7
МАОК - WUDSES
На заседание кафедры
ДОКЛАД
Евразийское социально-экономическое пространство как Особая Экономическая Зона в контексте формирующейся евразийской экономической доктрины
Оноприенко В.И.,
Купрейчик Л.П.
13.12.05
ВВЕДЕНИЕ к вопросу отбора объекта НИР Кафедры Экономики, управления и оценки Международной Академии Оценки и Консалтинга
Заметным явлением мирового хозяйства являются т. н. «свободные (специальные) экономические зоны» (СЭЗ).
Свободные экономические зоны получили широкое распро-странение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функ-ционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). По оценкам западных специалистов, в 2000 году через раз-личные свободные экономические зоны проходило до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхпри-быль. Крупнейшие международные корпорации считают орга-низацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где использу-ется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ -- это в той или иной степени обособленная географическая территория.
В научных публикациях и отчетах международных организа-ций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в пол-ной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от опреде-ленного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предприниматель-ство. Фактически государство лишь сокращает масштабы сво-его вмешательства в экономические процессы.
Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториально-сти, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зо-ны».
Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов откры-той экономики. Их функционирование связывается с либерали-зацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Эко-номика свободных экономических зон имеет высокую степень от-крытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инве-стиций.
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъ-емлюще использовать особый инвестиционный климат и поэто-му использует частичную, локальную открытость в виде «спец-зоны».
Мировой опыт создания и функционирования свободных эко-номических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, со-зданными для углубления интеграции с мировым рынком стиму-лирования международных экономических связей (зоны свобод-ной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответству-ющих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов.
Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличать-ся друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны со-здавались для реализации региональной политики, направлен-ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобо-да деятельности и значительные финансовые льготы. Эти про-граммы не имели специальной ориентации на привлечение ино-странного капитала.
Зоны свободной торговли, подразделяются на зоны общего назначения и специализирован-ные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами наци-ональной таможенной территории. В них осуществляются опе-рации по складированию и переработке ввезенных товаров (упа-ковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, дея-тельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования ком-бинации режимов зон свободной торговли и импортозамещаю-щих производственных зон.
Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего по-коления (70-80-е годы). Они образуются стихийно или создают-ся специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и за-рубежные исследовательские, проектные, научно-производствен-ные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финан-совых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функциониру-ет в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии -- технополисами, в Китае -- зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового про-изводства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительствен-ных программ создано два десятка технополисов на базе веду-щих научных организаций. В КНР подобные зоны также созда-ются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как иннова-ционные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экс-портно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
Мировой опыт создания и функционирования свободных эко-номических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, со-зданными для углубления интеграции с мировым рынком стиму-лирования международных экономических связей (зоны свобод-ной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответству-ющих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов.
Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличать-ся друг от друга.
НАПРИМЕР, // цит. - авт. Рейнгольд Е.А., «Межгосударственный консалтинг в формировании интеграционных процессов на евразийском пространстве» - …Деятельность ИМЦ предполагает формирование единого экономического и информационного пространства, восстановление кооперации и существовавшего во время СССР разделения труда на новом качественном уровне. Но так как страны СНГ развивались обособленно в течении 15 лет, имеется множество социально-экономических отличий, субъективных предпосылок, которые тормозят формирование единого пространства.
Формируется новый информационный ресурс - надэкономический, надгосударственный, надправовой, который еще не вполне осознан и востребован экономическими субъектами, но в то же время существенно меняющий сложившуюся экономическую инфраструктуру. Возможен информационный обмен, который в перспективе будет существенно влиять на экономическое взаимодействие и сложившуюся практику отношений. Например, формируется практика проведения тендеров на поставку различных товаров и услуг на пространстве СНГ. Новые взаимодействия приводят к замещению традиционных экономических механизмов новыми, которые только будут вырабатываться. Чтобы этот процесс проходил не стихийно, нужен определенный научный фундамент, разработка и тиражирование практических решений.»//
СпецЗоны развития ЕВРАЗЕС.
В России, как и в других странах бывшего СССР, не решена главная проблема - это признание зарубежных дипломов. Если говорить о сути, то такое признание сводится к оценке основных двух критериев, разработанных ЮНЕСКО и Советом Европы:
1. установление эквивалентности периодов университетского образования (сколько потрачено времени на учебу для получения соответствующей квалификации);
2. академическое признание университетских квалификаций (например, психолог - это врач-психиатр, т.е. специалист, имеющий естественно-научное, а не гуманитарное (как у нас в России, да и в странах бывшего СНГ) образование).
И речь идёт не столько даже о стремлении целого ряда стран оградить себя от некачественно подготовленных специалистов, а, сколько о защите своего рынка труда через государственное ограничение миграции рабочей силы, что вполне понятно в условиях 10-20% безработицы во многих странах Европы.
В регион Европы ЮНЕСКО до недавнего времени входило 49 стран, включая США, Канаду, Израиль. За последние пять лет, существенно возросло число новых стран-членов Совета Европы за счет принятых государств бывшего СССР. При этом системы образования ряда вновь принятых стран не были в достаточной мере известны в странах Западной Европы. Поэтому, формируя сейчас единое европейское сообщество, в Европе опасаются усиления миграционных процессов (в силу утраты визового режима для вновь вошедших стран).
Болонская Конвенция (последняя) еще больше сузила рамки признания, отменив признание ученой степени доктора наук (для России), таким образом, уравняв кандидата наук и доктора наук.
