СОДЕРЖАНИЕ Введение 2
1. Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами 5
Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия. 5
1. 2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия 10
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 18
2. 1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости. 18
2. 2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами 45 Заключение 47 Список литературы 50 Введение
Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти три причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей. В 1994-1996 гг. подобные неденежные отношения стимулировались государством, эмитировавшим так называемые "налоговые освобождения". В условиях высокой инфляции "налоговые освобождения" снижали объем денежной массы и служили антиинфляционной мерой. [1 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 245] Государство (Минфин) эмитирует "налоговые освобождения" и финансирует ими свои предприятия. Последние расплачиваются налоговыми освобождениями со своими поставщиками, которые используют их как средство налоговых платежей. Круг замкнулся. С 1997 г. "налоговые освобождения" прекратили свое хождение, но практика взаимозачетов на основе госдолга, обязательств, векселей осталась. С 1998 года прекращается система взаимозачетов по задолженности бюджетов, образовавшейся с 1. 01. 1981
Клиринг является важным дополнением денежных расчетов (наличных и безналичных), но не может заменить их. Во-первых, в большинстве случаев практически невозможно выстроить цепочку взаимных требований, которая была бы замкнутой и позволяла осуществлять клиринговые расчеты. Во-вторых, клиринговые расчеты могут оказаться невыгодными для отдельных предприятий потому что они нарушают соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями. Определена роль факторинга в совершенствовании финансовых отношений между предприятиями. Необходимо отметить, что это дополнение, но не замена нормальных товарно-денежных отношений. Поэтому нормализация платежей возможна только при нормализации кредитно-денежной системы в государстве. И только в этом случае возможно использование всего арсенала методов управления дебиторской задолженностью, основные элементы которого описываются ниже. Управление дебиторской задолженностью отстоит в выработке и реализации политики цен и коммерческих кредитов, направленной на ускорение востребования долгов и снижение риска неплатежей. [2 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 249] Однако, процесс управления усложняется в условиях неравномерной по группам товаров инфляции. Изменение соотношений между темпами инфляции в производстве материальных ресурсов и готовой продукции может существенно изменить политику фирмы. Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами
1. 1. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия.
В наиболее общем виде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.
Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия, которые, в свою очередь, включают "в себя: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы. [3 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 247] Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т. е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения использует среднюю вмененную стоимость капитала предприятия.
Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет дольше и более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку клиентам. Задача финансового менеджера - выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.
Дебиторская задолженность- важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями. [4 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 250] Денежные средства и ценные бумаги - наиболее ликвидная часть текущих активов также являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.
Выбирая между наличными средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств. К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи. 1. 2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности. [5 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 258] Влияние роста дебиторской задолженности вследствие снятия (смягчения) требований к кредитоспособности потребителей, которым предоставляется коммерческий кредит, рассмотрим на примере. Пример 1
Предприятие в 1996 году реализовало продукции на сумму 20 млрд. руб. Оборачиваемость дебиторской задолженности равна 6. Особых проблем с дебиторами нет. Маркетологи установили, что снятие ограничений по коммерческому кредиту на кредитоспособность потребителей увеличит объем продаж на 4 млрд. руб. , но оборачиваемость дебиторской задолженности по новым потребителям составит уже не 61 день, а 120 дней. Маркетологи предполагают также, что снижение требований к кредитоспособности новых потребителей не изменит оборачиваемость дебиторской задолженности традиционных потребителей. Предприятие имеет незагруженные мощности и может увеличить объем производства без увеличения постоянных издержек, с. прибыль от каждой дополнительной единицы продукции составит Р = 5. Ожидается, что эта прибыль в 1997 г. будет 0. 38 рубля.
Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:
увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр. ); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);
увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности. Расчеты показали, что дополнительные издержки составят 0, 16 рубля на 1 рубль дополнительного объема продаж или 42, 1% от прибыли. Поскольку издержки меньше дополнительной прибыли, постольку для предприятия выгодно увеличение объема коммерческого кредита (смягчение условий кредита).
Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей. Очевидно, что в этом случае и традиционные потребители увеличат срок оплаты коммерческого векселя. Рассмотрим эту ситуацию на примере, являющемся продолжением предыдущего. Пример 2
Фирма увеличивает срок кредита до 60 дней. Это даст дополнительно 2 млрд. руб. продаж, но средний период инкассации (примерно период оборачиваемости) увеличивается с 71 дня до 120 дней. Дебиторская задолженность возрастает с 20 * 360 + 4 * 120 / 360 = 4. 7 млрд. руб. до 26 * 120 / 360 = 8, 7 млрд. руб. Это означает (примерно) дополнительные издержки 640 млн. руб. , а дополнительная прибыль 760 млн. руб. Увеличение дебиторской задолженности оказывается при таком расчете выгодным. Отметим, однако, что этот расчет приблизителен, так как распространение норматива потерь на дебиторскую задолженность (0, 16) с периодом инкассации 120 дней неправомочен так как возрастают потери по безнадежной задолженности. Кроме того, предыдущий расчет не учитывал темпы инфляции. Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.
Коэффициенты инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности. Например, коэффициенты инкассации в июне включают коэффициент инкассации текущей (июньской) задолженности, коэффициент инкассации задолженности по продукции, отгруженной в мае и т. д. Суммарный коэффициент инкассации равен отношению погашения дебиторской задолженности за все периоды к объемам поставок за последний период.
Если К > 1, то за июнь дебиторская задолженность снизилась, если К
Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита приводят к снижению коэффициентов инкассации.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск кредитных карточек.
Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).
Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будут рассмотрены ниже.
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п. ). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство “Дан энд Брэдстрит” имеет информацию о кредитоспособности более 18 млн. американских и канадских компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная и другие полезные сведения).
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема “2/10 полная ЗО”, означающая, что: а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода; в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты. [6 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 259] Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва. Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”, можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами. Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 2. 1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости. Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры н получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи). [7 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 265] Кредитные условия
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следуете либерализировать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.
Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.
Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. Отчеты компании “Дан энд Брэдстрит” (США) содержат информацию о характере бизнеса компаний, производственных линиях, управлении, финансовом положении, количестве работников, выполнений предшествующих платежей по сообщению поставщиков, о текущих долговых обязательствах (включая любые просроченные), условиях продаж, заключении аудитора, судебных исках, страховом покрытии, арендных договоров, уголовном преследовании, взаимоотношениях с банками учетной информации (например, текущие банковские ссуды). Контроль дебиторской задолженности
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
- Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.
- Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей. Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний. - Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. - Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация. [8 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998, с. 264] Кредитная политика
При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия. В целом управление дебиторской задолженностью включает: 1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; Таблица 2. 1. Классификация кредиторов по срокам задолженности Сумма дебиторской задолженности, млн. руб. Удельный вес в общей сумме задолженности, % Вероятность безнадежных долгов, отн. Ед. Сумма безнадежных долгов, млн. руб. (2) * (4) Реальная величинна задаолженности млн. руб. (2)-(5) 0-30 дней 5100 26, 7 0, 025 127, 5 4972, 5 31-60 4800 25, 1 0, 05 240 4560 61-90 2400 12, 6 0, 075 180 2220 91-120 2300 12, 0 0, 1 230 2070 121-150 1500 7, 8 0, 15 225 1275 151-180 1200 6, 3 0, 30 360 840 181-360 800 4, 2 0, 50 400 400 360-720 600 3, 1 0, 75 450 150 Свыше 2 лет 410 2, 2 0, 95 389, 5 20, 5 Итого 19110 100 2602 16508
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; 4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов; 5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторовпредполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т. п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам. Пример 3
Оценка реального состояния дебиторской задолженности ЗАО "Х" Исходные данные, расчеты и результаты приведены в табл. 2. 1.
Оценки показывают, что предприятие не получит 2602 млн. руб. дебиторской задолженности (13, 6%). На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.
Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода
объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец на конец периода / объем оборотных средств на конец периода Пример 4
Поставщик предлагает оплату по формуле "2/3 чистых 45"- Ставка процентов по краткосрочному кредиту–50% годовых. Что выгоднее: оплатить материал (номинальная стоимость 800 млн. руб. ) в течение 3 дней со скидкой 2% (800 - 800 * 0, 02 * 784 млн. руб. ) или через 45 дней по номинальной стоимости?
Вариант 1- оплата при отгрузке (3 дня - время движения отгрузочных документов). Стоимость оплаты: 784 млн. руб. + процент за кредит на 45 дней * 784 * (1 + 0, 5 * 45 /365) = 832. 3 млн. руб. Вариант 2оплата через 45 дней - 800 млн. руб. Предоставление скидки на этих условиях, таким образом, фирме не выгодно. Выгодная скидка определяется из условия: 800 * ( 1 + 0. 5 * 45 1 365)
4. Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:
а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа); б) срок кредита;
в) скидка за своевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)
- 30 дней. Последний срок - срок коммерческого кредита; далее - штрафы за просрочку оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы: - оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности. Пример 4
Компания продает на условиях нетто/30 (необходимость выполнить платежи в течение 30 дней). Счета в среднем просрочены на 20 дней. Ежегодные продажи в кредит составляют 600000$. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность определяется следующим образом: 50/360 x 6000005 = 83333, 28$.
Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала. Пример 5
Себестоимость продукции составляет 30 процентов от продажной цены. В среднем счета оплачиваются через четыре месяца после продажи. Средние продажи составляют 70000$ в месяц.
Капиталовложения в дебиторскую задолженность по данной продукции составляют: Дебиторская задолженность (4 месяца X 70000%) 280000$ Инвестиция в дебиторскую задолженность [280000$ (0, 30 + 0, 10)] 112000 Пример 6
Дебиторские задолженности составляют 700000$. Средняя заводская себестоимость равна 40% от продажной цены. Маржинальный доход до налогообложения составляет 10%. Затраты на хранение товарно-материальных запасов равны 3% от продажной цены. Торговые комиссионные - 8% от объема продаж. Инвестирование в дебиторскую задолженность равно: 700000$(0, 40 + 0, 03 + 0, 08) = 700000$ (0, 51) = 357000$.
Среднюю инвестицию в дебиторскую задолженность можно найти, умножив среднюю дебиторскую задолженность на отношение Стоимость/Продажная цена. Пример 7
Если продажи в кредит, осуществляемые компанией, составляют 1200001, период поступления платежей равен 60 дням и себестоимость представляет 80% от продажной цены, то каковы, во-первых, средний баланс дебиторской задолженности и, во- вторых, среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность? Оборачиваемость дебиторской задолженности = 360/60 = 6 Продажи в кредит Средняя дебиторская задолженность ------------------- = Оборачиваемость 120000$ = ------------ = 20000$ 6 Среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность = 20000$ x 0, 80 = 16000$.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в таблице 2. 3. Таблица 2. 3.
