва. Казначейство получает эти сведения и, исходя из плана расходов, рассматривает достаточность доходов с учетом плановых заимствований. В случае нехватки доходов для проведения расходов на предстоящий день планируется временное использование средств из 60 млрд. долларов, находящихся на счетах в коммерческих банках в виде депозитов Федерального Казначейства, в размере необходимой суммы для погашения разрыва. Таким образом, получив указания от Федерального Казначейства на день, предшествующий проведению платежных поручений, центральный офис Федеральной Резервной Системы дает указание через Нью-Йоркский банк федерального резерва, где находится основной счет Казначейства, всем 12 банкам о проведении расходных операций на следующий день и погашении возможного разрыва между доходами и расходами. Бюджетные расходы, осуществляемые путем выдачи чеков, производятся через 6 расчетно-кассовых центров. Учет платежей по проведенным расходным операциям осуществляется в указанных выше кредитных учреждениях. В случае нехватки средств при проведении плановых заимствований и возможного исчерпания 60-ти миллиардного резерва предусмотрена возможность внеочередного, экстренного выпуска государственных долговых обязательств. Так, осенью 1995 года исполнительная власть США столкнулась с отказом Конгресса дать согласие на финансирование расходов на поощрение студентов за общественную работу. По исчерпании 60-миллиардного резерва и при подходе к пределу утвержденного государственного долга администрация Президента, до утверждения этих расходов Конгрессом, производила заимствования в Государственном трастовом пенсионном фонде. 4. Каждый день все 12 банков федеральной резервной системы после окончания операционного дня передают отчет о поступивших доходах и произведенных расходах в Нью-Йоркский банк федерального резерва. На основной счет Федерального Казначейства перечисляются остатки бюджетных средств. 5. Операционный финансовый день Федерального Казначейства заканчивается в 22 часа 30 минут Ричмондским банком федерального резерва, обслуживающим центральные офисы агентств, находящиеся в столице США г. Вашингтоне. Нью-Йоркский банк федерального резерва обрабатывает поступившие данные и представляет отчет в Федеральное Казначейство США, где после внесения данных нарастающим итогом с начала года в разработанную форму ежедневной оперативной отчетности проект документа утверждается помощником Федерального казначея (см. приложение № 1). После этого отчет передается в средства массовой информации и направляется по расписанным адресам. 6. В результате создания отлаженной ежедневной оперативной отчетности Федеральное Казначейство выпускает в определенные сроки развернутый отчет об исполнении федерального бюджета. Так, в отчете за сентябрь 1996 года указано, что следующий отчет за октябрь будет готов в 2 часа утра 22 ноября 1996 года. По результатам финансового года Федеральным Казначейством США выпускается подробный бухгалтерский отчет, также как и оперативные отчеты, носящий открытый, доступный характер. В силу сложившихся традиций, наличия оперативной отчетности, доступности к информации любого желающего, большого наличия платежных документов, обрабатываемых электронным способом, отсутствия единого операционного счета по доходам и расходам в США отсутствует формализованная система внешнего оперативного контроля за исполнением бюджета. 7. Контроль, осуществляемый законодательной властью реализуется через Главное Счетное Управление, которое осуществляет проверки по запросам депутатов, сенаторов, комитетов палат или палат в целом. Приоритетом в проводимой контрольной деятельности является оценка эффективности использования выделенных средств на правительственные программы и осуществление выборочного надзора за деятельностью подразделений главных инспекторов федеральных органов исполнительной власти, проводящих оперативный контроль и аудит в подотчетных отдельно каждому из них министерствах и ведомствах. В целом деятельность Главного Счетного управления осуществляется по 35 направлениям. Примерно 10 % объема деятельности ГСУ приходится на прямой финансовый контроль за деятельностью федеральных ведомств. 8. Несмотря на структуру федерального бюджета США, состоящую из обязательных расходов по программам, утвержденным ранее принятыми законами и носящими переходный долголетний характер, и дискреционных расходов в соответствии с 13 биллями, ежегодно утвержденными Конгрессом, оперативной систематической отчетности и оперативного контроля в данном разрезе не установлено. Не установлено также наличие предоставляемой внешним контрольным органам или публикуемой оперативной систематической отчетности по расходам федерального бюджета США в разрезе функциональной классификации. Список использованных источников.
Аверкиева Ю. П. , Карпов Л. Н. , Бромлей Ю. В. , Лебедев Н. И... Страны и народы. Америка – М. , 1994. Арбатов Г. А. , Брутенц К. Н. , Иванян Э. А. , Петровский В. Ф... Современные США - М. , 1996. Бюджетный процесс, бюджетный календарь и основные бюджетные понятия в США / под. ред. Г. З. Крылова - Чебоксары, 1996. Ильин И. П. , Смирнов А. В. Система органов власти и управления США, М. , 1995. Райшауэр Р. Бюджетный процесс в США (выдержки из доклада бывшего директора Бюджетного управления конгресса США) / Международная общественная конференция по проблемам финансов (Вашингтон, 3-5. 12. 97) // http: //www. owl. ru/win/books/budget/b18. htm США на рубеже столетий // http: //www. iatp. md/Articles/Zemba/USA_end_millenium. htm Травкина Н. М. Современные особенности законодательного бюджетного процесса в США // http: //iskran. iip. net/russ/works98/travkina2. html Автор: Славников Дмитрий Васильевич http: //slavnikov. cjb. net