Министерства образования стран Европы после подписания Болонской Конвенции на своих официальных сайтах приводят подробные разъяснения в отношении вопросов признания, и эти разъяснения неутешительны. Так, Министерство Образования Франции официально заявляет (http://www.education.gouv.fr/int/recodipl.htm) буквально следующее:
Reconnaissance des diplфmes йtrangers
Il nexiste pas de principe juridique dйquivalence entre les titres et les diplфmes obtenus а lйtranger et les diplфmes franзais dйlivrйs par le Ministиre de lйducation nationale, de lenseignement supйrieur et de la recherche. - Не существует юридического принципа эквивалентности между учеными степенями и дипломами, полученными за границей и французскими дипломами, выданными Министерством образования и науки.
Т.е. Франция даже речь не ведет об установлении эквивалентности. Поэтому даже обладателю ученой степени Йельского университета ничего не «светит» во Франции (что справедливо и наоборот). Министерство образования Франции переадресует иностранца на сайт признания дипломов CIEP: http://www.ciep.fr/enic-naricfr/rediplue.htm - общая информация для ознакомления с Европейскими Конвенциями в области образования. Суть всего сводится к следующему - практически ни одна страна мира, в случае полного признания, не выдает свой диплом, эквивалентный диплому иностранной страны. Т.е. в случае признания во Франции диплома PhD ученого-иностранца, он не получит диплом LMD, а получит государственный документ о соответствии его научного и/или профессионального уровня (в приведенном случае, PhD) уровню LMD. Такой документ во Франции носит название Validation des Acquis de lexpйrience (VAE), англоязычных странах - выдают Credential Evaluation Certificate (CEC). Далее иностранца отправляют в аттестационную комиссию http://www.ciep.fr/enic-naricfr/redipletr.htm по отраслям науки. Обратите внимание, что отраслей науки у них не так много, как у нас. Вот тут-то и начинают работать Европейские Конвенции в области образования: (см. http://www.wudses.com/konv.html). В случае позитивного признания - максимум получаем бумагу VAE или CEC.
В гораздо более выигрышном положении оказываются обладатели дипломов Международной докторантуры WUDSES - поскольку у них на руках и документ российского образца (кандидат наук) и международного диплома PhD (без указания специальности). В этом реализован очень мудрый подход Академика Евреинова, поскольку отсутствуют специальности в международном дипломе PhD - именно этот диплом является приоритетным мировым эталоном (а не VAE или CEC) и сам по себе выступает в «роли» Validation des Acquis de lexpйrience или Credential Evaluation Certificate. А вот отрасль науки раскрывается в дипломе кандидата/доктора конкретных специализаций российского образца (экономика, юриспруденция,психология, медицина, геология и т.п.)
Кроме того, разработка высших стандартов и программ защиты и присуждения дополнительной учёной степени Grand PhD позволяет преодолеть существующие ограничения Болонской Конвенции и подтвердить более высокий статус международного доктора наук в форме diploma GrandPhD.
Право присуждения Grand PhD существует только в системе Глобальная Система Образования - ГСО через утверждение Устава Европейской Академии не физическими лицами, а Министерством Юстиции Бельгии. Именно по этой причине многие выдающиеся российские учёные получают Grand PhD. Именно по этой причине в системе ГСО защищаются американцы, французы, немцы, испанцы и т.д. Более полная информация изложена на сайте http://www.bridgeworld.org/ в разделах:
· OUTSTANDING RESEARCHERS & PROFESSORS - выдающиеся ученые и профессора
· Register - международный реестр учёных степеней и званий
· Documents - королевский указ о создании E.A.I. , заверенный Министром Юстиции Бельгии
· Manifesto - манифесты стран, в которых открыты отделения по подготовке PhD и Grand PhD
Всё сказанное выше относится к системе государственного признания.
Что касается признания диплома конкретным зарубежным ВУЗом - прежде всего, необходимо задаться следующим вопросом: Ученый собирается там работать без приглашения со стороны иностранного ВУЗа? Если да, тогда ему следует апостилировать российские дипломы и вместе с дипломами PhD/Grand PhD, списком научных публикаций и C.V. направить запрос в этот ВУЗ на рассмотрение о трудоустройстве. Что будет дальше - зависит от заинтересованности ВУЗа в учёном. Следует учесть, что ВУЗ должен будет платить за трудоустройство иностранца Министерству Труда и Занятости, поскольку, в данном случае, он способствует миграции рабочей силы. При инициативе (заинтересованности) самого ВУЗа в конкретном учёном, речь уже не идёт о признании (ВУЗ и так признает «учёность» этого учёного). ВУЗ сам организует вызов, включает в план занятий и т.д и т.п. и берет на себя все расходы, связанные с трудоустройством специалиста.
Пророческим кажется высказывание Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко - На сегодня образование является частью экономики и, если "разумным образом не выстроить систему образования, существует опасность того, что она будет отодвинута другими системами на второй план".(см.: Работодатели недовольны выпускниками российских вузов 30.08.2004 15:17 | РБК).
Определенная практическая наработка интегрированных инструментов универсальной наднациональной методики аттестации высших научных кадров в контексте особых условий Концепции ЕВРАЗЕС получена в результате сотрудничества Кафедры Экономики, управления и оценки МАОК и Российско-Бельгийской Докторантуры WUDSES.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |