Реферат по предмету "Государство и право"


Феномен "злого гения" в деструктивных сектах



Феномен «злого гения» в деструктивных сектах

Согласно ст. 28 Конституции РФ и ряда ратифицированных РФ международных правовых актов в РФ каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Однако в ст. 29 Конституции вводится некоторое ограничение на этот принцип: не допускается пропаганда и агитация идей возбуждающих, среди прочего религиозную ненависть и вражду и превосходство над другими.

В современной России действует множество различных Церквей, религиозных Братств, Орденов и др. объединений граждан, как зарегистрированных в установленном законом порядке, так и не зарегистрированных. Изрядную часть в них составляют объединения радикальной направленности: сатанисты, неоязычники, вудуисты и др.

Исследования в направлении религиозной преступности криминология начала развивать сравнительно недавно, но уже организовалась наука, именуемая криминотеологией - учение о религиозной и непосредственно связанной с ней преступности и преступном поведении, его границах, причинах, условиях, профилактике.

Среди прочих проблемных аспектов, в этом учении поднимается вопрос о роли образованности членов деструктивных сект и их организаторов, который, как представляется, спорен и требует научной разработки.

Так, согласно точке зрения О.В. Старкова [1] одной из важных причин формирования криминогенной мотивации является школьный отсев и второгодничество, а значит как следствие перечисленного, низкий интеллектуальный уровень развития.

Это представляется ложным.

Дело в том, что 60,3% религиозных преступников имеют профессиональное образование (от среднего профессионального до высшего), а 21,1% преступников - одно и более высших, что само по себе говорит о довольно высоком интеллектуальном уровне членов деструктивных сект, немаловажно отметить, что 14% членов ДС имеют учёные звания и степени, а 2,6% являются докторами наук[2].

Приведённые цифры позволяют утверждать, что как минимум, не всегда низкий интеллектуальный уровень членов сект вносит их в группу риска. Что конкретно толкает элиту интеллигенции - учёных - в деструктивные секты? Зачем образованным людям, большая часть которых воспитана в СССР, в условиях идеологии атеизма, «идти» в секты?

Согласно законам психологии, человек, вкладывая свои силы во что-либо, нуждается в поощрении, соответственно своему представлению о вложенных силах. Человек стремиться к реализации себя и к признанию другими, а значит позитивного их к себе отношения - любви (говоря терминологией Э. Берна [3] - поглаживаний со стороны других).

С достижением каждого уровня, ступени в своей жизненной лестнице запросы человека увеличиваются и, если поощрение не увеличивается пропорционально представлению лица о вложенных силах, то наступает момент, когда требования человека, перестаёт удовлетворяться в критической мере. Оценка собственной значимости не совпадает с тем количеством любви (поглаживаний), положительных эмоций, которые ему передаются окружающими его. И тогда человек ищет положительных эмоций. И в такой ситуации для него возможно 3 выхода: либо идти далее по прежней лестнице развития и лелеет возможность получить в будущем всю недополученные положительные эмоции - поглаживания, либо отчаивается и начинает «скатываться» вниз по лестнице развития, «зарабатывая положительные эмоции через жалость к себе», что «часто сопровождается алкоголизмом, наркоманией», либо человек перестаёт верить в свою предыдущую деятельность, которой возможно занимался много лет и становится на другой путь, который обещает большее удовлетворение потребностей в поглаживаниях…

Если человек избирает третий путь, то он переходит на другой вектор движения. Старание у таких лиц идти вперёд, к достижению целей, преодолевать препятствия, стоящие на пути, развиваемое с начальной школы, и особо культивируемое во время занятия научной деятельностью никуда не исчезает, и более того, эти качества развиваются на качественно более высоком уровне, лишь вектор движения из позитивного (в общесоциальном смысле), направленного например, на развитие науки, производства, искусства переходит к достижению любви любыми способами, в том числе через игнорирование закона, создание организации быстро, качественно и гарантированно приносящей необходимый «эмоциональный доход», в том числе и через материальные поступления.

Отличие между созданием такими лицами обычных преступных групп или деструктивных сект состоит лишь в том, что как сказал З.Фрейд «человек, который чего-либо боится - показывает это всем и понимает это», так и тут, человек понимает, что «любви» не хватает не только ему, но и другим, и этим можно воспользоваться как с целью повышения самооценки, так и повышения своей оценки со стороны, ведь в сектах их участники, а тем более основатели, пользуются практически безграничной «любовью и признанием», своего рода суррогатом любви, колоссальным количествам поглаживаний, которых им так не хватает.

Подводя итог, хочется отметить, что «утечка мозгов», о которой так много говорили в прессе, происходит не только за границу, но и в рамках границ государства - в другие, отличные от социально полезных, направления. Причём, если из заграницы учёного можно вернуть (ведь он не перестал быть учёным), привлечь более высокой оплатой, то лиц, кто реализуются путём создания сект всё на порядки сложнее.

И если мы хотим уменьшения числа деструктивных сект, читай «злых гениев», мы должны давать по заслугам тем, кто является мозгом общества - учёным - пока ещё это возможно, ведь уничтожить систему проше всего тому, кто знает, как она устроена.

Примечания

1. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. Ред. О.В. Старкова. - СПб: «Юридический центр пресс», 2004. С. 196.

2. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. Ред. О.В. Старкова. - СПб: «Юридический центр пресс», 2004. С. 217.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Э. Берн. - М.: «ПсиХея». - 2007. - С. 214.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.