Классификация кредиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность безнадежных долгов, % Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. Реальная величина задолженности, тыс. руб. 0-30 дней 1000 43, 82 2 20 980 30-60 дней 600 26, 29 4 24 576 60-90 500 21, 91 7 35 465 90-120 100 4, 38 15 15 85 120-150 50 2, 19 25 12, 5 37, 5 150-180 20 0, 88 50 10 10 180-360 10 0, 44 75 7, 5 2, 5 Свыше 360 2 0, 09 95 1, 9 0, 1 Итого: 2282 100, 00 5, 52** 125, 9 2156, 1
* Рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия. 125, 9 **Расчетная величина: 125, 9/2282х 100%= 5, 52%
Цифры говорят, что предприятие не получит 125, 9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5, 52% от общей ее суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях. СИТУАЦИЯ 1
Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. Это положение иллюстрируется примерами 8 и 9 в разделе СИТУАЦИЯ 2
Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок. СИТУАЦИЯ 3
Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Рассмотрим пример сравнительной оценки двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:
1) предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности в ДС; 2) получение кредита без предоставления скидки. Исходные данные: - инфляционный рост цен - в среднем 2% в месяц; - договорной срок оплаты - 1 месяц; - при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3%;
- банковский процент по краткосрочному кредиту - 40% годовых (начало 1997 г. ); - рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых. Расчет приведен в таблице 2. 3. Таблица 2. 3. Показатель Предоставление скидки Кредит 1 2 3 1. Индекс цен 1, 02 1, 02 2. Коэффициент дисконтирования 0, 98 0, 98 3. Потери от скидки с каждой 1000 руб. , руб 30 4. Потери от инфляции с каждой 1000 руб. , руб 1000-1000 х 0, 98=20 5. доход от альтернативных вложений капитала, руб. (1000 – 30)х0, 1х0, 98=95, 06 (1000х0, 1)х0, 98=98 6. Оплата процентов, руб. 1000 х 0, 4/12 = 20 7. финансовый результат 95, 06-30-65, 06 98-20-33, 33 = 44, 67
Расчет показывает, что при предоставлении скидки фирма может получить доход больше, чем при использовании кредита.
Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых. Расчет приведен в таблице 2. 4. Таблица 2. 4. Показатель Оплата со скидкой Оплата без скидки 1. Оплата за сырье, руб. 950 1000 2. Расходы по выплате процентов, руб. 950х 0, 4х45/360=47, 5 ИТОГО 997, 5 1000
Предприятию выгодно использовать скидки и совершать досрочную оплату. Однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что и показывают следующие расчеты: Минимально допустимый уровень скидки = 40%/360х45=5%
Максимально допустимая =1000 х 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб. величина скидки Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Политика скидок
Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки. Пример 8 Исходные данные: Текущий годовой объем продаж в кредит 14000000$ Сбор денежных платежей 3 месяца Условия нетто/30 дней Минимальная норма прибыли 15%
Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой, то есть если покупатель заплатит в течение 10 дней с даты продажи, он получит скидку в размере 3%. Если платеж будет выполнен по истечении 10 дней, скидки не будет. Оплата всей суммы должна быть произведена в течение 30 дней. Компания рассчитывает, что 25 процентов покупателей воспользуются предоставленной скидкой. Время взыскания денежных платежей сократится до двух месяцев. Как показывают нижеследующие расчеты, скидку следует предоставить. Преимущество скидки Увеличение рентабельности:
Средний остаток дебиторской задолженности до изменения политики: 14000000$/(12/3 = 4)= 3500000$
Средний остаток дебиторской задолженности после изменения политики: 14000000$/(12/2 = 6)=2333333$
Уменьшение среднего остатка дебиторской задолженности 1116667$ Норма прибыли 0, 15 Доход 175000$ Недостатки скидки Сумма скидки 0, 30 x 0, 25 x 14000000$ 105000$ Чистое преимущество скидки 70000$ Изменение кредитной политики
Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. [10 Финансовое управление фирмой, М. Экономика, 1998, с. 322] Пример 9 Продажная цена за единицу продукции 120$ Переменные затраты на единицу продукции 80 Фиксированные затраты на единицу продукции 15 Годовой объем продаж в кредит 600000$ Сбор денежных платежей 1 месяц Минимальный доход 16%
Если происходит либерализация кредитной политики, тогда планируется, что: - объем продаж увеличится на 40%;
- период сбора денежных средств по всем счетам увеличится до двух месяцев; безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%. Предварительные вычисления: Текущее количество единиц продукции (600000$/120$) 5000
Дополнительное количество единиц продукции (5000 X 0, 4) 2000 Преимущество изменения политики Дополнительная рентабельность: Увеличение объема продаж 2000 единиц X Маржинальная прибыль на единицу (Продажная цена - Переменные затраты) 120$ - 80$ x 40$ Увеличение рентабельности 80000$ Недостаток изменения политики Увеличение безнадежного долга: Увеличение количества единиц X Продажная цена (2000 X 120$) 240000$ Процент безнадежного долга x 0, 05 Дополнительные безнадежные долги 12000$
Первый этап в определении возможной стоимости инвестиции, помещенной в дебиторскую задолженность, представляет расчет новой средней себестоимости единицы: Себестоимость Общая Единицы X единицы = стоимость
Текущее количество единиц 5000 X 95$ 475000$ Дополнительное количество единиц 2000 X 80$ 160000$ Итого 7000 635000$ Общая стоимость
Новая средняя себестоимость единицы = --------------------- = Количество единиц 635000$/7000 = 90, 71$
Следует отметить, что при неиспользуемой мощности постоянные затраты остаются неизменными, следовательно, дополнительная себестоимость представляет собой только переменные затраты в размере 80$ за единицу. Таким образом, средняя себестоимость единицы уменьшится.
Теперь рассчитаем альтернативную стоимость капитала, помещенного в дебиторскую задолженность.
Средняя инвестиция в дебиторскую задолженность после изменения политики: Объем продаж в кредит Себестоимость единицы
---------------------------------------- x -------------------------- оборачиваемость дебиторской задолженности Продажная цена 840000$/6 x 90, 71$/120$ = 105828$ Текущая средняя инвестиция в дебиторскую задолженность: 600000$/12 x 95$/120$ = 39583
Дополнительная инвестиция в дебиторскую задолженность 66245$ Минимальный доход X 0. 16 Альтернативная стоимость денежных средств, заложенных в дебиторскую задолженность 10599$ Чистое преимущество ослабления кредитных стандартов: Дополнительная прибыль 80000$ Минус: Дополнительные потери безнадежных долгов 12000$ Альтернативная стоимость 10599 22599 Чистые сбережения 574018
Компания может теперь решить, предоставлять ли полный кредит покупателям, пользующимся в настоящее время ограниченным кредитом, или покупателям, не пользовавшимся кредитом. Пример 10 Категория Процент безнадеж ного долга Период сбора денежных средств Кредитная политика
Увеличение годового объема продаж, при ослаблении кредитных ограничений X 2% 30 дней Неограниченный кредит 80000$ Y 5% 40 дней Ограниченный кредит 60000$ Z 30% 80 дней Без кредита 85000$
Валовая прибыль составляет 25 процентов от продаж. Минимальный доход на инвестицию равен 12%. Категория Y Категория Z Валовая прибыль = Степень увеличения продаж X X Норма валовой прибыли 6000008 X 0, 25 150000$ 8500001 X 0, 25 212500$ Минус; Безнадежный долг = Увеличение продаж X X Процент безнадежного долга 600000$ X 0, 05 -30000 850000$ X 0, 30 -255000 Увеличение средней инвестиции в дебиторскую задолженность 40/360 X (0, 75 X 600000$) 500000$ 80/360 X (0, 75 X 8500005) 141667$ Альтернативная стоимость дополнительной инвестиции в дебиторскую задолженность x 0, 12 -6000 X 0, 12 -17000 Чистая прибыль (59500)$ 114000$ Кредит следует распространить на категорию Y
Когда принимается решение, стоит ли ослаблять кредитные стандарты, следует рассмотреть влияние валовой прибыли на увеличенный объем продаж и альтернативной стоимости, связанной с большими остатками дебиторской задолженности и расходами по бору денежных средств. Пример 11
