Курсовая работа Виды государственных облигаций в России на настоящий момент. Москва 1997 г. Содержание. Введение. Глава 1. Определение понятия “государственная облигация”. Глава 2. Классификация ГО. Глава 3. Из практики обращения ГО. Заключение. Список литературы. Введение.
В этом году наша страна отметила пятилетие начала активных рыночных преобразований всех строн политической, экономической и общественной жизни России. Знакомые ранее лишь по учебникам политической экономии капитализма термины стали неотъемлемой частью обыденного делового оборота, вошли в новые правовые акты, призванные обеспечить поступательный и непрерывный характер рыночных преобразований когда-то советской действительности. А некоторые понятия наполнились новым содержанием и продолжают жить в полном отрыве от старых определений, но в полном соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Тем более, что современный российский законодатель - при всех своих запаздываниях и недочетах - старается идти в ногу с переменами в экономике страны. Государственные облигации (далее - ГО) знакомы не одному поколению россиян. Потому проводить исследование их классификации и легко, и сложно одновременно. Ведь за внешней узнаваемостью скрывается сложность рыночного определения понятия. В связи с этим представляется необходимым проанализировать (по возможности) и корни, и крону родословного дерева ГО, а также остановиться (хотя бы коротко) на практике обращения на российском фондовом рынке этого вида ценных бумаг.
В настоящее время появилось довольно-таки много литературы по предмету, выбранному нами для исследования. Но среди всего библиографического комплекса (заметим [1 Употребление формы множественного лица не говорит о коллективном авторстве предлагаемой работы. Просто излагать свои мысли таким образом мне кажется более уместным. ]в скобках, что самые разные издательства пытаются в настоящим момент удовлетворить потребности россиян в юридическо-бухгалтерской литературе, что создает некоторые сложности с определением полезности и верности с точки зрения Закона предлагаемого чтива) нужно выделить двухтомный Сборник нормативных актов и документов “Законодательство о ценных бумагах”, вышедший пятитысячным тиражом в издательстве “Спарк”. [2 Законодательство о ценных бумагах /Сб. нормативных актов и документов. - Т. 1 М. , 1996 - 588 с. ; - Т. 2 - М. , 1996 - 558 с. ] Глава 1. Определение понятия “государственная облигация”.
Как известно, ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товра и залог недвижимости и мнигие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействую эффективному удовлетворению их имущественных интересов и, вместе с тем, охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовествных партнеров. Однако, для нормального функционирования этот институт рынка - как никакой другой - нуждается в тщательно продуманной и оформленной правовой регламентации. Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. При этотм оно всегда сохраняет прямую зависимость от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому государство никогда не выпускает акций (гарантирующих участие в прибылях казны) или товарораспорядительных документов (предоставляющих конкретные товарные массы на хранение или в оборот). На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги - то есть ценные бумаги, оформляющие отношения займа, (а одним словом облигации).
Представляется, что определение ГО с юридической точки зрения ничем не отличается от определения обыкновенной облигации, выпущенной коммерческой организацией. Основным из сугубо экономических различий является следующее: срок выпуска облигации. Ведь юридические лица обычно ориентируются на долгосрочные облигационные займы с периодической выплатой процентного дохода. А государство, исходя из практики экономической жизни стран с рыночной экономикой, те более находящихся на переходном этапе к ней, прибегает к выпуску краткосрочных обязательств, реализуемых со скидкой (дисконтом) и погашаемых по номиналу. Хотя, конечно же, встречаются и исключения из этого общего правила. В юридической литературе встречается такое определение: ГО - всякая именная или на предъявителя ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства-эмитента в предусмотренный ею срок номинальной стоимости либо иные имущественные права; должником по ГО является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию.
В новом Гражданском Кодексе Российской Федерации (часть 2) мы найдем более четкое определение: “Статья 816.
В случаях, предусмотренных Законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.
Облиацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего Облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости Облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости Облигации или иные имущественные права”. Казалось бы, стоит приставить к существительному в этой статье прилагательное “государственная” и мы получим искомое определение ГО. Но законодатель придерживался другого мнения. ГО посвящена следующая статья ГК РФ, в которой мы остановим вниание на двух частях: “Статья 817. Договор займа.
