Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и символы



4

“КУЛЬТУРА И СИМВОЛЫ” (ТЕЗИСЫ И ПРИМЕРЫ)

Символическая природа культуры.

Огромную роль в культуре играют знаки и символы. Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”. В то же время без символов теряется и индивидуальность.

При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”.

Так, например, у буддистов (дхарма) изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития. Все “части” Будды имеют свой сакральный смысл, все они являются символами. Голова Будды соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба, символизирующая третий глаз мудрости. Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Для каждого культурного этноса эти черты являют свой, обособленный символ. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки, как символ благословения. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках.

Другой яркий пример - памятник В.Татлина Владимир Евграфович Татлин (1885--1953) -- русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Видный деятель таких художественных направлений, как футуризм и конструктивизм. “Памятник III Коммунистического Интернационала” (он сейчас стоит в ЦДХ, на Крымском Валу), который воссоздаёт образ Вавилонской башни с картины Брейгеля старшего. Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. И если в богоборческой традиции романтизма героем бунта делался Демон, которому романтики придавали черты преувеличенного индивидуализма, то в авангардной литературе послереволюционных лет подчеркивалась массовость и анонимность бунта (ср. "Мистерия-буфф" Маяковского). Уже в формуле Маркса, бывшей в эти годы весьма популярной, - "пролетарии штурмуют небо" - содержалась ссылка на миф о вавилонской башне. Но при этом миф о разделении народов заменялся представлением об их соединении, т. е. Интернационале, пытаясь создать поворот к новому толкованию этого символа.

Существует даже отдельная наука, изучающая символы - семиотика Семиотика (греч. узмейщфйк?т, от узме?пн -- знак, признак): В языкознании семиотика -- наука о знаках, знаковых системах, символах и мифологемах. Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках». Название науки придумал американский ученый Чарльз Сандерс Пирс. Его основные книги и статьи были опубликованы лишь после смерти в 1914 году, поэтому как наука семиотика появилась только в 30-е годы прошлого века..

В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа.

Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поко-лению. Но сами по себе символические формы -- это внешняя сто-рона культуры.

Языкокультура.

“Имя является полноценным представителем предмета для человека”.

Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий мир”. Все мы - люди - в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою очередь, являются символами.

Без слов, без имени вещей, человек изолирован от мира, без слов он не развивается.

Символ существует как в написанном или сказанном тексте так и вне зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву”. Опять же здесь можно привести наглядный пример Вавилонской башни (которая, как уже отмечалось, сама стала ярким и сильным символом).Библейский текст: "И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле". Так, прослеживается некая цикличность: культура (появление мифа, легенды) - язык (описание мифа или легенды, причём язык сам является символом) - символ (которым становится миф или легенда) - культура (которой становятся мифы и легенды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).

Искусственные языки культуры.

Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”, люди придумали так называемые “искусственные языки”. Наверно, самым ярким из них является письменность. Также искусственные языки - математика, государственные символы (к которым относятся и деньги), искусственные разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные символы), живопись, и т.д.

Искусственных языков огромное множество, но можно выделить несколько фундаментальных: 1)Письменность 2)Математика 3)Искусство 4)Деньги.

Слово и дело в культуре.

“В начале было слово, и это было слово Бога”, “И сказал Бог “Да будет свет” - и стал свет” - всё это показывает, что люди уже давно поняли - дело всегда следует за словом. Без слова нет дела.

“Животное реагирует на жест, а человек на смысл жеста”. Культура предполагает дело как творение.

Деяние всегда имеет две причины - потому что и для того чтобы.

“Люди рождаются и умирают, а их дела остаются.”

Литература

Лекции о культуре: Учебное пособие/ под ред. Клементьева Е.Д.

Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199

Культурология: Учебное пособие/ под ред. Радугина А.А.

Энциклопедия “Википедия”, http://ru.wikipedia.org




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности мироощущения в юности
Реферат Особенности смысловой сферы у лиц пожилого возраста
Реферат Комп’ютерний засіб вимірювання тиску і температури у кліматичній камері
Реферат Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением
Реферат Устройство человеческой памяти
Реферат Научная теория
Реферат Развитие промышленности БССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)
Реферат Осознанное сновидение за 7 дней
Реферат Безопасность на предприятиях пищевой промышленности
Реферат Основи деонтологічної поведінки медичної сестри
Реферат Преступления против собственности 2 Понятие общая
Реферат Основы психогенетики
Реферат Поетична та пісенна творчість України на шляху становлення державності і незалежності
Реферат Основы логики понятия по объему и умозаключения
Реферат A Moment Of Innocence Essay Research Paper