Компания собирается либерализировать кредитную политику для поощрения большего числа покупателей, приобретающих товары в кредит. В настоящее время 80 процентов продаж осуществляется в кредит и валовая прибыль составляет 30 процентов. Норма прибыли на инвестиции равна 10 процентам. Другие исходные данные: В настоящее время Предложение Продажи 300000$ 450000$ Продажи в кредит 240000 360000 Расходы по сбору денежных средств (по инкассированию) 4% от продаж 5% от продаж в кредит в кредит Оборачиваемость дебиторской задолженности 4, 5 3 Анализ предложения приводит к следующим результатам: Валовая прибыль: Ожидаемое увеличение продаж в кредит 120000$ Норма валовой прибыли x0, 30 Увеличение валовой прибыли 36000$ Альтернативная стоимость: Средний остаток дебиторской задолженности
(Продажи в кредит/Оборачиваемость дебиторской задолженности) Ожидаемая средняя дебиторская задолженность 360000$/3 120000$ Текущая средняя дебиторская задолженность 240000$/4, 5 53333 Увеличение средней дебиторской задолженности X 66667$ Норма прибыли Альтернативная стоимость денежных средств, вложенных в дебиторскую задолженность 6667$ затраты инкассирования: Ожидаемые расходы по сбору денежных средств 0, 05 X 360000$ 18000$ Текущие расходы по сбору денежных средств 0, 04 X 240000$ 9600 Увеличение расходов по сбору денежных средств 8400$ Прибыль от более либеральной кредитной политики: Увеличение валовой прибыли 36000$ Альтернативная стоимость, (6667) вложенная в дебиторскую задолженность Увеличение расходов по инкассированию (8400) Чистое преимущество 20933$
Для того чтобы определить, выгодно ли предпринимать данную кампанию продаж, следует оценить получаемую валовую прибыль, торговые скидки и альтернативную стоимость повышенных остатков дебиторской задолженности. Пример 12
Компания планирует кампанию продаж, в которой она может предложить кредитные условия 3/30, нетто/45. Она полагает, что период инкассации увеличится с шестидесяти дней до восьмидесяти. Необходимые исходные данные для планируемой кампании: Процент продаж Процент продаж до начала кампании в течение кампании Продажи за наличный расчет 40% 30% Сроки платежей (дни) 1-10 25% 55 11-100 35 15
Предложенная стратегия продаж, вероятно, увеличит объемы продаж с 6 миллионов долларов до 10. Норма валовой прибыли составляет 30%. Норма прибыли равна 14%. Торговая скидка предоставляется для продаж за наличный расчет Без кампании продаж С кампанией продаж Валовая прибыль 2400000$ 0, 3 X 10000000$ 3000000$ (0, 3 X 8000000$) Продажи со скидкой 0, 65 X 8000000$ 5200000$ 0, 85 X 10000000$ 8500000$ Скидка с продаж х 0. 03 – 156000 х 0. 03 – 255000 Инвестиция в среднюю дебиторскую задолженность 60/360 X 80000004 X 0, 7 933333$ 80/360 X 10000000$ X 0, 7 1555555$ Норма дохода X 0, 14– 130667 X 0, 14 - 217778 Чистая прибыль 2113333$ 2527222$
Компании следует предпринять кампанию продаж, поскольку доход увеличится на 413889$(2527222$ - 2113333$).
2. 2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов. [11 Финансовое управление фирмой, М. Экономика, 1998, с. 328] Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т. п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%”, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-наго уровня, признается несущественным. Заключение
Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы: 1. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
2. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр. ); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности. 3. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.
4. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
4. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. 5. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки. Список литературы Финансовое управление фирмой, М. Экономика, 1998 Справочник финансиста. 1998
Шеремет А. Д. , Сайфулин, Финансы предприятия. М. Экономика 1998 Ковалев В. В. Финансовый анализ, М. Экономика 1998 Шим Джей К. Финансовый менеджмент, М. Экономика 1996