.... 3. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем (гражданином либр юридическим лицом) выпущенных Государственных Облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. ” Определившись с понятием ГО мы можем приступать к их классификации, исходя из реалий сегодняшнего дня на российском фондовом рынке. Глава 2. Классификация ГО.
В настоящее время в Российской Федерации очень многие ценные бумаги, выпущенные государством, имеют характерные для облигаций реквизиты (к ним в литературе относят следующие: - наименование “облигация” или сходное с ним;
- наименование эмитента (государственного органа) с указанием его местонахождения; - код и дату государственной регистрации выпуска; - серию и номер; - номинальную стоимость;
- наименование держателя (по именной облигации) или указание на то, что облигация является бумагой на предъявителя; - процентную ставку; - указание на общую сумму займа;
- условия, срок и порядок возврата номинальной стоимости облигации; - условия, сроки и порядок выплаты процентов; - дату выпуска в обращение; - подпись руководителя эмитента и печать.
В самом общем плане ГО подразделяются на две большие группы: предусматривающие выплату дохода (процентов либо дисконта, то есть разницы между ценой продажи и ценой выкупа) и предусматривающие предоставление держателю права в определенный срок получить оговоренное имущество. Однако нас больше интересует фактическое разнообразие, наблюдаемое в данный момент в обеих названных группах. На внутреннем фондовом рынке нашей страны к сегодняшнему дню обращаются следующие ГО:
-облигации государственного внутреннего займа 1991 года (фактически на рынке с 1992 года);
- облигации государственного внутренного валютного займа (на рынке с 1993 года);
- государственные краткосрочные бескупонные обязательства (ГКО, на рынке с 1993 года);
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года (год выхода на рынок совпадает с указанным в названии);
- золотые сертификаты Министерства финансов Российской Федерации 1993 года (год совпадает);
- казначейские векселя Министерства финансов РФ 1994 года (год совпадает); - казначейские обязательства Министерства финансов РФ (на рынке с 1994 года); - облигации Федерального займа 1995 года (год совпадает);
-облигации государственного сберегательного займа (на рынке с 1995 года); - жилищные сертификаты (на рынке с 1995 года).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01 июня 1995 года № 86-ФЗ “О государственных долговых товарных обязательствах” [3 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 - № 23 - Ст. 2171. ], констатировавшим факт правоприемственности России, на фондовом рынке РФ обращаются и облигации бывших СССР и РСФСР. Среди них назовем такие: - государственные казначейские обязательства СССР (эти были признаны Россией еще в 1992 году);
- облигации беспроцентного займа на приобретение товоров народного потребления, включая легковые автомобили; - целевые чеки на приобретение легковых автомобилей; - товарные чеки “Урожай-90”; - целевые вклады на приобретение легковых автомобилей;
- обязательства государства перед сдатчиками сельско-хозяйственной продукции. Общий массив ГО столь велик, что возникают вполне резонные сомнения в способности и возможности нашего государства выполнить принятые на себя обязательства. Однако принятие названного Федерального закона показывает, что эта проблема не волнует законотворцев (видимо, они знают, как ее решить), а также преопределяет появление в недалеком будущем новых государственных ценных бумаг. Позволим себе в подтверждение этих слов привести изложение условий погашения Российским государством долговых обязательств уже не существующих в природе стран [4 Подробнее см. там же. ]:
- предоставление обусловленных в обязательствах товаров (самый неправдоподобный вариант в условиях продолжающегося обвала производства в стране); - выкуп долговых обязательств по сложившимся на момент исполнения потребительским ценам на товары (чтобы еще больше увеличить задолженность по зарплате и пенсиям? );
- перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды;
- перевод задолженности в государственные ценные бумаги, в том числе обеспеченные золотом и валютой, а также и другие способы (на наш взгляд, именно на последний из них будет сделан основной упор при воплощении положений Закона в жизнь).
Как нам кажется, подробное освящение внешнего вида, формы и прочих атрибутов каждого из названных выше видов ГО сведется к простому изложению содержания нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства, отдельных министерств и ведомств. Что вряд ли обогатило бы научные знания о ценных бумагах. Поэтому мы предлагаем познакомиться с попыткой анализа опыта обращения на отечественном фондовом рынке некоторых из них. Глава 3. Из практики обращения ГО.
Не имея возможности обратиться к серьезному изучению функционирования всего спектра государственных ценных бумаг, остановим внимание на наиболее популярых среди российских держателей: облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и государственных краткосрочных бескупонных обязательствах (ГКО). Предварительные итоги обращения ОГСЗ.
Прошедший (1996 год) оказался очень благополучным для этого вида государственных облигаций. Они действительно стали массовыми и популярными. На развитии рынка положительно сказались особенности этих бумаг - документарная форма, низкий номинал (т. е. те, что первоначально трактовались как их недостатки). Переход облигаций в разряд массовых мелкооптовых бумаг способствовал развитию вторичного рынка. Высокая ликвидность расширила сферу применения облигаций: они стали использоваться в качестве залога и гарантий обеспечения сделок. Обращает на себя внимание тот факт, что произошло это на фоне падения доходности всех действующих в России финансовых инструментов. Особо отметим, что Министерство финансов соблюдало все объявленные ранее правила обращения облигаций, что увеличивало доверие населения к вложениям в ценные бумаги.
Подтверждают вышеизложенное и итоги аукциона по десятой серии: объем заявок на покупку в четыре раза превысил объем эмиссии. При таком - почти ажиотажном спросе Министерство финансов провело дополнительный выпуск облигаций в объеме одного триллиона рублей по цене 102, 25 % от номинала. В результате объем первого выпуска ОГСЗ вырос до 11 триллионов рублей, а чистый доход бюджета от размещения облигаций в 1996 году составил 3, 155 триллиона рублей. Вот почему правительство уже подготовило второй выпуск ОГСЗ (планируется удлиннить срок купонного периода и время обращения отдельных серий). О негативных тенденциях на рынке ГО. и путях их преодоления.
Наиболее перспективнымии предсказуемыми на фондовом рынке ГО с момента своего появления стали считаться особо доходные ценные бумаги. Но к сожалению, с августа 1996 года стала набирать обороты не совсем положительная тенденция к снижению доходности государственных ценных бумаг (если вести речь о рынке Государственных Казначейских Обязательств - ГКО). Что не могло не встревожить и государственных чиновников, и независимых экономистов. Рецептов выправления положения предлагалось много. Сведенные к одному знаменателю, они выглядят примерно так.
Для преодоления негативных тенденций на рынке ГКО необходимо точное и неукоснительное следование трем принципам организации рынка государственных ценных бумаг, которые известны всему цивилизованному миру.
Первый из них заключается в следующем: цена заимствования (доходность ГКО) должна, в основном, определяться государством. Кроме того, государство должно заранее информировать операторов рынка о своих намерениях (какие объемы средств оно собирается привлекать, в какие сроки и по какой ориентировочной цене). Это может полностью исключить ситуацию, когда доходность госбумаг буквально диктуется биржевым рынком. Короче говоря, необходимо сделать рынок ГКО информационно прозрачным.
Недопустимо использование ГКО для восполнения кассовых разрывов (финансирования недельного, месячного или квартального дефицита государственного бюджета). На эти цели больше - и эффективнее с экономической точки зрения - подходят другие, вполне доступные средства. Такие как золотовалютные резервы правительства, оборотно-кассовая наличность, в конце концов краткосрочные кредиты Центрального банка в незначительных размерах в пределах одного месяца.
И, наконец, представляется необходимым защитить инвесторов от рисков инфляции и роста курса основных валют по отношению к рублю. Для этого достаточно выпустить государственные ценные бумаги, номинированные в твердых валютах, либо в искусственной единице, учитывающей ихсовместные колебания - например, в ЭКЮ. Одновременно организовать выпуск ценных бумаг на отдельные виды биржевых товаров (или группу товаров), которые будут иметь гарантированный доход от номинала.
Введение на рынок большого количества новых государственных ценных бумаг позволит резко расширить круг потенциальных инвесторов, что закономерно приведет к снижению стоимости обслуживания государственного долга, снижению ставки банковского кредита и - как результат - обеспечению долгосрочной финансовой стабилизации.
Как мы видим, мнение практиков фондового рынка, подчерпнутое нами из периодической печати, практически полностью совпадает с устремлениями российских законодателей к расширению ассортимента ценных бумаг, обращаемых на фондовом рынке России. Заключение.
1996 год был чрезвычайно тяжел для финансовой системы страны. Однако она имела достаточно развитую инфраструктуру для того, чтобы справиться со своими обязательствами. К началу трудной эпохи Министерством финансов был заранее подготовлен рынок внутреннего долга. На этом рынке существовали следующие виды ценных бумаг:
- государственные краткосрочные обязательства, которые в основном выполняют функцию финансирования кассовых разрывов по бюджету, т. е. как бы текущего дефицита бюджета;
- среднесрочные бумаги - облигации федерального займа, купон по которым выплачивается ежеквартально и которые оказались в состоянии финансировать годовой дефицит бюджета;
- в конце 1995 года были выпущены облигации сберегательного займа, которые расчитаны на мелкого инвестора и давали Министерству финансов привлечь средства населения, которые при других условиях не участвуют в развитии экономики Российской Федерации (находящиеся на руках средства в иностранной валюте, хранящиеся на депозитах в сберегательных банках, и, наконец, ссредства находящиеся “в чулках”.
Таким образом, в России существовали ценные бумаги, выпущенные по всем существующим нормам и правилам, существовала и система размещения и обслуживания, погашения этих ценных бумаг. Генеарльный агент Министерства финансов Российской Федерации - Центральный банк России, создал структуру для размещения и обращения бумаг в фондовом отделе Московской межбанковской валютной биржи. Здесь надо отметить, что созданные технологии для размещения государственных ценных бумаг являются на сегодня в мировой практике самыми прогрессивными. Модель расчетов по российским бумагам “поставка против платежа” безусловно помогла несколько снизить расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга и привлечь дополнительных инвесторов. А ведь даже в самых развитых странах, где высокий уровень внутреннего долга, принцип действия нашей модели соблюдается исключительно редко. Вот почему мы можем с полным основанием говорить о том, что в России существует рынок государственных ценных бумаг, рынок этот высоко технологичен. До такой степени, что на нем могут работать и по-наситоящему работают ценные бумаги, выпущенные в нематериальной форме - в виде записи на счетах. Теперь нет необходимости печатать бумаги, не нужно проверять подлинность ценных бумаг в спецлаборатории. Записи на счетах и компьютерные технологии удешевляют работу и делают обращение ценных бумаг более надежным.
А для повышения эффективности работы рынка ценных бумаг необходимо добиваться, чтобы одновременно с ним в нашей стране действовало еще два рынка: рынок муниципальных и рынок корпоративных ценных бумаг. Только на этом пути надо искать дорогу к повышению продуктивности функционирования всей финансовой системы в Российской Федерации, которая - в свою очередь - станет трамплином для взлета всей российской экономики. Список литературы: 1. Акции, облигации и другие ценные бумаги. - М. , 1991.
2. Белов В. А. Ценные бумаги: вопросы правовой регламентации. - М. , 1993. 3. Законодательство о ценных бумагах /Сб. нормативных актов и документов в двух томах. - М. , 1996.
4. Ивонин Ю. Н. , Гоголин Ю. А. Каталог облигаций государственных внутренних займов СССР. - М. , 1990.
5. Правовое регулирование рынка ценных бумаг /Сб. нормативных актов. - М. , 1993.
6. Финансовые аспекты рыночной экономики /Сб. статей. - М. , 1994. 7. Чесноков А. С. Инвестиционная стратегия и финансовые игры. - М. , 1994. 8. Чесноков А. С. Ценные бумаги /Справочник. - М. , 1994.